МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ "МУЗЫКА ВСЮДУ ЖИВЕТ"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

ИСКАНДЕРОВА АНЖЕЛИКА ИЛЬДАРОВНА

Я РАБОТАЮ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ".  ПОЭТОМУ ПРЕДЛОГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ МАТЕРИАЛ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 88»

Кировского района г. Казани

Музыкально- литературная гостиная

«Музыка всюду живёт»

                                                                                                     

                                                                                                             Составила воспитатель

                                                                                 1 категории :

                                                        Искандерова Анжелика

                                                                                 Ильдаровна                                          

Цель: Формирование основ музыкальной культуры. Приобщение детей к культурным ценностям татарского народа.

Задачи: Вызвать эмоциональный отклик детей.

Познакомить с ладом татарской музыки- пентатоникой.

Познакомить с музыкальными инструментами.

Прививать любовь к татарской музыке, вызвать желание слушать и исполнять ее.

Звучит «Танец девушек» М.Музаффарова. Дети выходят в зал и садятся на свои места.

Ведущий: Дорогие дети! Нежными и грустными звуками этой пьесы, написанной композитором  М.Музаффаровым, мы продолжаем знакомство с татарской музыкой.

Каждый народ с древних времен создавал свою народную музыку. Много чудесных песен и наигрышей создал татарский народ. Г.Тукай, писал: «Народные песни дороже жемчугов и рубинов- и поэтому их надо беречь, знать».

У татарского народа много песен, рассказывающих о жизни людей. Есть среди них песни протяжные, грустные, есть веселые шуточные. И всегда- стоит услышать начало песни, сразу становиться ясно, что звучит именно татарская песня, ее нельзя спутать с песнями никакого другого народа. Своеобразие это определяется ладом, который называется пентатоника. Этот лад состоит из 5-ти звуков, а не из 7-ми (показ наглядного материала).

Вот послушайте песню «Ай, был былым»: « Поют соловьи на заре. А моя душа поет и плачет от любви. Расскажу о своей любви только соловьям.»

(Звучит песня в исполнении учителя татарского языка Калимуллиной Р.Ф).

Как вы думаете, какой народ сочинил эту песню? (ответы детей). Да, это татарская песня и вы сразу догадались. Еще одна татарская песня, е написал композитор Т.Валеев на слова Р. Миннулина, которая называется «Туган кон».

А сейчас вы услышите татарскую народную мелодию «Апипа», ее нам сыграют дети подготовительной группы на музыкальных инструментах.

Оркестр шумовых инструментов.

Музыка прозвучала быстро, адорно, так и хочется пуститься в пляс. И мы посмотрим сейчас «Таец с гормошкой» в исполнении Артема Бушкова.

Из музыкальных инструментов у татарского народа одним из самых любимых был и остается курай.  Курай- это небольшая дудочка. Ее делали из тросника, полого внутри. Если срезать такой стебелек и тихонько подуть в него, раздастся несильный, нежный звук. А если сделать еще несколько отверстий, то можно сыграть уже целую мелодию. Так и делают народные музыканты- умельцы. Звучание курая напоминает звучание флейты. Сейчас мы с вами послушаем, как звучит флейта.

Звучит «Мелодия» Н.Жиганова.

Другим инструментом, не менее любимым татарским народом, является гармонь. Не одно радостное событие не обходиться без ее задорных, веселящих душу, переборов.

Звучание гармони.

Так же у татарского народа популярна хорошо известная вам скрипка. Звучание скрипки напоминает голос человека.

Звучание скрипки.

К татарской народной музыке обращались композиторы- профессионалы. Современные композиторы пишут много замечательной музыки. Это оперы, балеты, есть музыка для оркестра, инструментальная музыка.

Звучит аудиозапись «Марш 23 февраля» С.Сайдашева.

Очень мелодична, лирична и красива мелодия «Вальс2, написанная С.Сайдашевым, послушайте ее и посмотрите как танцуют наши дети.

Композитор Ф.Яруллин использовал татарскую мелодию в балете «Шурале». В балете рассказывается о любви юноши Былтыра к девушке- птице Сююмбике. Шурале хотел похитить крылья этой девушки, но благодаря находчивости и смекалке Былтыру удалось прищемить пальцы Шурале и спасти девушку. В балете много и других сказочных героев. Сейчас мы послушаем фрагмент из балета «Шурале», который называется «Танец Огненной Ведьмы и Шайтана». Национальный характер мелодии хорошо слышен и понятен.

Дети, а кто такой Шурале? Где он живет? Чем занимается? (ответы детей). Правильно, вам хорошо известен герой сказки Г.Тукая «Шурале». Пожалуй, он самый известный герой татарских сказок:

Он похож на человека,

Очень тонкий и нагой.

Узкий лоб украшен рогом

В палец наш величиной.

У него же в пол-аршина

Пальцы на руках кривых,

Десять пальцев безобразных,

Острых, длинных и кривых.

Звучит музыка А.Ключарева «Шурале». В зал входит Шурале:

Вы меня друзья, не бойтесь.

Не влечет меня разбой.

Но хотя я не разбойник,

Я не праведник святой.

Каждый палец мой способен

Зло и долго щекотать,

Щекочу я человека,

Заставляю хохотать.

Воспитатель: Ты из леса или из сказки?

Настоящий или нет?

Знаем мы тебя давно,

Нам не страшно, а смешно.

Дети: Шурале, Шурале, вместе с нами поиграй!

Игра «Шурале» (Шурале уходит).

        Ну, вот и все. Сегодня мы с вами познакомились с татарской музыкой, услышали как звучат народные инструменты, послушали татарские песни и пьесы татарских композиторов, познакомились со сказочным героем- Шурале. Когда вы придете домой, то конечно же по радио и телевидению вы услышите татарскую музыку. А у кого родители знают и умеют петь татарские песни, попросите их спеть для вас.

В заключение нашей беседы мы вместе с нашими гостями споем песню «Мин яратам сине Татарстан».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...

«Музыка всюду живет»

Так вот музыка — это тоже речь. В ней есть и смысл, и красота, и чувство. В музыке со словами смысл понятен. Когда есть слова, ясно, о чем рассказывает музыка. Но ведь бывает музыка без слов. Иг...