Беседа о содержании музыкального произведения – увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

В материале представлен пример проведения беседы со старшими дошкольниками по классическому музыкальному произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_soderzhanii_muzykalnogo_proizvedeniya.docx59.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Беседа о содержании музыкального произведения – увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе с детьми старшего дошкольного возраста

1. Возраст детей – подготовительная группа детского сада (6-7 лет). Данный возраст выбран мною по той причине, что в этот период у дошкольников, во-первых, уже достаточно сформирована усидчивость и способность удерживать внимание и воспринимать информацию, во-вторых, они обладают достаточно большим багажом знаний и образов, которые могут находить в том числе и в музыке, в-третьих, у них достаточно развита речь, чтобы полно и эмоционально выразить свое отношение к музыке.

2. Выбранное произведение – «Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе. Это музыкальное произведение одно из самых известных и узнаваемых в современной культуре. А сама опера считается самой популярной в мире. Благодаря своему экспрессивному звучанию и постоянным повторам оно легко запоминается. В нем также очень ярко представлены и хорошо узнаваемы разнообразные инструменты симфонического оркестра. Кроме того, увертюра рисует все многообразие образов произведения, как бы вкратце пересказывая его сюжет, таким образом, при прослушивании увертюры дошкольники могут наблюдать, как меняется от начала к концу ее характер, какими средствами это достигается.

3. Художественно-педагогический анализ произведения.

1. Для чего создано данное произведение? При каких жизненных обстоятельствах?

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, написанной в 1845 году. Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, – писал он, – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире» [5].

2. О каких событиях рассказывает художественное произведение?

В опере противопоставляются образ солнечной Испании, радостного народного празднества и трагическая судьба Кармен, любовная драма между цыганкой Кармен и солдатом Хозе – двумя людьми с разным мировоззрением и жизненными принципами.

Увертюра к опере «Кармен» передает характер основного конфликта драмы и её господствующий тон. Драматургия оперы основана на контрастном сопоставлении полной драматизма и роковой обреченности любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни. Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры и вплоть до кульминационной заключительной сцены [3].

3. Черты характера героев, выраженные в художественном произведении, их настроения, чувства.

Уже в увертюре к опере звучит ее основная идея. Здесь можно услышать яркие и эмоционально насыщенные образы солнечной Сивильи, игривый тон, с которым ко всему в своей жизни относилась красавица Кармен (в том числе и к Хозе) и, наконец, мрачная тема судьбы, предсказывая печальный финал истории Кармен и Хозе.

4. Какие мысли, идеи воплощены в художественном произведении? 

В увертюре к опере Ж Бизе «Кармен», слышны, в первую очередь, праздничные сцены народной жизни жителей Севильи, которые контрастируют с трагическим финалом главных героев оперы – красавицы цыганки Кармен и влюбленного в нее солдата Хозе. Таким образом, в увертюре передается основная идея всего произведения.

5. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? Увертюра является частью оперы в четырех актах. Сам музыкальный жанр увертюры представляет собою инструментальное вступление к музыкальному произведению.

6. Кто автор? Национальная принадлежность художественного произведения (народная или профессиональная). 

Автор – французский композитор Ж. Бизе. Его увертюра к опере «Кармен», как и вся опера, является авторским произведением.

7. Художественно-эстетический образ произведения. Развитие художественной идеи. 

В увертюре к опере «Кармен», после жизнерадостных, мажорных мелодий главных тем, обещающих на первый взгляд очень весёлый музыкальный спектакль, внезапно вторгается тема Кармен. Это напряжённая, тревожная, поддерживаемая грозными минорными аккордами. Смысл данной темы показать неизбежность грядущей трагедии. И как бы ни развивался дальше музыкальный сюжет оперы, слушатель уже находится во власти этой темы, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии.

Важно и то, что тема Кармен – единственная во всей увертюре, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках так называемой цыганской гаммы.

Так с самого начала оперы в сознание слушателя входит предчувствие, ожидание каких-то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота её музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями. В такой двойственности заключён один из смыслов музыкальной гармонии – её способности передавать события или ситуации противоположного характера [1].

8. Изобразительно-выразительные средства художественного произведения (язык музыкального искусства):

Музыкальный жанр – увертюра к опере.

Инструментальная музыка.

Опера «Кармен» – это программная музыка, т.к. имеет конкретное название и основана на конкретном сюжете, которые как бы в кратком содержании раскрывается в увертюре.

Средства музыкальной выразительности:

  • мелодия – отрывистая, скачкообразная, повторяющаяся;
  • ритм – равномерный, отчетливый;
  • пауза – короткая;
  • акцент – сильный;
  • гармония – от светлой переходит к напряженной и заканчивается диссонансом. Увертюра разделяется на два контрастных раздела, представляющих две противоположные сферы произведения: I раздел, в сложной трехчастной форме, строится на темах народного праздника и музыки куплетов Эскамильо (в трио); 2-й раздел – на теме роковой страсти Кармен. Увертюра завершается драматичным диссонирующим аккордом.
  • интонация – от веселой и жизнерадостной в начале к насмешливой в середине и, наконец, тревожной, в конце;
  • лад – от мажорного в начале – к минорному в конце;
  • темп – быстрый, оживленный – в начале, умеренный – в конце;
  • динамика – громко, ярко, динамично – в начале, негромко – в конце;
  • регистр – высокий;
  • тембр – звонкий;

Музыкальная форма – трехчастная.

Музыкальные инструменты, звучащие в увертюре к «Кармен» – это полный состав медных (труба, туба, тромбон, валторна), высокие регистры деревянных духовых (флейта, гобой, кларнет, фагот), литавры, тарелки.

Характер исполнения, приемы: стаккато – музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. В быстром темпе (аллегро) – в первой части увертюры, а затем – в умеренном темпе (модерато).

4. Конспект беседы.

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа).

Форма организации: групповая.

Тема беседы: увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе.

Цель беседы (для детей): запомнить произведение (его мелодию, название и автора), уловить его характер и настроение, понять, как они меняются от начала к концу, определить, с помощью каких музыкальных инструментов передается настроение, описать свои эмоции от прослушивания произведения.

Планируемый результат: дети запомнили произведение (его мелодию и название), уловили его характер и настроение, определили, как они меняются от начала к концу, определили, с помощью каких музыкальных инструментов передается настроение, описали свои эмоции от прослушивания произведения

Оборудование и материалы: аудиозапись увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе, средство для воспроизведения аудиозаписей

Название этапа

Вопросы по содержанию беседы

1. Начало беседы

(подведение к прослушиванию музыки)

Педагог предлагает ребятам познакомиться с одним очень интересным музыкальным жанром. Для этого просит отгадать загадку:

В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут?

1. Знаете ли вы такой музыкальный жанр, как опера? Приходилось ли вам слушать оперу?

2. Знаете ли вы, что такое увертюра?

3. Известно ли вам, кто такие цыгане? Какие особенности для них характерны?

Можно показать фото цыганского табора, попросить детей описать внешность цыган, их одежду

2. Основная часть

(беседа по итогам прослушанного фрагмента)

Педагог предлагает познакомиться с историей одной свободолюбивой и прекрасной цыганки Кармен и прослушать увертюру к опере композитора Ж. Бизе «Кармен». Говорит о том, что опера «Кармен» – это самая популярна опера в мире.

1. Слышали ли вы эту мелодию раньше?

2. Какие эмоции у вас вызвала мелодия? По-вашему, она веселая или грустная? Подберите для нее подходящие слова?

3. Как ы думаете, о чем рассказывает музыка?

4. Одинаково ли звучит мелодия в начале и конце? Как она меняется? Как меняется ее настроение, ее интонация?

5. В каком темпе звучит музыка? Меняется ли темп?

6. Какая динамка произведения? Громкая? Тихая?

7. Какие музыкальные инструменты вы могли услышать в этой мелодии?

3. Заключительная часть

1. Понравилось ли вам произведение? Какая его часть, перва, веселая, или вторая, грустная, вам понравилась больше? Почему?

2. Давайте еще раз повторим, какое музыкальное произведение и какого автора мы сегодня прослушали?

3. К какому жанру относится это проведение?

Список использованных источников

  1. Ж. Бизе опера «Кармен» – URL: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/karmen (дата обращения: 19.01.2023).
  2. Опера Бизе «Кармен» – URL: https://www.belcanto.ru/carmen.html (дата обращения: 19.01.2023).
  3. Опера «Кармен»: содержание, видео, интересные факты, история – URL: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/karmen (дата обращения: 19.01.2023).
  4. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с.
  5. Хохловкина, А. Жорж Бизе. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. – 460 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...

Конспект беседы о музыкальном произведении с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Его величество вальс»

Конспект беседы о музыкальном произведении с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Его величество вальс»...

НОД Тема: «Беседа о содержании музыкального произведения А. И. Хачатуряна «Вечерняя сказка»» (старшая возрастная группа)

Занятие знакомит детей с композитором А. И. Хачатуряном и его произведением "Вечерняя сказка". Фотографии природы помогают вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного ласкового и...

СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина. Задачи: 1 Обучающие: углубить и расшир...

Мастер-класс «Формирование ценностно-смыслового понимания содержания музыкального произведения детьми старшего дошкольного возраста - традиции русской ярмарки».

Учить детей понимать содержание художественных произведений - И.Стравинского "Петрушка" сцена толпы и Б.Кустодиева "Масленица", передать ее с помощью метода уподобления. В сов...

Презентация " Взаимодействие специалистов ДОО (музыкального руководителя ,учителя-логопеда, педагога- психолога ) в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Взаимодействие специалистов ДОО (музыкального руководителя ,учителя-логопеда, педагога- психолога ) в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Этот проект поможет специалистам ДОУ эффектив...