Главные вкладки

    Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
    презентация по окружающему миру по теме

    Абаренова Марфа Геннадьевна

    Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Музыкальный руководитель

    Абаренова Марфа Геннадьевна.

    г.Москва ГБОУ СОШ № 2048

    дошкольное отделение СП №1

                        Музыкальная гостиная

    «Природа и музыка»

    Связь традиций древней Руси и современности.

    (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

    Цель: формирование и развитие профессионально-личностных качеств педагогов.

    Задачи:

    • Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов;
    • развивать интерес к  музыке, создать обогащение внутреннего мира;
    • создать условия для  общения педагогов, индивидуальной работы с ними, раскрытия их творческих способностей;

    Ведущая гостиной:

    - Добрый день! Я очень рада приветствовать вас  в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите, как красиво кругом. Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о весне.

    Весна! Весна! Как воздух чист.

    Как ясен небосклон

    Своей лазурностью пленит

    И манит за собой.

    Звучит в записи  музыка Г.Свиридова «Весна» в исполнении оркестра, дирижер В.Федосеев (ор. 65 из иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»)

    Ведущая гостиной:

    -Музыку, которую вы прослушали,  написал Георгий Свиридов – наш современник. Она звучит как одна из  музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

    И снова звучит музыка – фанфары, призывающие к вниманию.

    Ведущая гостиной:

    -Март- месяц обманчивый. Кажется, вот, вот солнце умоет землю, и весенняя природа войдет в свои права, но зима не хочет упускать свое время.

    Стихии. Две силы матери природы. Столкнулись. Закружились вместе. Слились в таинственном танце. Каждая одержима мыслью о победе. Обе величавы и сильны. Но та, которая уже отдала свою энергию времени – отступает под натиском той, которая полна энергии солнца. Победа и…просыпается мир от зимних грез и простирает ветви лес и жаворонок поет свою песню.

    Зима, плести узоры мастерица,

    Пройдя вкруг легкою стопой,

    Покрыла землю пухом серебристым,

    Озера - мыслью ледяной.

    Задумчиво снежок, по ветвям рассыпая,

    Вдруг затаённо чувствует она –

    Летит навстречу к ней соперница младая

    Розовощекая красавица Весна.

    На крыльях птиц она стремится

    И жезл пламенный зажжен

    Им топит лед во снах Царицы

    И будит жизни перезвон.

    Сурово брови снежные, нахмуря

    И величавой поступью пройдя,

    Зима навстречу посылает бури

    Метели, ураганы, не шутя.

    Весна, раскинув руки – крылья

    Встречает Зиму щедростью любви

    Глубокой нежно – сочной акварелью

    Расписывает радужные дни.

    Смеясь, она дотронулась до солнца

    И брызнул пламенный узор

    До самых  до глубин, до донца

    Растаял зимушкин ковёр.

    Послушайте два разных произведения. Первое - о характере зимы  в произведении  А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» II часть

    и нежное пение жаворонка – предвестника наступающей весны  в  произведении П.Чайковского «Песня жаворонка». Во время прослушивания этих разных по характеру произведений предлагаю вам акварельными красками нанести на бумагу свои впечатления.

    Педагоги приглашаются к общему столу в зале, с заранее приготовленными красками, кисточками, водой и бумагой А4 по два листа на каждого педагога.

    Звучит музыка:

    А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» II часть ( оркестр дир. Т.Гринденко)

    П.Чайковский «Песня жаворонка» ( фортепиано И.Малинина)

    По окончанию музыки педагоги приглашаются в зал.

    Ведущая гостиной:

    О, Русь! В твоих былинах хранится древний, мудрый огонь. Едина песнь с душой каждого человека, живущего сердцем с тобой. И огромная, потаённая сила дремлет и ждет своего часа среди глубинных озёр, звенящих стрелою лесов и упоённых солнцем долин.

    Древние, древние сказы

    Древних озер ларцы

    Древние дубы и вязы

    Древние думы Земли

    Духи хранят пророчества

    И вдоль тропинки лесной

    Шёпот – трава заговорщица

    Густо растет стеной.

    Вьется тропинка, стелется

    Вдоль уходящих снов.

    Русь и Большая Медведица –

    Кладезь земных даров.

    - В древней Руси происходил главный обряд - Открытие Сварги — закликание Весны. Обряд закликания Весны связывали с первым прилетом птиц и началом таяния снегов 25 марта. Люди выходили на улицу, кланялись солнцу, просили хорошего, щедрого урожая. Послушайте народные закликания весны.

    Жаворонушки, летите!

    Нам зима-то надоела,

    Много хлебушка поела!

    Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое!

    Послушайте закликания Весны в исполнении народного хора «Сибирячка»

    Звучат закликания в исполнении хора «Сибирячка»

    Ведущая гостиной:

    Послушайте ещё народные закликания весны.

    - Весна-красна, ты на чем пришла?

     Ты на сошечке, на бороночне…

     Весна-красна, что ты нам принесла?

    Принесла я вам три угодья:

    Первое угодьюшко – Животинушка в полюшке;

     Другое угодьюшко – С сошечкой в полюшке;

    Третье угодьице – Пчелки на полете;

    Да еще угодьице – Миру на здоровьице!

    Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня Весну кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. На Открытие в третий и в последний раз закликается Весна, когда открывается Сварга, никто не работает.

    С наступлением утра угощаются ржаным печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Главными, самыми активными, участниками обряда были девушки и дети. В этот день женщины «выкликают просо», поют известную песню «А мы просо сеяли, сеяли». Также все играют в обрядовую игру «круглые горелки».

    Предлагаю вам вместе с  народным хором «Сибирячка» спеть песню  «А мы просо сеяли, сеяли».

    В записи звучит песня «А мы просо сеяли, сеяли» в исполнении народного хора «Сибирячка»

    Ведущая гостиной:

    - А теперь хочу вам загадать несколько загадок. Как назывались  на Руси весенние месяцы: март, апрель, май? Какие  вы знаете древние праздники, которые отмечались весной? Какие вы знаете угощения, которые были приурочены к весенним праздникам?

    Педагоги отвечают на вопросы и в конце разговора под русскую народную музыку выносятся угощения. Угощения  располагаются у центральной стены, где заранее определен и украшен угол.

    Ведущая гостиной:

    - Весна – это время связано с чем-то  нарождающимся, новым, солнечным и конечно это посвящение нарождающейся любви.

    Бывают дни, которые дарует нам природа. Они, что ожерелье среди повторяющихся дней. Воздух упоен вокруг ароматами чистого воздуха и голубой лазури неба.

    Небо сине,

    небо злато,

    Небо, волею мечты

    И кудряво и крылато,

    Песнь восхода и заката

    Небо, о поешь мне ты.

    По небесным струйкам мчатся

    Солнца золотые дни.

    Золотые нити счастья

    У волшебницы судьбы.

    А судьба, что мастерица

    Кружит солнечные дни

    И узорами расшита

    Ткань безоблачной любви.

    Я предлагаю вам, выразить своё понимание весны, своё отношение к ней, в общей  композиции, которую мы назовем «Весна любви». А используем мы в этом нетрадиционную технику.

    Нам поможет русская народная музыка, которая будет звучать, рисуя картины весны.

    Звучит русская народная музыка.

    На отдельном столе в корзине находится разный материал (бумага, ткань, ножницы, клей, гуашевые краски, кисти) для создания на бумаге А3 композиции.

     Педагоги создают под музыку в нетрадиционной технике композицию «Весна любви». Композицию устанавливают на мольберт. Музыка продолжает звучать.

    Ведущая гостиной:

    - Какая у нас удивительно светлая, солнечная, сияющая всеми красками получилась природа весны, природа любви цветения! Сколько тепла, радости, сердечной доброты в ваших работах.

    -  Музыка нас будет звать в неведомые дали,

      Звенеть, искриться радугой-дугой,

      Как будто нам Жар-птицу в руки дали

      И напоили всех живой водой.

                                             (К. Ибряев)

    Позвольте всех вас пригласить к самовару с весенними угощениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий музыкально- литературной композиции "День Победы, как он был от нас далёк"

    В сценарий музыкально-театрализованного концерта включены песни, стихи, танцы, игры, аттракционы для детей старшей и подготовительной групп...

    МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ "МУЗЫКА ВСЮДУ ЖИВЕТ"

    Я РАБОТАЮ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ".  ПОЭТОМУ ПРЕДЛОГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ МАТЕРИАЛ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ....

    Сценарий музыкально-литературной композиции "Зовет нас музыка Победы!" (презентация проекта)

    Цель: воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через музыкальную культуру.Задачи:1.Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет.2.Дать представления о том, что песня в суровые год...

    Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

    Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø  Формирование патриотических чувств и любви  к родному краю ...

    Музыкально-литературная композиция "Музыка нашей Победы"

    Конспект музыкально-литературной композиции, посвященной Дню Победы...

    «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)

    laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...