НОД Тема: «Беседа о содержании музыкального произведения А. И. Хачатуряна «Вечерняя сказка»» (старшая возрастная группа)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Берёзкина Татьяна Петровна

Занятие знакомит детей с композитором А. И. Хачатуряном и его произведением "Вечерняя сказка". Фотографии природы помогают вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного ласкового и взволнованного характера. А дидактическая игра "Копилка" дает возможность выразить настроение музыки словами. К занятию прилагаются ноты произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Островок»

НОД

Тема: «Беседа о содержании музыкального произведения А. И. Хачатуряна «Вечерняя сказка»»

(старшая возрастная группа)

Березкина Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования

п. Бор, 2019 г.

Тема: «Беседа о содержании музыкального произведения А. И. Хачатуряна «Вечерняя сказка»» 

Цель: Формирование навыка слушания музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с произведением А. И. Хачатуряна «Вечерняя сказка».

Рассказать детям о А. И. Хачатуряне.

Приобщать детей к шедеврам мировой музыкальной культуры

Развивающие

Развивать умение высказываться об эмоцианально-образном содержании

музыки.

Развивать воображение, память, музыкальный слух. 

Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного, ласкового, взволнованного характера.

Воспитательные

Воспитывать интерес к классической музыке.

Воспитывать интерес к биографии великих людей.

Воспитание чувства такта, умения доброжелательно вести себя во время занятия.

Планируемый результат: активное участие детей в обсуждение музыкального произведения после его прослушивания.

Образовательная среда: фортепиано, ноты «Вечерней сказки». портрет А. И. Хачатуряна, стульчики по количеству детей.

Ход занятия

1. Вводно-мотивационная часть.

        Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики. Педагог приветствует детей и предлагает встать в круг и провести игру - приветствие «Зажги свой фонарик!»: Дети встают в круг и, соприкасаясь ладошками, по очереди «зажигают» фонарики и называют цвет своего фонарика. Педагог предлагает детям занять свои места.

2. Основная часть.

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это один из выдающихся композиторов нашего времени. Его музыка отличается мужественностью, энергией, взволнованностью, порывистостью. Мелодии А. Хачатуряна очень красивы и разнообразны. Они основаны на песенных и танцевальных интонациях и ритмах родной ему Армении.

        В юности А. И. Хачатурян слышал состязания грузинских, армянских, азербайджанских народных певцов -ашугов. В своих произведениях он создавал мелодии, близкие народным.

        А. И. Хачатурян начал учиться музыке лишь в 19 лет. Ему очень хотелось играть на виолончели. Вскоре он стал сочинять музыку. Она сразу привлекла к себе внимание, оражала яркостью, необычайностью звучания. А. И. Хачатурян создал самые разнообразные произведения- симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино. Он выступал и в качестве дирижера своих произведений.

        Композитор писал музыку и для детей. Он создал детский альбом (сборник фортепианных пьес). С одной из этих пьеса из этого альбома вы уже знакомы (Музыкальный руководитель исполняет фрагмент пьесы  «Скакалки», дети называют пьесу.). Послушайте еще одну. Она называется «Вечерняя сказка». Все вы знаете много сказок и любите их. Эту сказку расскажет вам музыка. Какая она по настроению? (Музыкальный руководитель исполняет пьесу).

        Во время прослушивания произведения педагог наблюдает за поведением и эмоциональной отзывчивостью детей. Делает вывода о индивидуальной особенности восприятия музыки каждым обучающимся.

Дети …

Дети, сейчас мы все нужные слова, говорящие о настроении этой музыки соберем в «Копилку».

КОПИЛКА

Дидактическая задача: Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивационной оценки.

Правила игры: «складывать в копилку» только те слова – определения, которые соответствуют характеру музыки.

Игровые действия: при назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «Чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны.

Ход игры: после прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! Что будем в нее складывать?» дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке». Рассказывает о правилах игры, обращая внимание на то, что в игре нужно быть очень внимательным. Объясняет детям: «Если слово нам походит, мы «закроем его в копилке» (показывает), если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Обращает внимание на то, что каждое правильное слово необходимо повторять в слух.

Игра заканчивается повторением всех слов из «копилки».

Педагог. Эта музыка действительно спокойная, добрая, немного грустная, в середине сердитая. В сказке всегда добро встречается со злом. А в этой сказке? (Исполняется пьеса повторно).

Дети …

Педагог. Правильно, музыка сначала звучит ласково, задумчиво, нежно, а потом таинственно, угрожающе, настороженно. А что победило в этой сказке-добро или зло? И почему вы так считаете?

Дети …

Педагог. Вы правильно заметили, что настороженные, грозные, тревожные интонации возникают ненадолго, злые силы быстро отступают и побеждает добро. Возможно «Вечерняя сказка» рассказывает о зачарованности красотой вечерней природы, о такой какую вы видите на этих фотографиях. Послушайте пьесу еще раз. (Исполняет её).

3. Заключительная часть.

Педагог. Сегодня мы с вами слушали новое музыкальное произведение. Как оно называется?

Дети …

Педагог. А как зовут композитора?

Дети…

Педагог. Верно! Давайте-ка мы с вами вспомним какие же нужные слова, говорящие о настроении этой сказочной музыки, мы с вами собрали в нашу копилку?

Дети…

Педагог. Верно! А как же вы узнали, что добро встретилось со злом? Как композитор рассказал нам об этом музыкой?

Дети…

Благодарю всех вас за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать и понять услышанное. Если у вас дома есть компьютер и есть возможность послушать это произведение еще раз с вашими близкими, то послушайте и расскажите им всё, что вы узнали о этой музыке. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

Конспект интегрированного занятия по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя с детьми с ЗПР в старшей возрастной группе. Тема: Путешествие на корабле

Занятие в рамках взаимодействия специалистов детского сада (учителя-дефектолога и музыкального руководителя) с детьми коррекционной группы с ЗПР....

Литературный досуг по произведениям К.И.Чуковского (для детей старшей возрастной группы)

Досуг поможет в игровой форме закрепить знания о произведениях К,И,Чуковского и активизировать читательский интерес дошкольников....

План-конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» в подготовительной группе.

План-конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» в подготовительной группе.Цель:  приобщение к музыкальному искусству.Задачи:Обучающа...

Конспект беседы о содержании музыкального произведения П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»

Конспект беседы о содержании музыкального произведения  П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»...

беседа о содержании музыкального произведения П.И Чайковского « Фея Драже»

Формирование навыка слушания музыкального произведения....

Мастер-класс «Формирование ценностно-смыслового понимания содержания музыкального произведения детьми старшего дошкольного возраста - традиции русской ярмарки».

Учить детей понимать содержание художественных произведений - И.Стравинского "Петрушка" сцена толпы и Б.Кустодиева "Масленица", передать ее с помощью метода уподобления. В сов...