Главные вкладки

    Проект "Мини-музей "Во Славу Отечества"
    проект (подготовительная группа)

    Чумак Оксана Сергеевна

    Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

    День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.

    Этот мини-музей является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину… Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mini-muzey_vo_slavu_otechestva.docx43.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Чумак О.С.

    Воспитатель, ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко» муниципального района

    Челно-Вершинский Самарской области

    ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»

    Актуальность

    В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

    Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. [5,27]

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2), государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» определены принципы: приоритет общечеловеческих ценностей; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. [2,41]

    В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».

    Проблема: низкий уровень знаний об истории России,  доблести защитников отечества, музейной культуре.

    Использование музейной педагогики в воспитании нравственно-патриотических чувств, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об историко-культурном наследии Родины. [6,12]

    Цель: 

    Создание мини-музея «Во славу Отечества» для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости за российскую армию, уважения к защитникам отечества.

    Задачи:

    1. Систематизировать, расширять и обобщать знания о российской армии, родах войск, военной техники, доблестных защитниках отечества.
    2. Развивать интерес детей к истории отечества, российской армии.
    3. Привлекать семью к патриотическому воспитанию детей.

    Участники:

    Дети подготовительной группы (6-7лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

    План работы по проекту

    Подготовительный этап:

    Ознакомление педагогов с материалами на тему «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

    Участие педагогов и родителей в мастер-классе «Создание мини-музея», организованного работниками краеведческого музея.

    Подбор методической литературы по музейной педагогике.

    Разработка макета мини-музея, содержания 8 экспозиций мини-музея:

    1. Рода войск Вооруженных сил РФ.
    2. Дети-герои.
    3. Города-герои.
    4. Памятные места села Челно-Вершины.
    5. Письма с фронта.
    6. После боя.
    7. Военная техника.
    8. Дидактические игры по военной тематике.

    Подбор материалов  для создания мини-музея «Во славу Отечества»: экспонатов для выставок; литературы,  иллюстраций, открыток, изображающих события на тему Великой Отечественной войны, истории российской армии.

    Создание коллекции картин, альбомов, презентаций и видеороликов по теме проекта: информации об участниках, памятных датах Великой Отечественной войны, городах-героях, детях-героях.

    Подбор материала совместно с  родителями для подготовки «Лента Памяти»;  создание альбома «Наши папы – защитники  Отечества».

    Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)

    Разработка дидактических игр «Сапер», «Танковый бой».

     Подготовка к участию в международной акции «Читаем детям о войне», с приглашением ветеранов и учащихся школы.

    Основной этап.

    Формы работы с детьми:

    • мастерская по изготовлению экспонатов музея;

         Изготовление моделей военной техники из бумаги (самолёты, танки, корабли по чертежу  и оригами), конструктора Лего; макетов памятников с. Челно-Вершины; макетов родов войск, макетов фронтовых писем. Дети изготавливают экспонаты в рамках организованной и самостоятельной деятельности.

    • организованная образовательная деятельность по тематике;

         В рамках образовательной деятельности расширить  знания детей о российской армии, родах войск, военной технике. Познакомить детей с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат», разновидностями музеев, их значением, правилами поведения в них; презентациями и видеороликами о событиях и участниках Великой Отечественной войны, памятниках, памятных местах и датах;  картинами советских художников  по тематике проекта (фото 1, надпись: Картинная галерея). Из библиотеки мини-музея дети познакомятся с книгами о Великой Отечественно войне.

         Организация экскурсии в краеведческий музей,  к памятникам боевой славы и музей боевой славы села Челно-Вершины. (фото 2, надпись: Экскурсия к памятным местам; фото 3, надпись: Экскурсия в музей)

    • самостоятельная деятельность детей;

         Для самостоятельной деятельности подготовить сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, эстафеты: «Мы ходили в музей»; «Что изменилось?»; «Что перепутал художник?»; «Подбери картинку»; «Чья форма?»; «Морской бой» и другие.

    Разработка и создание дидактических игр:

    «Сапер» (фото 4, надпись: Игра «Сапер»)

    Поле поделено на 2 части. Каждому частнику нужно определить местонахождение «мины» в песке с помощью щупа, отметить ее, аккуратно очистить ее при помощи кисточки. Выигрывает игрок, который быстрее найдет и обезвредит все мины.

     «Танковый бой».

    Игра проводится по принципу «Русские шашки». Играют 2 игрока или 2 команды игроков по 2-3 человека. Одна команда играет зелеными танками, а вторая – красными танками. На игровое поле с синими и белыми клетками выстраиваются танки в первые три ряда с каждой стороны. Танки можно передвигать по синим клеткам (ходить только по диагонали вперед на 1 клетку и бить вперед, перепрыгивая через фигуру соперника). Побитая фигура снимается с доски. За каждый подбитый танк игрок получает медаль. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество медалей и получивший звание «лучший танкист».

    • представление материала, собранного для мини-музея; (фото 5, надпись: Представление материалов для мини-музея)

    В ходе поисково-исследовательской работы родители вместе с детьми собирают сведения о своих родных - участниках Великой Отечественной войны, работников тыла: некоторые обращаются в семейные архивы, некоторые делают запросы в военные исторические архивы, находят фотографии своих родных военных лет, собирают различные награды за военную доблесть. Затем все сведения оформляются в печатном или письменном виде, прилагаются фотографии, документы военных лет и приносятся в детский сад.

    Дети презентуют собранный материал.

    Для альбома «Наши папы – защитники  Отечества» дети с родителями собирают материал и оформляют его в виде страницы альбома. Дети рассказывают о своих папах.

    • оформление мини-музея «Во славу Отечества».

         Подготовка разучивание стихов, подготовка рассказов об экспозициях для презентации музея, проведения экскурсий для младших воспитанников, ветеранов, педагогов. (фото 6, надпись: Экспозиция «Рода войск»; фото 7, надпись: Экспозиция «Памятные места с. Челно-Вершины»; фото 8, надпись: Экспозиция «Письма с фронта»; фото 9, надпись: Экспозиция «После Боя»; фото 10, надпись: Экспозиция «Военная техника»).

    Методы работы:

    Практические: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, эстафеты, дидактические игры, создание альбомов о военной технике, истории Отечества.

    Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов.

    Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций,  архивных материалов, личный пример взрослых.

    Проект «Мини-музей «Во славу Отечества» позволит вовлечь родителей в единое воспитательно-образовательное пространство по воспитанию патриотизма.  

    Формы работы с родителями:

    • участие в изготовлении экспонатов для музея;

    Пошив военной формы, подбор экспонатов и литературы по теме мини-музея.

    • сбор материалов о папах кадровых военных или проходивших службу в рядах российской армии, для альбома «Наши папы – защитники отечества». Подготовка материалов о родственниках – участниках Великой Отечественной войны для «Ленты-памяти»
    • мероприятие «Гость группы» (фото 11, надпись: Гость группы)

    Приглашение родных, которые были участниками, тружениками тыла  Великой Отечественной войны; пап служивших в российской армии, в том числе в «горячих точках» для бесед с детьми.

    Заключительный этап

    Предполагаемый результат:

    • мини-музей «Военной Славы» (8 экспозиций) в том числе экспонатами, выполненными  детьми;
    • повышение уровня познавательного развития дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
    • расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях Великой Отечественной войны, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы;
    • развитие творческих способностей детей по художественному творчеству в разных  направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
    • повышение уровня развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями,  умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам;
    • развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
    • развитие интереса к музейной деятельности;
    • совместная творческая деятельность детей и родителей по созданию экспонатов и экспозиций мини-музея;
    • экскурсии: в краеведческий музей, по памятным местам с. Челно-Вершины, музей «Боевое братство».

    Продукт проектной деятельности:  

    • Мини – музей «Во славу Отечества» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной одежды, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей).  
    • Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
    • Выставка детских рисунков «Война – глазами детей».
    • Работы, выполненные совместно родителями и детьми, на тему «Наши папы – защитники отечества», «Лента Памяти», модели военной техники прошлого, настоящего и будущего из бумаги, конструктора Лего, оформление экспозиции «После боя», пошив военных костюмов.
    • Дидактические игры «Танковый бой» и «Сапер» изготовленные совместно с детьми.
    • Презентация проекта мини – музей «Во славу Отечества»: для детей из других групп, педагогов и родителей,  педагогов Северного образовательного округа министерства образования Самарской области. (Приложение № 1) (фото 12, надпись: Презентация мини-музея)
    • Публикация проекта на сайте детского сада http://mdousun.caduk.ru/.

    Проект «Мини-музей «Во славу Отечества» универсален и может быть реализован в любом дошкольном учреждении.

    Как показали результаты проведённой диагностики, деятельность в рамках проекта обеспечила развитие:  знаний дошкольников на 69%; творческой инициативы дошкольников на 48%;  самостоятельности на 39%; гражданско-патриотических чувств на 38%, - открывая новые возможности для формирования собственного жизненного опыта  общения с окружающим миром, в целом, традициями своей Родины и своей семьи,  в частности.

    Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители, какие открытия делают они для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

    Литература

    1. Акинина Т.М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012;
    2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
    3. Ветохина А., Дмитренко З. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - СПб.: Детство-Пресс, 2012;
    4. Деркунская В., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013;
    5. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников - М.: Сфера, 2013.
    6. Рыжова Н.А., Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

     


    Приложение 1

    Экскурсия в мини-музей «Во славу Отечества!»

    Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в мини-музей «Во славу Отечества».

    Ребенок:

    Много есть разных музеев на свете,

    Ходят в них взрослые, ходят и дети.

    Наш же музей уникален вдвойне:

    Создан он в память о страшной войне.

    Той, что несла людям горе и беды,

    Той, что закончилась славной Победой,

    Помнить нам нужно, помнить нам важно

    Всех поименно героев отважных!

    Музей создавали своими руками,

    И этим, пожалуй, он стал уникален.

    Воспитатель: В нашем музее представлены панорамы всех родов войск: сухопутных, воздушно-космических, военно-морского флота.

    Ребенок:

    Летней ночью на рассвете,

    Когда мирно спали дети,

    Гитлер дал войскам приказ!

    И послал солдат немецких

    Против всех людей советских –

    Это значит – против нас!

    Ребенок:

    На защиту нашей Родины встали все от мала до велика: мужчины, женщины, старики и даже дети.

    Героями этой войны стали дети: Марат Казей, Галя Комлева, Леня Голиков, Валя Котик и другие.

    В нашем музее представлен альбом «Дети – герои войны»

    Ребенок:

    Мальчик из села Поповки

    С. Маршак

    Среди сугробов и воронок
    В селе, разрушенном дотла,
    Стоит, зажмурившись, ребенок - 
    Последний гражданин села.

    Испуганный котенок белый,
    Обломки печки и трубы -
    И это все, что уцелело
    От прежней жизни и избы.

    Стоит белоголовый Петя
    И плачет, как старик, без слез,
    Три года прожил он на свете,
    А что узнал и перенес!

    При нем избу его спалили,
    Угнали маму со двора,
    И в наспех вырытой могиле
    Лежит убитая сестра.

    Не выпускай, боец, винтовки,
    Пока не отомстишь врагу
    За кровь, пролитую в Поповке,
    И за ребенка на снегу.

    Ребенок:

    О чем мечтают дети?

    У них одна мечта:

    Пусть будет на планете

    Мир вечный, как весна.

    Вечная слава всем защитникам нашей Родины, которые спасли мир Отчизны.

    Ребенок:

    Герой – почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть города – герои.

    Это почетное звание городам присвоили за героизм и мужество. Звание город-герой присвоено городам: Москва, Ленинград, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск. 

    В нашем музее представлен альбом «Города – герои войны»

    Ребенок:

    Не забудем тех героев,

    Что лежат в земле сырой,

    Жизнь отдав на поле боя

    За народ – за нас с тобой!

    Слава павшим и живым

    От души спасибо им!

    Ребенок:

    В городах, селах  на площадях установлены памятники героям. Люди приходят к памятникам героев, возлагают цветы, венки.

    В нашем селе тоже установлены памятники и обелиски, и мы изготовили с ребятами их макеты.

    Обелиск погибшим воинам в Великой Отечественной войне, Мемориальный комплекс погибшим воинам в Великой Отечественной войне, Памятник ветеранам локальных войн, Памятник воинам-интернационалистам.

    Ребенок:

    Георгиевская лента – и порох, и огонь,
    И горечь слёз, и радость Дня Победы.
    Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
    За добрый мир, что нам добыли деды.

    Георгиевская лента – и порох, и огонь –
    И скорбь души, и солнце жизни новой.
    Узор двухцветных линий – истории ладонь,
    Судьбы орнамент... Памятное слово.

    Воспитатель: Дети и родители нашего детского сада разработали и реализуют  в проект «Лента Памяти». Результатом проекта является «Лента Памяти», составленная из страниц, представленных родителями, как итог поисково-исследовательской работы об участии родных и близких в Великой Отечественной войне и представление ребенком в группе.

    Ежегодно в нашем детском саду проводится международная акция «Читаем детям о войне», в рамках которой дети знакомятся с произведениями о войне и встречаются с ветеранами.

    Ребенок:

    Фронтовые треугольники… В них и боль, и надежда, и ожидание встречи.
    А знаете ли вы, что за годы войны таких фронтовых треугольников было отправлено 6 000 000 000 (6 миллиардов) штук?

    Ребенок:

    Пожелтевшие письма
    В истертой коробке,
    Как осенние листья, 
    Сухие и ломкие.

    Фронтовых треугольников
    Тонкий пакет – 
    Их писал в окруженье
    Погибший мой дед.

    Ребенок:

    Вместе с детьми мы научились делать фронтовые письма, и мы хотели бы вам их подарить.

    Ребенок:

    В любые времена солдаты шли в бой, а на помощь им приходила военная техника.

    В нашем музее мы собрали коллекцию военной техники.

    Ребенок:

    Вместе с родителями мы создали уникальных кукол в военной форме и создали экспозицию «После боя».

    Ребенок:

    После тяжелого боя солдатам хотелось отдохнуть, и они пели песни у костра и наши ребята исполнят для вас веселую песню

    Дети исполняют песню «Будённовец»

    Музыка Я. Дубравина. Слова М. Наринского.

    1. Много Ванюши
    Книжек и игрушек.
    Есть хороший, самый лучший
    Богатырский конь.

    Цок, цок, цок —
    Слышно к тишине.
    Ваня с острой шашкой
    Скачет на коне.

    2. Всех быстрей на свете
    В доме на паркете
    Мчится с Ваней, словно ветер.
    Богатырский конь.

    Цок, цок, цок —
    Слышно в тишине.
    Это красный всадник
    Скачет на коне.

    Воспитатель: У нас в группе собраны дидактические игры на военную тематику. Мы сейчас продемонстрируем игру «Сапер».

    Дети приглашают участников-гостей и демонстрируют игры

    Воспитатель: На этом наша экскурсия окончена, вы можете подробнее   рассмотреть экспонаты музея.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Во славу Отечества. Надежда Дурова"

    Дурова  Надежда Андреевна - известная "кавалерист-девица" . Герой войны 1812 года, ординарец М.И.Кутузова. За спасение в бою от гибели офицера была награждена Георгиевским крестом. Автор книги "З...

    Конкурс чтецов "Славься, Отечество!"

    ПОЛОЖЕНИЕо конкурсе чтецов среди старших и подготовительных групп МБДОУ №21«Славься Отечество!» 1.      Общие положения.1.1.Настоящее положение определяет порядок и...

    Утренник (вторая младшая группа) "Слава защитникам Отечества"

    Сценарий утренника для детей второй младшей группы. В сценарий входят стихи, песни, музыкальные компазиции, игры, как для родителей, так и для детей. Надеюсь, что он понравится моим коллегам....

    славься Отечество

    славься Отечество...

    Интегрированный физкультурно-оздоровительный досуг «Славься Отечество наше родное»

    Физкультурно - оздоровительный досуг с использованием регионального компонента....

    Из опыта работы.Дополнительный материал к образовательной деятельности по теме: "Славься,Отечество!"

    данный материал предназначен для воспитателя в проведении тематических мероприятий....

    Патриотическое воспитание младших школьников Тема: «Славься, Отечество!»

    Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к традициям прошлого своего народа, формировать правильное отношение к выбору активной жизненной позиции, способствовать проявлению ...