Конспект беседы о содержании музыкального произведения П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Хамматова Гульнара Валерьевна

Конспект беседы о содержании музыкального произведения

 П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект беседы о содержании музыкального произведения

 П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»

Старшая группа

Цель: продолжение знакомства   с  творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года»  - «Март – песня жаворонка».

Задачи: 1. Учить детей с помощью выразительных средств выражать свои эмоции,  чувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке.

2. развивать музыкальную память, формировать музыкальный вкус, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать эмоциональное отношение к классической музыке;

воспитывать художественный вкус,

Методы обучения: словесный, наглядный; игровой;

Приемы: - наглядно-зрительный;- наглядно- слуховой;- беседа; - установка;

- вопросы;

Предварительная работа:

- Изготовление «Волшебной книги» Феи музыки;

- Беседа на тему «Времена года», особенности одного из сезона «Март»;

- Познакомить (вспомнить) кто такой жаворонок; 

- Повторить  (вспомнить) какие произведения    П.И. Чайковского слушали ранее («Детский альбом» - «Детские грёзы», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», Новая куклы».)

 - Игры на активизацию слухового восприятия: Звуки различных животных «Угадай кто?», « Медленно - быстро» воспитатель стучит предметом по столу медленно - быстрее- быстро;

 Оборудование: - «Волшебная книга», включающая следующие страницы: портрет П. И. Чайковского; - изображение «Весна»; изображение жаворонка; стих Гурина И. «Март»; изображение картины Левитана «Март»;

- Видео П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»;

- Запись музыкального произведения;

Планируемый результат занятия: прослушивание музыкального произведения, активное участие детей в обсуждение музыкального произведения

Ход занятия:

  1. Вводно- мотивационный этап.

Здравствуйте ребята! Посмотрите, что у меня есть. Это «Волшебная книга» ее нам прислала Фея музыки, чтобы мы смогли познакомиться с музыкальными произведениями  П.И. Чайковского – «Времена года». Вместе с книгой была инструкция «Ребята, обращайтесь  с книгой  аккуратно и бережно,  это книга волшебная в ней есть необычные страницы, стоит их приоткрыть, как зазвучит изумительная музыка»

Хотите посмотреть, что в этой книге? (ответы детей). Открываем!
       2. Основная часть.    Сначала мы откроем первую страницу. Что мы видим? (Ответы детей).  Изображение Пётра Ильича Чайковского — он является одним из величайших русских  композиторов мира, написавший  фортепианный цикл «Времена года» состоящий из двенадцати небольших пьес — по числу месяцев в году. Времена года - это музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. 

Давайте перевернем страницу в нашей «Волшебной книге» и узнаем, что еще хочет рассказать нам Фея музыки. На второй странице мы видим   

« Времена года» Какие времена года вы знаете? (ответы детей). Что мы видим здесь? (ответы детей). Какие особенности характерны для каждого из времени года? (ответы детей). Зимой лежит снег, на улице холодно, люди тепло одеваются, топят печки. Весной начинают распускаться деревья, прилетают птицы, снег тает. Лето светит солнце, на улице очень жарко, садят огороды. Осенью льют дожди, деревья сбрасывают листья - листопад.

Переворачиваем вторую страницу, что вы здесь видите? (ответы детей). Уже наступила весна! Что вы можете рассказать об изменениях в природе? (ответы детей). Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла.  Первый главный месяц  Март – это ранняя весна, но природа уже готовится к пробуждению! Послушайте, как красиво пишет об этом в стихотворении Ирина Гурина «Март»

Неужели, в самом деле,
Птицы с юга прилетели,
Воробьи дерутся в луже,
Зайцу белый мех не нужен:
Заяц по лесу гуляет,
В серой шубке щеголяет!
Снова солнце светит ярко,

Скоро станет очень жарко!
Лоси топали, ходили

И медведя разбудили!
Косолапый потянулся,
Медвежатам улыбнулся,
Из берлоги темной вышел,
Глядь - подснежники на крыше!
Здравствуй, март, весна, привет!
Здравствуй, солнца теплый свет!

               Сейчас мы  познакомимся с одной из пьес цикла «Времена года»- «Март – песня жаворонка».   Это произведение для фортепиано, без голоса.  Слушайте внимательно, определите характер музыки. Какие настроения, чувства она  передает.

 (Во время прослушивания произведения педагог наблюдает за поведением и      эмоциональной отзывчивостью детей. Делает вывод об индивидуальной особенности восприятия музыки каждого ребенка).

  Ответы детей, воспитатель дополняет: величественно, завораживающе,  лирично,  строго, насыщенно, возвышенно, чарующе…

  Переворачиваем страницу нашей волшебной книги «О чем рассказывает музыка?» (ответы детей) Воспитатель: Зима сменяется  весной, постепенно наступает тепло, природа пробуждается, деревья начинают оживляться, начинают бежать ручьи.

  Услышали ли вы жаворонка? (ответы детей).

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Она прилетает к нам в марте.  Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.

Сейчас, мы еще раз прослушаем произведение и посмотрим видео  «Март- песня жаворонка», в котором можно увидеть  изменения происходящие весной. После  прослушивания поделитесь впечатлениями о том «Как рассказывает музыка?».Определите с помощью средств выразительности: Какая мелодия, темп, ритм..(ответы детей).

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, темп определяет скорость исполнения, ритм т.е  длинные и короткие ноты, паузы- это как события, которые происходят в этом времени.

Правильно, мелодия плавная, скачкообразная
темп медленный, ритм плавный, спокойный. Сначала мелодия медленная спокойная, затем она становится чуть быстрее, затем снова медленно.

3.Заключительная часть. Хорошо, вы сегодня замечательно справляетесь с заданиями.  Давайте вспомним, с каким новым произведение мы сегодня с вами познакомились? Что вам больше всего запомнилось, понравилось и почему? Что входило в содержание книги, которую нам прислала Фея?

Последующая деятельность: Дети рисуют свои впечатления о музыкальном произведении. Затем на других занятиях продолжение изучения цикла «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по слушанию музыки на примере П.И. Чайковского – «Времена года» - «Декабрь. Святки».

1. Развитие навыка слушания музыкального произведения. 2. Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. 3. Расширение музыкального кругозора, развит...

НОД Тема: «Беседа о содержании музыкального произведения А. И. Хачатуряна «Вечерняя сказка»» (старшая возрастная группа)

Занятие знакомит детей с композитором А. И. Хачатуряном и его произведением "Вечерняя сказка". Фотографии природы помогают вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного ласкового и...

"Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста по произведениям П.И.Чайковского "Времена года" - "Сентябрь"

quot;Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего возраста по произведениям П.И.Чайковского "Времена года" - "Сентябрь"...

Занятие по музыкальной деятельности П.И.Чайковский "Времена года"

Представлены характеристики музыкальных образов, включены литературные образцы....

План-конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» в подготовительной группе.

План-конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» в подготовительной группе.Цель:  приобщение к музыкальному искусству.Задачи:Обучающа...

Технологическая карта ОС Тема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня».

Технологическая карта ОСТема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня»....

беседа о содержании музыкального произведения П.И Чайковского « Фея Драже»

Формирование навыка слушания музыкального произведения....