Главные вкладки

    Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

    Волкова Наталья Николаевна

    Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literat_gostinaya18.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»

    Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

    Дети под музыку Г.Свиридова «Метель» выходят в зал и становятся врассыпную.

    1 ребенок:

    Ложится осень желтыми коврами,
    Застыли мраморные статуи в саду.

    И тонкой паутинкой над прудами

    Запрыгали дождинки на ветру.

    2 ребенок:

    И снова муза Пушкина запела,

    И снова на душе отрадно и светло.

    Отправимся мы в пушкинское время,
    Отправимся мы в Царское село.

    Дети исполняют песню «Осень» (по выбору музыкального руководителя)

    (дети садятся на места)

    Ведущий: Сегодня наш музыкальный зал превратился в музыкально-литературную гостиную. Почему музыкальную? Потому что сегодня будет звучать музыка.

    Почему литературная? Мы будет вспоминать стихи великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почему гостиная? Потому, что сегодня вы все гости, и поэтому наш зал превратился в гостиную. Итак, наша музыкально-литературная гостиная открыта.

    А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москва. С раннего детства рядом с Сашенькой был удивительный человек – его няня.

    Вопрос: Как звали няню А.С.Пушкина? Правильно, Арина Родионовна. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал в своих стихах.

    3 ребенок:

    Подруга дней моих суровых,

    Голубка дряхлая моя.

    Одна в глуши лесов сосновых

    Давно, давно ты ждешь меня.

    4 ребенок:

    Ты под окном своей светлицы

    Горюешь, будто на часах,

    И медлят поминутно спицы

    В твоих наморщенных руках.

    Ведущий: А какой великий русский композитор посвятил произведение своей няне и назвал его «Нянина сказка»? (Ответ: Петр Ильич Чайковский)

    Дети слушают фонограмму пьесы «Нянина сказка» муз.П.И.Чайковского.

    Ведущий: А как любил маленький Саша слушать сказки, которые рассказывала Арина Родионовна. И будучи уже известным поэтом, Пушкин написал эти сказки в стихах. И через 200 лет их знают и любят и взрослые, и дети во всем мире.  Вы, ребята, тоже знаете многие сказки А.С.Пушкина. Ведь и вам ваши мамы, папы, бабушки и дедушки читают их.

    Вопрос: Назовите сказки А.С.Пушкина (дети называют сказки). А сейчас мы с вами попадем в одну из этих сказок.

    5 ребенок:

    У лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том:

    И днем, и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом;

    6 ребенок:

    Идет направо – песнь заводит,

    Налево – сказку говорит.

    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит.

    7 ребенок:

    Там на неведомых дорожках

    Следы невиданных зверей;

    Избушка там на курьих ножках

    Стоит без окон, без дверей;

    8 ребенок:

    Там лес и дол видений полны;

    Там о заре прихлынут волны

    Нам брег песчаный и пустой,

    И тридцать витязей прекрасных

    Чредой из вод выходят ясных,
    И с ними дядька их морской.

    9 ребенок:

    Там королевич мимоходом

    Пленяет грозного царя;

    Там в облаках перед народом

    Через леса, через моря

    Колдун несет богатыря;

    10 ребенок:

    В темнице там царевич тужит,
    А серый волк ей верно служит;
    Там ступа с Бабою Ягой

    Идет, бредет сама с собой.

    11 ребенок:

    Там царь Кащей над златом чахнет;
    Там русский дух…

    Там Русью пахнет!

    Звучит музыка(по выбору музыкального руководителя). Входит Кот Ученый.

    Кот:

    Мяу! Я слышал, обо мне здесь вспоминали.

    Надеюсь, сразу все меня узнали!

    Я всем известный Кот ученый.

    А вот и дуб растет зеленый!

    Сейчас опять стихи прочтем

    И в Лукоморье попадем!

    Все дети хором повторяют:

    У лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том:

    И днем, и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом.

    Идет направо – песнь заводит,

    Налево – сказку говорит.

    Звучит музыка «Прялица», русская народная мелодия.

    Кот:

    Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком.

    Из какой сказки я прочитал эти строки? («Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»).

    Музыка продолжает звучать. Выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, прядут.

    1 девица:

    Кабы я была царица, -

    Кот:

    Говорит одна девица,-

    1 девица:

    То на весь крещеный мир

    Приготовила б я пир.

    2 девица:

    Кабы я была царица, -

    Кот:

    Говорит ее сестрица, -

    2 девица:

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна.

    Девочки исполняют песню «Прялица», затем выполняют музыкальную композицию.

    Кот: О каких трех чудах рассказывается в «Сказке о царе Салтане»? (Белка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь).

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Время повернись-ка вспять.

    12 ребенок:

    Ель растет перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом;

    Белка там живет ручная,
    Да затейница какая!

    13 ребенок:

    Белка песенки поет

    Да орешки все грызет.

    А орешки не простые,
    Все скорлупки золотые,

    Ядра – чистый изумруд,
    Слуги белку стерегут.

    Звучит пьеса «Во саду ли, в огороде» в исполнении детского музыкального оркестра.

    Кот: Этот номер звучит в одноименной опере Н.Римского-Корсакова.

    В сказке есть второе чудо.

    14 ребенок:

    В свете есть иное диво:

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой.

    15 ребенок:

    Разольется в шумном беге

    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя

    Тридцать три богатыря,

    16 ребенок:

    Все красавцы удалые,

    Великаны удалые,

    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор.

    Мальчики в костюмах богатырей исполняют танец (движения по выбору музыкального руководителя), «Богатырская сила», музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова (фонограмма).

    Кот: В сказке есть и третье чудо.

    17 ребенок:

    В свете есть такие ль дива?

    Вот идет молва правдива:

    За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть:

    18 ребенок:

    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    19 ребенок:

    А сама-то величава,
    Выступает будто пава,
    А как речь-то говорит,

    Словно реченька журчит.

    Молвить можно справедливо,

    Это диво, так уж диво.

    Танец царевны Лебедь под музыку П.Мориа.

    Кот:

    Этой сказочке конец, а пойду я на тот конец. Слушайте, ребятки, новые загадки.

    Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    Вопрос: Что это за сказка? Сколько раз бросал старик невод в море? (три) С чем пришел невод первый раз? («Пришел невод с одною тиной»). С чем пришел невод во второй раз? («Пришел невод с одною травою»). А в третий раз с чем пришел невод? («Пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, с золотою»).

    Слушайте, ребятки, новые загадки: А в какой сказке А.С.Пушкина было волшебное зеркальце? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). А какие надо было произнести слова, чтобы зеркальце говорило правду? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи!»).

    Раз, два, три сказка в зале оживи!

    Танец царицы с зеркальцем, «Няника сказка» музыка П.И.Чайковский «Детский альбом».

    Царица:

    Свет мой, зеркальце! Скажи

    Да всю правду доложи:

    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?

    Зеркальце:

    Ты прекрасна, спору нет;

    Но царевна всех милее,
    Всех румяней и белее.

    Царица:

    Ах ты, мерзкое стекло!

    Это врешь ты мне назло (бросает зеркальце на пол и уходит).

    Кот:

    Вот и в этой сказочке конец. А кто слушал – молодец.

    На этой ноте разрешите мне закрыть нашу музыкально-литературную гостиную. Но прощаться с творчеством  великого русского поэта А.С.Пушкина мы не будем. С его творчеством вы еще будете встречаться и в школе, и дома, будете читать своим детям. А.С.Пушкин должен жить в каждом нашем сердце. До новых встреч, ваш Кот ученый.

    Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Гости уходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...

    «ПУШКИНСКАЯ ЛИРА» Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

    laquo;ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина в старшей группе  Составила: Ваулина И.А....

    Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»

    Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества  С.Т. Аксакова»...

    Музыкально - литературная гостиная на тему: «Сказки А.С. Пушкина»

    Есть много людей знаменитых на свете.Чья слава сквозь годы прошла и до нас, Но Пушкина сказки читают все дети,О нём не могли мы не вспомнить сейчас....

    СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина. Задачи: 1 Обучающие: углубить и расшир...