Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda_stsenariy.docx758.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

Музыкально- литературного

вечера, посвященному циклу музыкальных произведений композитора П.И. Чайковского

«Времена года»

Музыкальный руководитель:

Гагиева А. А.

Воспитатель:

Цомаева Ф.В

Январь 2018.

Цель: Обобщить знания детей о музыке из цикла «Времена года» композитора П.И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки.

Задачи:

«Музыка»

-дать представление о П.И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;

-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года»;

-побуждать детей к активному восприятию музыки;

-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

«Познание»

-развивать творческое воображение, воспитывать интерес к аналитической деятельности.

«Социализация»

-развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия между детьми;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Способ воспроизведения:

-презентация;

Оборудование:

-проектор;

-аудиозаписи;

-картины композиторов;

-шкатулка с подсказками.

Ход мероприятия:        

Дети сидят на своих местах. Ведущий стоит возле экрана.

Слайд 1: Обложка презентации

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас не обычный вечер, а вечер поэзии и музыки!

C:\Users\KEL\Desktop\работа муз\портфолио\фотографии\IMG-20180131-WA0054.jpg

Слайд 2 .Фотография П.И Чайковского

А как зовут композитора ,фотографию которого вы видите?

-ответы детей

Ведущий: Правильно, дети, этого композитора зовут П.И Чайковский. А вы помните как называлось произведение , которое мы прослушивали на прошлом занятии? Ребята, скажите, кто такой композитор?

-ответы детей

-Правильно! Композитор, это человек, который пишет музыку.

 а скажите, кто такой писатель?

-ответы детей

-Правильно! Писатель пишет рассказы, стихи, сказки и т.д.

Так вот. Сегодняшний наш вечер, посвящен известному русскому композитору П.И. Чайковскому и знаменитым русским писателям, которые так же воспевали в своих стихах природу.

П.И. Чайковский написал очень много красивых произведений, особенно, он любил воспевать природу. А сегодня мы познакомимся с целым циклом его произведений ,который называется « Времена года». Ребята, а какие вы знаете времена года? А скажите, сколько месяцев в году?

-Правильно! Молодцы! А теперь ,я вам предлагаю начать прослушивание наших произведений! А как же нам понять , с какого времени года мы начнем? Надо подумать…

Ведущая держит в руках шкатулку с подсказками.

C:\Users\KEL\Desktop\работа муз\портфолио\фотографии\IMG-20180131-WA0059.jpg

-Ребята, а как вы думаете, что у меня в руках?

-ответы детей

Это шкатулка с подсказками. Давайте откроем ее и посмотрим, какую она для нас подсказку приготовила?!!

Достает из шкатулки снежинку и показывает.

C:\Users\KEL\Desktop\работа муз\портфолио\фотографии\IMG-20180131-WA0080.jpg

Ведущий: Ребята, что же это? Как вы думаете? О каком времени года мы сейчас будем говорить?

-ответы детей.

Правильно! Мы будем говорить о зиме!

Слайд 4. Декабрь «Святки»

Ведущий: Первая наша мелодия, называется Декабрь Посвященная празднику «Святки». А вы знаете как проходил этот праздник? Девушки гадали  на своих будущих мужей. Наряжались в разные костюмы, ходили друг к другу в гости. Пели песни, танцевали. Давайте, прослушаем ребята.

Звучит мелодия «Декабрь»

После 7 слайда  ведущий зачитывает:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали.

В.А. Жуковский

Ведущий показывает портрет писателя.

Ведущий: Вот это замечательное стихотворение написал в честь этого месяца писатель В.А. Жуковский. Скажите? Какая была эта мелодия? Медленная или быстрая?

         

-ответы детей.

Ведущий: Эта музыка напоминает шумные гуляния, звонкий смех, пение песен. Напоминает мелодию вальса, под нее хочется танцевать,  не правда ли?

-ответы детей.

Ведущий: Следующий месяц Январь . Называется «У камелька»

Слайд 8. Январь «У камелька»

А вы знаете что раньше называли камельком?

-ответы детей.

Ведущий: Камельком называли – камин. Камин- топят дровами, служит для того чтобы путем него согревать дом.  Так давайте же послушаем, о чем же нам хотел рассказать композитор в этой мелодии?!!

Звучит мелодия «Январь», показ слайдов

После 12  слайда  ведущий зачитывает:

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголек,

И свечка нагорела.

А.С. Пушкин

Ведущий показывает портрет писателя А.С. Пушкина

Ведущий: Эти строки написал знаменитый русский писатель А.С. Пушкин. Как вы думаете, как звучала музыка?

-ответы детей.

Музыка этого произведения медленная, спокойная, мечтательная, как будто слышатся речи, короткие фразы.

Ведущий: Следующий месяц Февраль, который посвящен празднику «Масленица». А вы знаете что это за праздник?

-ответы детей.

Слайд 13. Февраль «Масленица»

Ведущий: Во время масленицы пекут блины, устраивают шумные гуляния, поют песни и водят веселые хороводы. Давайте послушаем следующее произведение.

Звучит мелодия «Февраль», показ слайдов

После 12  слайда  ведущий зачитывает:

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир

П.А. Вяземский

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Эти строки посвятил этому празднику П.А. Вяземский. А вы поняли какой характер у этой музыки? Грустный или веселый?

-ответы детей

Ведущий: Правильно! Она веселая! Эта мелодия напоминает звуки шумных праздничных гуляний, веселых хороводов и песен.

Вот и закончились наши зимние месяцы! Давайте, посмотрим какую подсказку приготовила наша шкатулка!

Ведущий держит в руках шкатулку и достает из нее весенний атрибут (птичку) и показывает.

C:\Users\KEL\Desktop\работа муз\портфолио\фотографии\IMG-20180131-WA0068.jpg

Ведущий: Ребята, что же это?

-ответы детей

Ведущий: А как вы думаете? Что символизирует этот предмет?

-ответы детей

Ведущий: Правильно! Этот предмет символизирует приход весны! Значит, следующий время года для прослушивания это- Весна и первый месяц- Март, названный « Песня жаворонка».

Слайд 18. Март «Песня жаворонка»

Ведущий: Ребята, а вы знаете какая это птичка? С появлением этой птицы связывают приход весны. Давайте послушаем мелодию, посвященную этому месяцу.

Звучит мелодия «Март», показ слайдов.

После 22  слайда  ведущий зачитывает:

Поле зыблется цветами,

В небе льются свет и волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

А.Н. Майков

 Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Вот такие замечательные строки посвятил писатель пению этой птицы. Мелодия этого произведения напоминает пение птиц, трели. Очень красивая и лирическая мелодия весны.

Давайте послушаем следующее произведение. Оно называется Апрель «Подснежник»

Слайд 23. Апрель «Подснежник»

Ведущий: Ребята, а вы знаете, когда начинает прорастать подснежник?

-ответы детей.

Ведущий: Правильно! Он начинает расти ранней весной, когда на земле еще лежит снег. Так давайте же послушаем, какую мелодию сочинил композитор про этот месяц.

Звучит мелодия «Апрель», показ слайдов.

После 28  слайда  ведущий зачитывает:

Голубенький, чистый

Подснежник- цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином…

А.Н. Майков

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Вот такие замечательные строки посвятил писатель этому явлению. В мелодии передается ощущение того, как природа пробуждается, все расцветает, а с ней и замечательные цветы – подснежники. Следующий месяц –Май «Белые ночи»

Слайд 29. Май «Белые ночи»

Ведущий: А вы знаете, что такое белые ночи?

-ответы детей

Ведущий: белые ночи, это когда ночью светло как днем. Такое явление можно встретить на севере нашей страны в Санкт- Петербурге. Давайте, скорее послушаем это произведение.

Звучит мелодия «Май», показ слайдов.

После 33  слайда  ведущий зачитывает:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

А.А. Фет

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Ребята, а какая эта музыка? Медленная или быстрая?

Что вы еще можете о ней сказать?

-ответы детей

Ведущий: Мелодия этого произведения романтическая, спокойная, лирическая. А какое время года будет следующим, подскажет нам наша волшебная шкатулка подсказок.

Ведущий держит в руках шкатулку и достает из нее  атрибут лета и показывает. Как вы думаете, что этот предмет символизирует?

C:\Users\KEL\Desktop\работа муз\портфолио\фотографии\IMG-20180131-WA0085.jpg

-ответы детей.

Ведущий: Правильно! Этот цветок –символ лета! Так вот, следующее время года- Лето! Месяц Июнь  «Баркарола»

Слайд 34. Июнь «Баркарола»

Ведущий: Ребята, а вы знаете что такое «Баркарола»

Правильно! Так назывались лодки, которые строили в Италии, для узких каналов Венеции. Так давайте же послушаем мелодию этого месяца.

Звучит мелодия «Июнь», показ слайдов.

После 38  слайда  ведущий зачитывает:

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать.

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

А.Н. Плещеев.

Ведущий показывает портрет писателя

Вот что написал писатель А.Н. Плещеев  про этот месяц.

Как вы думаете, какой характер у этой музыки? Что в ней особенного? Эта музыка напоминает неторопливые движения весел, как будто лодка медленно  плывет по воде. Она спокойная, романтичная. Ребята, какой у нас следующий месяц?

-ответы детей.

Ведущий: Правильно! Следующий месяц – Июль.  Называется он «Песня косаря»

Слайд 39. Июль «Песнь косаря»

Ведущий: Ребята, а вы знаете , кто такие косари?

-ответы детей.

Ведущий: Косари, это люди, которые косят  траву. А как вы думаете, зачем им эта трава?

-ответы детей

Ведущий: правильно! Ее высушивают и используют как корм для скота. Ребята, давайте послушаем отрывок из этого произведения.

Звучит мелодия «Июль», показ слайдов.

После 44  слайда  ведущий зачитывает:

Раззудись плечо,

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

А.В. Кольцов

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Вот эти строки посвятил труду косарей этот писатель.

Ребята, а вы услышали характер этой мелодии?

-ответы детей.

Ведущий: мелодия этого произведения энергичная, быстрая, напоминает движение руки самих косарей, такая же резкая.

Ребята, следующий месяц для просмотра и прослушивания-

Август « Жатва»

Слайд 45. Август«Жатва»

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое жатва?

-ответы детей.

Ведущий: Это сборы урожая, когда настало время уборки урожая хлеба. На полях работали семьями, с работой царило оживление, душевный подъем, люди при этом пели веселые песни. Так давайте послушаем, что же это за произведение?!

Звучит мелодия «Июль», показ слайдов.

После 49  слайда  ведущий зачитывает:

Люди семьями

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены.

От возов всю ночь

Скрипит музыка!

А.В. Кольцов

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Ребята, а какой характер у этого музыкального произведения?

-ответы детей.

Ведущий: Музыка этого произведения оживленная, быстрая, ритмичная. Мелодия передает всю силу, с которой работали крестьяне в поле, то оживление с которым, весело, громко пели люди. Итак, закончилось лето. А чтобы узнать какое время года мы будем прослушивать дальше, поможет нам наша волшебная шкатулка с подсказками.

Ведущий держит в руках шкатулку и достает из нее осенний атрибут и показывает.

C:\Users\KEL\Desktop\работа муз\портфолио\фотографии\IMG-20180131-WA0098.jpg

Ведущий: Ребята, а что это?  

-ответы детей.

Ведущий: Правильно! А какое время года символизирует этот предмет?

-ответы детей.

Ведущий: Правильно! Так давайте же прослушаем отрывок из произведения! Первый месяц Сентябрь «Охота»

Слайд 50. Сентябрь «Охота»

Ведущий: Ребята, а что такое охота?

-ответы детей.

Ведущий: Это преследование диких животных и птиц, с целью добычи, особенно популярной была охота осенью. Раньше  охотились не с целью развлечения, а для того, чтобы прокормить свои семьи. Давайте послушаем отрывок этого произведения.

Звучит мелодия «Сентябрь», показ слайдов.

После 55  слайда  ведущий зачитывает:

Пора, пора! Рога трубят,

Псари в охотничьих уборах;

Чем свет, уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.

А.С. Пушкин

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Ребята, скажите, какой характер у этой музыки? Какая она, быстрая или медленная? Веселая или грустная?

В начале идет ощущение того, как будто трубят в рог что начинается охота. Музыка быстрая и достаточно веселая, а иногда и встревоженная, будто охотники на лошадях скачут за своей добычей. Следующий месяц , какой ,ребята?

-ответы детей.

Ведущий: Конечно же октябрь и называется он « осенняя песнь»

Слайд 56. Октябрь «Осенняя песнь»

Ведущий: Ну, мне кажется, вы все хорошо знакомы с этим временем года, я думаю,  оно самое красивое и запоминающееся.

Давайте прослушаем небольшой фрагмент этого произведения.

Звучит мелодия «Октябрь», показ слайдов.

После 63  слайда  ведущий зачитывает:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

А.К. Толстой

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Ребята, вам понравилась эта композиция? Какой характер у мелодии?

 -ответы детей.

Ведущий: Мелодия в этом произведении медленная, грустная, как будто природа прощается со всеми на долгую зиму, все затихает перед долгим сном. И последний месяц, ребята, как называется?

-ответы детей.

Ведущий: Правильно! Это Ноябрь, называется «На тройке»

Слайд 64. Ноябрь «На тройке»

Ведущий: Ребята, а что такое тройка?

-ответы детей.

Ведущий: Тройка- это лошади, которые запряжены в санях или в телегах. Раньше, в ноябре в России уже  выпадало много снега и единственным средством передвижением были – лошади. Теперь давайте послушаем.

Звучит мелодия «ноябрь», показ слайдов.

После 68  слайда  ведущий зачитывает:

И гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши.

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.

Н.А. Некрасов

Ведущий показывает портрет писателя

Ведущий: Ребята, какая по характеру эта музыка?

-ответы детей.

Ведущий: мелодия больше напоминает звон колокольчиков, которые были на лошадях, она веселая и быстрая. Ребята, а скажите, на каком инструменте исполнялись все произведения?

-ответы детей.

Ведущий: Молодцы, детки! Вам понравилась наша презентация?

-ответы детей.

Ведущий: А вы запомнили про какого мы сегодня композитора говорили?

-ответы детей.

Ведущий: А как назывался цикл музыкальных произведений, которые мы слушали?

-ответы детей.

Ведущий: Молодцы, детки! Вы все очень умненькие и внимательные. Спасибо вам! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П, И, ЧАЙКОВСКИЙ "Времена года" музыкально-литературный вечер

презентация к музыкально-литературному вечеру "Музыкальная гостиная"...

Музыкальная гостиная (для родителей) П.И. Чайковский "Времена года" Осень

Музыкальная гостиная - для родителей     П.И. Чайковский "Времена года"  Осень...

"Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста по произведениям П.И.Чайковского "Времена года" - "Сентябрь"

quot;Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста по произведениям П.И.Чайковского "Времена года" - "Сентябрь"...

Конспект беседы о содержании музыкального произведения П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»

Конспект беседы о содержании музыкального произведения  П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»...

Технологическая карта ОС Тема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня».

Технологическая карта ОСТема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня»....

Слушание музыки. ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ П. И. ЧАЙКОВСКОГО " ВРЕМЕНА ГОДА" ФЕВРАЛЬ. МАСЛЕНИЦА.

Конспект по слушанию музыки подойдёт для использования педагогом на музыкальном занятии и для использования родителями для совместного прослушивания и беседы с ребёнком в домашней обстановке....

«Рисуем музыкальную природу» под музыкальные произведения П.Чайковского «Времена года» Весна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобрази...