"Рождественские традиции на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Гофман Елена Александровна

Конспект НОД

"Рождественские традиции на Руси"

Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.

Задачи:

 

  • уточнять представление о зимнем празднике "Рождество" и истории его происхождения;
  • знакомить с традиционными русскими зимними забавами: игрой в снежки, катании на санках и т.п.;
  • привить любовь к русским обычаям и традициям;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • осуществлять совместную деятельность с родителями и детьми;
  • укреплять сплоченность группы
  • Ход занятия:

    Под русскую-народную музыку, дети наряженные в  костюмы (девочки в сарафанах, а на голове кокошники, мальчики в  рубахах, подвязанных кушаками, в шароварах, на голове картузы), держась за руки, проходят в музыкальный зал, украшенный по-новогоднему. Змейкой обходят его и рассаживаются на места.

    Воспитатель: Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь с Рождественскими традициями на Руси! (приглушает музыку, приглашает детей посмотреть презентацию). На экране заставка "зимняя ночь", которую заметают ажурные снежинки.

     "Рождественские традиции на Руси".

    Далее воспитатель декламирует стихотворение Михаила Лермонтова

    Сегодня будет Рождество,
    весь город в ожиданьи тайны,
    он дремлет в инее хрустальном
    и ждет: свершится волшебство.

    Колдуй же, вьюга-чародей,
    твоя волшебная стихия
    преобразит в миры иные
    всю землю, город, и людей.

    Встречаться будут чудеса,
    так запросто, в толпе прохожих,
    и вдруг на музыку похожи
    людские станут голоса. 

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно?

    Дети: Очень! Про чудеса! О Рождестве!

    Воспитатель: Продолжает показ презентации и рассказывает о том как появился на свет маленький Христос, и что это значило для людей. В конце рассказа на экране появляется "Вифлеемская" звезда и изображение крошечного младенца в яслях в окружении домашних животных.

  • Воспитатель: Давайте послушаем рождественскую песню! (включает запись произведения "В эту ночь так светло и морозно",  слова Татьяны Митюшиной, музыка Людмилы Ершовой). Вам понравилась песня ребята? Чем?

    Дети: Музыка мелодичная, нежная. Песня про доброту, про чудеса

    Воспитатель: Ребята а вы знаете, что желания загаданные на рождество должны быть особенными: добрыми  и мудрыми.

    Воспитатель: А какие вы, ребята загадали желания на Рождество? (дети рассказывают про то, какие желания они загадали).

    Воспитатель: Очень хорошие желания в загадали, пусть они обязательно исполнятся! Давайте опять посмотрим на экран.

    На экране иллюстрации и описание традиций празднования рождества на Руси .

    Воспитатель: Ребята, а какие зимние забавы вы любите больше всего?

    Дети: кататься на санках с гор, лепить снеговика, ходить на лыжах, играть в снежки!

    Воспитатель: А давайте прямо сейчас поиграем в снежки и на саночках прокатимся! (звучит веселая музыка, воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды. Дети разбирают снежки и по сигналу начинают бросать их друг в друга. Игра повторяется 2-3 раза).

    Воспитатель: Наигрались? Молодцы! Кто победил?

    Дети: Мы!!!!

    Воспитатель: Победила дружба! А теперь на саночках прокатимся! (дети встают парами друг за другом, берутся за руки, начинают бег парами). Под произведение "Зимний хоровод" дети пробежав круг останавливаются, поворачиваются друг к другу, берутся за руки и кружатся с подскоками. Танцевальные элементы повторяются 3 раза)

    Воспитатель: Хорошо повеселились? Надо отдохнуть! (Приглашает детей на места и говорит о том что раньше праздник назвался "Коляда" и слово это произошло от славянского "коло" - солнце. Солнце проглотил мифический змей корочун, но добрая богиня Коляда родила людям новое светло.  Люди обрадовались и пошли по дворам рассказывать о чуде, танцевали,  пели радостные песенки "колядки". Предлагает детям послушать запись колядок в исполнении профессионального вокального ансамбля). 

    Воспитатель: Понравились колядки? Какие они? Какие эмоции взывают?

    Дети: Очень! Они веселые, забавные, смешные. Хочется танцевать!

    Воспитатель: Хотите поколядовать как это делали в старину?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Хорошо! Но прежде вам надо узнать как это делать правильно. Чтобы колядовать нужно собрать компанию и распределится по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, который хочет своему дому процветания должен одарить колядующих дарами - сладостями.  Этот персонаж называется «мехоноша». Он должен быть сильный! 

    Воспитатель: давайте вберем нашего "мехоношу"! (дети обсуждают и выбирают самого сильного мальчика, воспитатель приглашает его подойти к столу с принадлежностями и взять корзину. Затем продолжает комментировать слайды).  

    Воспитатель: А в знаете, ребята, что самый веселый из компании одевался в костюм козы. Коза - символ плодородия и богатого урожая. Ее задорные танцы отгоняли неприятности! Еще наряжались в костюмы медведя и лисы. Медведь  - символ силы и мощи, а лисица - символ хитрости. Медведь оберегал пасеки а лиса приносила удачу в охоте. 

    Воспитатель: Нам нужны желающие на роль веселой "козы",   мощного "медведя" и хитрой "лисы"! (дети высказывают свои пожелания, определяются с ролями, обосновывая свой выбор. и проходят за карнавальными шапочками. После присаживаются на свои места ).

    Воспитатель: Один из главных атрибутов ряженых - Звезда! Звезда для колядования должна быть как можно заметней и ярче . Ее закрепляли на длинной палке, украшали лентами и фольгой и отправлялись в праздничный путь! 

    Воспитатель: Ребята, вы узнали много нового о Рождественских традициях. Вам было интересно?

    Дети: Очень!

    Воспитатель: Как же нужно праздновать рождество и колядовать?

    Дети: Нарядится в костюмы, поздравлять друг друга, радоваться, петь колядки, получать угощения и угощать!

    Воспитатель: давайте и мы с вами отпразднуем Рождество по старинному Русскому обычаю! (вручает звезду одному из детей, делает громче музыку , приглашает всех ребят в хоровод. Сделав несколько кругов в одну и другую сторону, показывает танцевальные движения, которые дети повторяют. После предлагает передавать звезду по кругу. По хлопку в ладоши, ребенок у которого в этот момент оказалась звезда выходит в круг и показывает танец, а остальные повторяют. И так несколько раз. После воспитатель убавляет громкость музыки, предлагает ребятам встать полукругом возле макета деревенского домика, берет в руки корзину со сладостями, изображая хозяйку дома. Ребята по очереди рассказывают колядки и получают угощение

    Ребенок:

    Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!

     

    Ребенок:

    Коляда, коляда т моя!

    Поздравляю всех с праздником я!

    Пироги на столах жаром пышут,

    От меня поздравления

    слышат!

     

    Воспитатель: Спасибо за поздравления! Держите угощения! (Раздает угощения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskie_traditsii.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рождественские традиции на Руси

Слайд 2

Михаил Лермонтов Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданьи тайны, он дремлет в инее хрустальном и ждет: свершится волшебство. Колдуй же, вьюга-чародей, твоя волшебная стихия преобразит в миры иные всю землю, город, и людей. Встречаться будут чудеса, так запросто, в толпе прохожих, и вдруг на музыку похожи людские станут голоса.

Слайд 3

Что такое рождество? Празднуют рождество с 6 на 7 января. Люди верят, что в эту ночь родился младенец Иисус. Иисус - это сын Бога. Перед самым рождением Иисуса, его мама Мария отправилась в далекое путешествие в город Вифлеем. Но там было очень много людей и все дома и гостиницы оказались заняты. Поэтому Марии пришлось заночевать в пещере, где хозяева держали коров, овец и коз. Именно в эту ночь и родился маленький Иисус. В пещере не было кроватки и младенца пришлось положить прямо в ясли. Ясли - это кормушка с сеном для животных. В эту же ночь мимо проходили пастухи со своим стадом и увидели яркий свет и ангела, который возвестил о рождении спасителя. От них благую весть узнали все люди. В ту ночь на небе появилась яркая Вифлеемская звезда.

Слайд 4

На Руси традиция празднования имеет очень древние корни. Давным-давно праздник назвался «Коляда». Этот праздник, который был самым большим и главным в зимнее время.

Слайд 5

Чтобы люди не остались без света и тепла, у доброй богини Коляды рождалось новое Светило, маленький Божич .

Слайд 6

Самый веселый из компании одевался в костюм козы. Коза - символ плодородия и богатого урожая. Ее задорные танцы отгоняли неприятности! Еще наряжались в костюмы м едведя и лисы. Медведь - символ силы и мощи, а лисица - символ хитрости. Медведь оберегал пасеки а лиса приносила удачу в охоте

Слайд 7

Один из главных атрибутов ряженых – Звезда! Звезда для колядования должна быть как можно заметней и ярче . Ее закрепляли на длинной палке, украшали лентами и фольгой и отправлялись в праздничный путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Народная культура и традиции на Руси. 2 младшая группа

Проект "Знакомство с народной культурой и традициями на Руси" для детей 2 младшей группе. Проек расчитан на неделю, с видами деятельности и целью....

«Чайные традиции на Руси» конспект занятия по окружающему миру

Задачи:- познакомить с самоваром, выяснить сходство и различия с чайником;- закреплять знания детей о видах чая;- воспитывать интерес к истории русского народа;- формировать связную речь детей, обогащ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....

Новогодние традиции на руси

Как праздновали Новый год на РусиНовогодние традиции складывались на протяжении столетий, поэтому сегодня, находясь в раздумьях относительно того, как встретить Новый Год, мы можем вспомнить историю п...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)

Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...

Конспект НОД Рождественские традиции на Руси

    Конспект НОД"Рождественские традиции на Руси" Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями.Задачи: уточнять представление о зимнем празднике ...