Главные вкладки

    Музыкальная гостиная (для родителей) П.И. Чайковский "Времена года" Осень
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Гранкова Татьяна Владимировна

    Музыкальная гостиная - для родителей     П.И. Чайковский "Времена года"  Осень

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalnyy_dosug.docx83.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальный досуг        (для родителей)

    П.И. Чайковский «Времена года»

    Осень

    Цель: - познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского

               - познакомить со сборником фортепианных пьес П.И. Чайковского «Времена  

                   года»   Сентябрь    Октябрь    Ноябрь

             

    Задачи: - познакомить детей с тремя произведениями из альбома «Времена года»

                  - использовать мультимедийные технологии и МР 3

                  - формировать навык слушания классической музыки, определять её характер,      

                     выделять средства выразительности в музыке

                  - развивать музыкальный слух, логическое мышление, память, внимание,

                  - воспитывать понимание классической музыки

                                             Ход занятия

    Рассказ логопеда:  Сегодня мы с вами отправимся в гости к П.И.Чайковскому. Великие музыканты считают за честь исполнять его произведения, и каждый ребенок одним из первых разучивает его музыкальные произведения в музыкальной школе. Имя этого доброго и умного человека известно всему миру – П.И. Чайковский.

           Есть на Урале небольшой город Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик и его назвали Петей. В семье было много детей, и все они были окружены безмерной любовью родителей. Папа Илья Петрович – директор завода. Мама Александра Андреевна – хорошо пела и играла на фортепиано. Общим любимцем, жемчужиной семьи, отец называл Петра. Все его любили, потому что он был добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если другой кто-то обижал или был невнимателен к людям. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Няня считала, что у Пети очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Наверное, так оно и было. Но у Пети была одна странность  которая всех удивляла. Иногда он вдруг бросал игру, уходил куда-нибудь в дом, или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимися внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия.

            В 5  лет он начал играть на пианино, а в 8 лет читал ноты и сочинял свои музыкальные произведения. Как то, когда мама уехала в Петербург, Петя уселся за рояль, долго, что то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах: и вот сочинил пьесу, которую так и назвал: «Наша мама уехала в Петербург». Песенка вышла немного грустная, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает. Ещё Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. В доме его звали «Наш маленький Пушкин».

          В возрасте 10 лет его отправили в Петербург на обучение в Императорское училище.

          Всё же музыка Петю занимала больше всего, занятия ею он не прекращал ни на минуту. После окончания училища он решает поступить в консерваторию в городе Петербурге.

          А когда он её закончил, Пётр Ильич едет в Москву, и преподаёт музыку в Московской консерватории.

             П.И. очень много сочинял, он написал 10 опер, «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», и др.  3 балета: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». И сто четыре романса (песни).

           Когда вы подрастёте, то обязательно посмотрите и послушаете эти произведения в театре. Не забывал П.И. и о детях. Для вас он написал 24 пьесы для фортепиано (пианино).  Послушайте их названия – «Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга», «Песня жаворонка», «Нянина сказка» - Детский альбом.

           Прошло много, много лет, но люди до сих пор слушают и исполняют его музыку.

    В Москве есть концертный зал, который носит его имя.  Возле здания установлен памятник композитору. Один раз в четыре года в Москве проходит конкурс балета имени П.И. Чайковского. В Подмосковье, в городе Клин был основан музей П.И Чайковского, где собраны вещи композитора, пианино, на котором он играл.

        Ребенок читает стихотворение:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Логопед:   Это Пушкин. Он очень любил осень. И посвятил ей много прекрасных стихов. А вы знаете стихи об осени?

    Дети читают стихи.

    Логопед:      Нашу осеннюю природу любили рисовать русские художники. Вы, наверное, знаете, кто из художников особенно любил изображать на своих полотнах осень?

    Ответы детей.   Дети рассматривают картины: Левитана, Остроухова, Грабаря.

    Логопед:    Природа!!! Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов слова. У композитора только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно природу.

           П.И. Чайковский специально для детей написал музыкальный календарь природы. Он состоит из небольших музыкальных пьес. И называется «Времена года».

    Логопед:    Сколько времён года?    

                        Каждое время года - это сколько месяцев?

                        Назовите осенние месяца.

        И пьесы Чайковского об осени названы так же, как и месяца, музыка сентября,  

         октября, ноября.

    Тихо, тихо сядем рядом,

    Входит музыка в наш дом,

    В удивительном наряде,

    Разноцветном, расписном.

    И раздвинутся вдруг стены –

    Купол неба голубой

    Это музыка торопит

    И ведёт нас за собой!

           Первая пьеса об осени называется: «Сентябрь»

    Логопед:     Если будете слушать музыку сентября, не зная, как она называется, а зная только, что она посвящена первому осеннему месяцу, то наверно очень удивитесь. И всё же, подозреваю, что вы удивитесь ещё больше, узнав название этой музыки. Пьеса называется «Охота».

    Ребенок:    Пора, пора рога трубят

                      Псари в охотничьих уборах

                      Чуть свет уж на конях сидят,

                      Борзые прыгают на сворах.

                                   А.С. Пушкин

    Логопед:      Дело в том, что во времена Чайковского охотились не только так как сейчас – в одиночку, с одной собакой, но и по-другому: много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным криком рога. Вот такую охоту рисует нам музыка сентября.

    Начинается пьеса сентябрь с призывного громкого сигнала. Он похож на звуки гулкого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка – стремительный, четкий и звонкий топот лошадиный копыт.

    Показ ролика.

    Октябрь  «Осенняя песня»

    Ребенок читает стихотворение:      Осень, осыпается весь наш бедный сад,

                                                                Листья пожелтелые по ветру летят……

                                                                           А.К. Толстой

    Логопед:     Октябрь – это настоящая осень. Листьев на деревьях осталось мало. С каждым днём всё холоднее. И дождь, дождь, дождь…..   Грустное это время – осень.

    «Осенняя песня» тоже грустная. Тихий грустный покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вдруг выглянуло солнце. И на душе становится весело и радостно. Но снова тучи и снова моросящий холодный дождь. И опять нам становится грустно и печально.

         Показ ролика.

    Игра: «Украсим дерево»

    Логопед:     Какие чарующие звуки нашел композитор П.И. Чайковский для описания осени.  А последнюю пьесу об осени, которая называется «Ноябрь», мы послушаем при следующей встрече в нашей музыкальной гостиной.

                                                             

                                                                         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы «Волшебные краски осени»

    Музыкальная  гостиная для детей подготовительной группы «Волшебные краски осени» - конспект занятия и презентация...

    Электронная музыкальная гостиная для родителей и детей. Встреча №1 "Жил-был Кукольник"

    Инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ "Электронная музыкальная гостиная для детей и родителей". "Жил-был Кукольник" - занимательное знакомство с музыкой из "Детского альбома" ...

    Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

    Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

    Музыкальная гостиная для родителей

    Консультации для родителей, анкетирование, буклеты....

    Виртуальная музыкальная гостиная для родителей, рубрика: "Наиболее удивительные и необычные музыкальные инструменты мира"

    Дорогие родители!Рада приветствовать Вас в нашей виртуальной музыкальной гостиной. Мир музыки всегда был удивительным и увлекал человека, а с течением истории разные народы и нации стремительно р...

    Виртуальная музыкальная гостиная для родителей, рубрика: "Наиболее удивительные и необычные музыкальные инструменты мира" (продолжение)

    Дорогие родители!Рада приветствовать Вас в нашей виртуальной гостиной и сегодня мы продолжаем нашу рубрику "Наиболее удивительные и необычные музыкальные инструменты мира".Музыкальная пилаСа...

    Виртуальная музыкальная гостиная для родителей, рубрика: "Наиболее удивительные и необычные музыкальные инструменты мира" (продолжение 2)

    Дорогие родители!Рада приветствовать Вас в нашей виртуальной гостиной и сегодня мы заканчиваем знакомство с "Наиболее удивительными и необычными музыкальными инструментами мира". На сайте та...