«Чайные традиции на Руси» конспект занятия по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Иванова Вера Васильевна

Задачи:

- познакомить с самоваром, выяснить сходство и различия с чайником;

- закреплять знания детей о видах чая;

- воспитывать интерес к истории русского народа;

- формировать связную речь детей, обогащать словарь следующими словами: заварочный чайник, чайная пара, самовар, крепкий, ароматный, чаепитие;

- закреплять название предметов чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница);

- активизировать употребление звука «Ч» в словах;

- развивать речевое дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «Чайные традиции на Руси»

Цель: познакомить детей с традицией чаепития на Руси, активизация речи.

Задачи:

- познакомить с самоваром, выяснить сходство и различия с чайником;

- закреплять знания детей о видах чая;

- воспитывать интерес к истории русского народа;

- формировать связную речь детей, обогащать словарь следующими словами: заварочный чайник, чайная пара, самовар, крепкий, ароматный, чаепитие;

- закреплять название предметов чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница);

- активизировать употребление звука «Ч» в словах;

- развивать речевое дыхание.

Словарная работа: чайник, самовар, заварочный чайник, крепкий, ароматный, чаепитие.

Предварительная работа:

- рассматривание альбомов, иллюстраций;

- заучивание пословиц, стихотворений по теме;

- слушание русских народных песен;

- знакомство с чайным сервизом;

- беседа о видах чая (черный, зеленый), горячем чае, правилах безопасного поведения.

Материал и оборудование:

Самовар, чайник, чайная пара, сахарница, заварочный чайник, сахар-рафинад на блюде, иллюстрации с разными самоварами, нарисованные чашка, блюдце - для составления чайной пары, запись русских народных мелодий.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, индивидуальная помощь.

Ход:

Организационная игра под музыку.

Делаем головкой - ник-ник-ник.

Пальчиками ловкими - чик-чик-чик.

Хлопаем ладошами - хлоп-хлоп-хлоп.

Топаем мы ножками - топ-топ-топ.

А потом на стульчики мы сели…

Сказку посмотрели.

Стук в дверь. Входит Федора (кукла бибабо).

- Здравствуйте, мои дорогие. Помогите мне. Пригласила бабушек старушек на чаепитие, а что из посуды на стол поставить, забыла, что из угощения приготовить, не знаю.

Воспитатель: Ребята, куда старушек Федора пригласила? (ответы детей)

Воспитатель: А что такое чаепитие? (ответы детей) Ах, все понятно, чай хотят вместе попить, да поговорить.

Федора: Помогите, как стол накрыть, подскажите.

Воспитатель: Тебе нужно то, что воду для ароматного и крепкого чая вскипятить поможет.

Вносим самовар.

Я пузатый, я пыхтящий,

Я большущий и блестящий.

Воду вскипячу, чаем угощу.

Я – русский самовар!

Воспитатель: Приятно познакомиться, дети, что это? (самовар) Очень давно самовар помогал людям на Руси воду вскипятить, а какой бытовой прибор нам дома помогает чай приготовить? (ответы детей) Посмотрите на чайник и самовар, они похожи, что одинакового в них есть? (Крышка, донышко, носик, ручка) А чем отличаются эти предметы? (у самовара 2 ручки и есть ножки). А вот еще какие были самовары на Руси, посмотрите на иллюстрации. (спросить детей, кому какой самовар нравится на иллюстрации)

Федора: Хорошо, на стол я самовар поставлю, пусть воду кипятит, а что же в заварочном чайнике мне заварить?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это тоже чайник, только заварочный. Что мы заварим кипятком? Какой бывает чай? (ответы детей)

Игра «Чай».

Вот чашка, вот другая,

(одна ладошка, другая)

Вот чайник заварной,

(ладошка над ладошкой)

Наливаем чай мы в чашку

(имитация)

И остудим его с тобой

(дуем на «чай»)

(повторили 3 раза)

Федора: Я люблю сладкий чай.

Воспитатель: Дети, чтобы чай стал сладким, нам нужен…(сахар). Раньше чай пили с сахаром вприкуску. Сахар был кусочками, вот такой. Давайте мы им наполним… какую посуду? (ответы детей) Правильно, сахарницу. Каждый возьмет по кусочку и скажет, куда его опустит. (Я опущу сахар в сахарницу)

Федора: Я вспомнила, еще нужны чайные чашки. Только их перемыть нужно.

Воспитатель: Мы тебе поможем.

Физминутка «Моем посуду» (звучит музыка)

1, 2, 3, 4

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик,

Ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Ничего мы не забыли

(имитация, повторили 3 раза)

Воспитатель: Посмотрите, чашки блюдца перепутались, нужно составить чайную пару.

На магнитной доске каждый, магнитами прикрепляет свою чайную пару, подобранную по цвету.

Федора: А чем же гостей угощать буду, с чем чай пьют?

Воспитатель: Посмотрите на картины, с чем раньше чай пили? (ответы детей) А вы с чем любите, чай пить? (ответы детей)

Воспитатель: Вспомнила, Федора, что нужно к чаепитию? Ребята, по очереди, напомните Федоре, что на стол поставить для чаепития (ответы детей). Кто нас стихотворениями о чае порадует?

Двое детей рассказывают стихотворение.

1. Пыхтел устало самовар

Потому, что был он стар.

Чашки, блюдца щебетали,

Гостей к чаю приглашали.

(автор Н. Найденова)

2. А я чаю заварю.

В чашку хрупкую налью.

Будем пить его мы с вами…

Как бы не обжечься… ой!

(с сайта http://www.happy-giraffe.ru/user/139017/blog/post214227/)

Воспитатель: А давайте вместе пословицы вспомним. Я начинаю, вы заканчиваете:

За чаем не скучаем… (по 5 чашек выпиваем)

Выпьешь чаю… (прибавятся силы)

Не спеши пить чай… (язык обожжешь)

Федора: Спасибо, помогли мне. Пойду я на стол накрывать, старушек-подружек ждать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Чайная посуда"

Коррекционно-образовательные задачи:Обогащать словарь ребёнка.Уточнять и расширять представление о чайной посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.Закреплять в речи существительного с обо...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...