Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
презентация по окружающему миру по теме

Абаренова Марфа Геннадьевна

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

Абаренова Марфа Геннадьевна.

г.Москва ГБОУ СОШ № 2048

дошкольное отделение СП №1

                    Музыкальная гостиная

«Природа и музыка»

Связь традиций древней Руси и современности.

(музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Цель: формирование и развитие профессионально-личностных качеств педагогов.

Задачи:

  • Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов;
  • развивать интерес к  музыке, создать обогащение внутреннего мира;
  • создать условия для  общения педагогов, индивидуальной работы с ними, раскрытия их творческих способностей;

Ведущая гостиной:

- Добрый день! Я очень рада приветствовать вас  в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите, как красиво кругом. Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о весне.

Весна! Весна! Как воздух чист.

Как ясен небосклон

Своей лазурностью пленит

И манит за собой.

Звучит в записи  музыка Г.Свиридова «Весна» в исполнении оркестра, дирижер В.Федосеев (ор. 65 из иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»)

Ведущая гостиной:

-Музыку, которую вы прослушали,  написал Георгий Свиридов – наш современник. Она звучит как одна из  музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

И снова звучит музыка – фанфары, призывающие к вниманию.

Ведущая гостиной:

-Март- месяц обманчивый. Кажется, вот, вот солнце умоет землю, и весенняя природа войдет в свои права, но зима не хочет упускать свое время.

Стихии. Две силы матери природы. Столкнулись. Закружились вместе. Слились в таинственном танце. Каждая одержима мыслью о победе. Обе величавы и сильны. Но та, которая уже отдала свою энергию времени – отступает под натиском той, которая полна энергии солнца. Победа и…просыпается мир от зимних грез и простирает ветви лес и жаворонок поет свою песню.

Зима, плести узоры мастерица,

Пройдя вкруг легкою стопой,

Покрыла землю пухом серебристым,

Озера - мыслью ледяной.

Задумчиво снежок, по ветвям рассыпая,

Вдруг затаённо чувствует она –

Летит навстречу к ней соперница младая

Розовощекая красавица Весна.

На крыльях птиц она стремится

И жезл пламенный зажжен

Им топит лед во снах Царицы

И будит жизни перезвон.

Сурово брови снежные, нахмуря

И величавой поступью пройдя,

Зима навстречу посылает бури

Метели, ураганы, не шутя.

Весна, раскинув руки – крылья

Встречает Зиму щедростью любви

Глубокой нежно – сочной акварелью

Расписывает радужные дни.

Смеясь, она дотронулась до солнца

И брызнул пламенный узор

До самых  до глубин, до донца

Растаял зимушкин ковёр.

Послушайте два разных произведения. Первое - о характере зимы  в произведении  А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» II часть

и нежное пение жаворонка – предвестника наступающей весны  в  произведении П.Чайковского «Песня жаворонка». Во время прослушивания этих разных по характеру произведений предлагаю вам акварельными красками нанести на бумагу свои впечатления.

Педагоги приглашаются к общему столу в зале, с заранее приготовленными красками, кисточками, водой и бумагой А4 по два листа на каждого педагога.

Звучит музыка:

А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» II часть ( оркестр дир. Т.Гринденко)

П.Чайковский «Песня жаворонка» ( фортепиано И.Малинина)

По окончанию музыки педагоги приглашаются в зал.

Ведущая гостиной:

О, Русь! В твоих былинах хранится древний, мудрый огонь. Едина песнь с душой каждого человека, живущего сердцем с тобой. И огромная, потаённая сила дремлет и ждет своего часа среди глубинных озёр, звенящих стрелою лесов и упоённых солнцем долин.

Древние, древние сказы

Древних озер ларцы

Древние дубы и вязы

Древние думы Земли

Духи хранят пророчества

И вдоль тропинки лесной

Шёпот – трава заговорщица

Густо растет стеной.

Вьется тропинка, стелется

Вдоль уходящих снов.

Русь и Большая Медведица –

Кладезь земных даров.

- В древней Руси происходил главный обряд - Открытие Сварги — закликание Весны. Обряд закликания Весны связывали с первым прилетом птиц и началом таяния снегов 25 марта. Люди выходили на улицу, кланялись солнцу, просили хорошего, щедрого урожая. Послушайте народные закликания весны.

Жаворонушки, летите!

Нам зима-то надоела,

Много хлебушка поела!

Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое!

Послушайте закликания Весны в исполнении народного хора «Сибирячка»

Звучат закликания в исполнении хора «Сибирячка»

Ведущая гостиной:

Послушайте ещё народные закликания весны.

- Весна-красна, ты на чем пришла?

 Ты на сошечке, на бороночне…

 Весна-красна, что ты нам принесла?

Принесла я вам три угодья:

Первое угодьюшко – Животинушка в полюшке;

 Другое угодьюшко – С сошечкой в полюшке;

Третье угодьице – Пчелки на полете;

Да еще угодьице – Миру на здоровьице!

Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня Весну кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. На Открытие в третий и в последний раз закликается Весна, когда открывается Сварга, никто не работает.

С наступлением утра угощаются ржаным печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Главными, самыми активными, участниками обряда были девушки и дети. В этот день женщины «выкликают просо», поют известную песню «А мы просо сеяли, сеяли». Также все играют в обрядовую игру «круглые горелки».

Предлагаю вам вместе с  народным хором «Сибирячка» спеть песню  «А мы просо сеяли, сеяли».

В записи звучит песня «А мы просо сеяли, сеяли» в исполнении народного хора «Сибирячка»

Ведущая гостиной:

- А теперь хочу вам загадать несколько загадок. Как назывались  на Руси весенние месяцы: март, апрель, май? Какие  вы знаете древние праздники, которые отмечались весной? Какие вы знаете угощения, которые были приурочены к весенним праздникам?

Педагоги отвечают на вопросы и в конце разговора под русскую народную музыку выносятся угощения. Угощения  располагаются у центральной стены, где заранее определен и украшен угол.

Ведущая гостиной:

- Весна – это время связано с чем-то  нарождающимся, новым, солнечным и конечно это посвящение нарождающейся любви.

Бывают дни, которые дарует нам природа. Они, что ожерелье среди повторяющихся дней. Воздух упоен вокруг ароматами чистого воздуха и голубой лазури неба.

Небо сине,

небо злато,

Небо, волею мечты

И кудряво и крылато,

Песнь восхода и заката

Небо, о поешь мне ты.

По небесным струйкам мчатся

Солнца золотые дни.

Золотые нити счастья

У волшебницы судьбы.

А судьба, что мастерица

Кружит солнечные дни

И узорами расшита

Ткань безоблачной любви.

Я предлагаю вам, выразить своё понимание весны, своё отношение к ней, в общей  композиции, которую мы назовем «Весна любви». А используем мы в этом нетрадиционную технику.

Нам поможет русская народная музыка, которая будет звучать, рисуя картины весны.

Звучит русская народная музыка.

На отдельном столе в корзине находится разный материал (бумага, ткань, ножницы, клей, гуашевые краски, кисти) для создания на бумаге А3 композиции.

 Педагоги создают под музыку в нетрадиционной технике композицию «Весна любви». Композицию устанавливают на мольберт. Музыка продолжает звучать.

Ведущая гостиной:

- Какая у нас удивительно светлая, солнечная, сияющая всеми красками получилась природа весны, природа любви цветения! Сколько тепла, радости, сердечной доброты в ваших работах.

-  Музыка нас будет звать в неведомые дали,

  Звенеть, искриться радугой-дугой,

  Как будто нам Жар-птицу в руки дали

  И напоили всех живой водой.

                                         (К. Ибряев)

Позвольте всех вас пригласить к самовару с весенними угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ "МУЗЫКА ВСЮДУ ЖИВЕТ"

Я РАБОТАЮ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ".  ПОЭТОМУ ПРЕДЛОГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ МАТЕРИАЛ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ....

Сценарий музыкально-литературной композиции "Зовет нас музыка Победы!" (презентация проекта)

Цель: воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через музыкальную культуру.Задачи:1.Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет.2.Дать представления о том, что песня в суровые год...

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø  Формирование патриотических чувств и любви  к родному краю ...

Музыкально-литературная композиция "Музыка нашей Победы"

Конспект музыкально-литературной композиции, посвященной Дню Победы...

«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)

laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...

Музыкально - литературная композиция для старших дошкольников "Мы родились на Руси"

Практический материал для проведения с детьми культурно - досуговой деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию....

Сценарий развлечения "Музыкально- литературная гостиная"Музыка Зимы"

Конспект сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Совместное мероприятие музыкального руководителя и учителя- логопеда.Интересное развлечение для детей с прослушиванием стихов о к...