Методическая разработка картотеки в подготовительной группе "Пальчиковая гимнастика"
картотека (подготовительная группа)

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka-palchikovaya_gimnastika.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Клубничка»

Картотека

Пальчиковая гимнастика

для подготовительной группы

                                                                              подготовила: Сапунова Л.А.

Перспективный план

Пальчиковой гимнастики

для подготовительной группы

Сентябрь. 1- 2 неделя: темы:

«День Знаний». «Детский сад. Мои друзья».

« В детском саду».
Как живёшь? Вот так! (Показать большой палец.) Как идёшь? Вот так! (Пошагать двумя пальцами) Как берёшь? Вот так!  (Тремя пальцами.) Как даёшь? Вот так! (Раскрытой ладонью.) Как грозишь? Вот так! (Указательным пальцем.) Ночью спишь? Вот так! (Все пальцы сложить «лодочкой» и положить на них голову.) Ждёшь обед? Вот так! (Кулачок под щёку.) А шалишь? Вот так! (Надуть щёки и ударить по ним ладошками.)

 «Встали пальчики».
Этот пальчик хочет спать (Поочередно пригибать пальцы к  ладошке, начиная с мизинца.) Этот пальчик -прыг в кровать, этот пальчик прикорнул этот пальчик уж заснул Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. (Пожать большой пальчик)
Встали пальчики –«Ура!»
В детский сад идти пора! (Кулачки разжать и растопырить пальцы)

«Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. (парное касание пальцев от мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

«Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю:(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Сентябрь. 3- 4 неделя: темы: «Родная станица». «Кладовая природы. Труд людей осенью».

«Наша улица»
Словно улей, наша улица с утра, (Разводят руки перед собой.)
И летит пчелиным роем детвора, 
 

(Локти прижимают к туловищу, делают частые махи ладонями.)
Скачет мяч, взлетает с крыши вертолёт — 
 

(«Ударяют мячом» об пол,руки разводят в стороны, делают поворот вокруг себя.)
Наша улица от нас не отстаёт: 

(Каждый палец «здоровается» с большим пальцем с нажимом на подушечку на каждое действие, на обеих руках одновременно.)
То на речку 
 - за околицу бежит, 
То на солнышке  с ребятами лежит.
А под вечер,  лишь утихнет шум и гам 

(Правую руку вытягивают вверх, делают ритмичные махи ладонью с пружинкой.)
Всех ребят она  проводит по домам.

И доносится из каждого двора:
До свиданья! До свиданья!

До утра! Доброй ночи! —

говорит она в ответ 

 (Приседают и кладут руки под щёку.)
И сама во всех окошках гасит свет.
Р. 
Сарби

 «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре,

(хлопки в ладошки)

Кто живет в моей квартире?

(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать,

(руки в сторону)

Папа, мама, брат, сестра,

(загибают пальцы по одному на каждой руке)

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

«Наша страна»

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

(Движения в соответствии с текстом)

«Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (делаем вид)
И ботинки обуваем (постучать ногами)
Знаем месяцы: ( похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

«Вышел дождик погулять»

  Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики)

  Вышел дождик погулять. (удары по столу пальчиками)

  Шел неспешно, по привычке, (шагают пальчиками)

  А куда ему спешить?

  Вдруг читает на табличке: (грозят указательным пальцем)

  «По газону не ходить!»

  Дождь вздохнул тихонько: (хлопок в ладоши)

  - ОХ!

  И ушел. (хлопки по столу)

  Газон засох.

Октябрь.1- 2 неделя: темы:

«Республика Адыгея». «Растения и животные осенью».

«Город- это улицы…»

 Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу).
Площади, музеи, парков тишина, (
Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, (
Разводить пальцы в стороны и соединять.)
Быстрое движенье (Круговые движения руками, согнутыми в локтях).
Прохожих и машин (Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

Шагая осторожно

Движением полон город:

Бегут машины в ряд. (пальчики «идут» по столу)

Цветные светофоры

И день и ночь горят. (Сжимают, разжимают кулачки)

Шагая осторожно, (пальчики «идут» по столу)

За улицей следи —

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

И там, где днем трамваи (Сжимают, разжимают кулачки)

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая! («грозят» указательным пальчиком)

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно, (пальчики «идут» по столу)

За улицей следи —

И только там, где можно, (Сжимают, разжимают кулачки)

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

С. Михалков

«Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

«Друзья – садоводы»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

«Сбор грибов»

Мы съедобные грибы

Долго собирали,

А потом своим друзьям

Вот что рассказали:

(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)

В бору вырос боровик,

А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята –

Очень дружные ребята.

Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

Крупный подберезовик –

Под белою березою.

Если с нами в лес пойдете,

(«идут» пальчиками по столу)

Много вы грибов найдете.

(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)

«Корзина с ягодами»

Вот корзина – так корзина! (изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник,
в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!(загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!(делают приглашающий жест –движение руками на себя)

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней! (поочередно ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

С. Васильева

«Деревья».

Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

 Распустила ветви-косы Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер .(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

 Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

 Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

«Перелетные птицы.»

Тили- тели, тили- тели- (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».)

Октябрь 3-4 неделя темы: «Я расту здоровым». «Транспорт»

«Продукты питания».

В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.
Хлеб и булку в хлебницу кладем. Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.
Молоко в молочник наливаем, Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.
А в солонку соли наберем. Сгибать одновременно мизинцы

«Каша»

Каша в поле росла, (дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла. («идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим. (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили, (Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

 Указательный и средний, безымянный и последний,

 Сам мизинчик- малышок постучался о порог.

Вместе пальчики- друзья, друг без друга им нельзя. (Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная с большого, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении. На последние строчки – ритмично сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.)

 «Велосипед»
Две педали крутят ноги,
(раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге
(вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево,
(имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )
Вправо покачу.
(вправо)
То вперед,
(кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза
(обеими ладонями жмем на стол)

«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много.
(«грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (
хлопки руками)
И всегда их выполнять
. (показывают «класс!» большим пальцем)

Ноябрь.1-2 неделя темы:

«Москва-столица нашей Родины». Флаг. Гимн. Герб».

«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок» )
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

«В День единства будем рядом»

В День единства будем рядом, (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем вместе навсегда, (Соединить руки в «рукопожатии»)
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить, (Поочерёдно загибать пальчики правой руки , начиная с большого)
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить, (Поочерёдно загибать пальчики левой руки , начиная с большого)
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать, (Указательными пальчиками «погрозить»)
Чтобы счастьем жизнь наполнить, (Сжимать и разжимать кулачки)
Чтоб под мирным небом спать! (Соединить руки в «рукопожатии»)

Ноябрь.3-4 неделя темы:

«Дом. Семья. Семейные традиции». «День Матери».

«Строим дом»

 Целый день тук да тук (Ударять кулачками в ладошку) 

Раздается звонкий стук Молоточки стучат, (Стучать кулачками друг о друга)

 Строим домик без бельчат: Этот дом для белочек, (Загибать указательный палец) 

Этот дом для зайчиков, (Загибать средний палец) 

Этот дом для девочек, (Загибать безымянный палец) 

Этот дом для мальчиков. (Загибать мизинец)

 Вот такой хороший дом, (Строят дом -руки над головой)

 В нем мы славно заживем.

«Моя семья»
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (в соответствии с текстом)
Это – мама, ( в определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я, (сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,)
Это – бабушка моя, (средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

«Мамин День».

Мне сегодня просыпаться, (щепотки рук на уровне глаз резко раскрываются и закрываются)
Подметать и улыбаться, (одна рука "держит" совок, вторая "подметает")
Чашки мыть - совсем не лень (трём руки)
Потому что мамин день! (хлопаем в ладоши, зажимаем пальцы в кулачок, а большой оттопыриваем)

Декабрь.1-2 неделя: «Мир изобретений техники и механизмов». «Птицы и животные зимой»

«Бытовая техника»
Мы компьютер покупаем,                   (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ждал его я целый год!                          (Хлопают в ладоши.)
Но одно меня смущает:                        (Сжимают и разжимают пальцы. )
Мышь в компьютере живет.               (Пальцы «бегут» по столу.)

«Ёжик колкий» 

Ежик, ежик колкий (Пальцы двух рук сплетены в замок) Покажи иголки. (Движения кистями рук вправо-влево) Вот они, вот они, вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок) Ежик, ежик колкий, (Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо-влево) Спрячь свои иголки. Раз и нет иголок,(Пальцы складываются "в замок").

«Дикие животные».

Еж, медведь, барсук, енот-

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем)

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису- (В обратном направлении)

Их зимой найдешь в лесу.

«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.

Декабрь.3-4 неделя темы: «Традиции празднования Нового года». «Новый год наступает

«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку.)
Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу.)
Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются )
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук).
Покружились, поплясали, ( Кисти рук опустить, расслабить.)
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.)
Нам подарки принеси.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе

Январь1-2 неделя темы: «Природа зимой». «Зимние виды спорта»

«Пришла зима»
Пришла зима, ( трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа )
Снег, ( плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

«Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь)
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями,)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

«Мороз»
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

 Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

 Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

 С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

 А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

«Как интересно нам зимой» 
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх) 
На санках едем мы гурьбой, (указательный палец скользит по ладошке) 
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков) 
Все дружно лыжи одеваем, (скользят ладонями по столу)
Потом все встали на коньки, (ребром ладоней едут по столу) 
Зимой веселые деньки! (хлопки) 

Январь3-4 неделя темы: «Животные севера». «Сказки».

«Белые медведи.»
Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять).
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.)
Не страшны им в Арктике 
Клыкастые моржи, (Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого).
На рыбу и тюленей охотятся они. (Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого).

«Тюлени».
Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, Это ласты, а не лапы. 
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети. 
(Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны).

«Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

Колобок»

Лепим, лепим колобка,  (имитация лепки)

тесто месим мы слегка.  (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем,  (катаем)

на окошко сажаем.  (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник!  (вращение кистями)

«Сидели три медведя». 

Сидели три медведя  (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом  (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом  («печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (показать указательный палец на левой руке, затем на правой).
Все испачкались в муке  (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке  (потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке  (потереть уши).

Февраль.1-2 неделя темы: «Профессии». «Подводный мир».

«Много есть профессий знатных»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

«Профессии»

Дедушка мой – Офицер боевой.
Он был моряком – 
Настоящий герой.
А бабушка – повар.
Она готовит еду.
Сестра – фигуристка.
Она танцует на льду.
У друга Антошки
Папа – пожарный,
А мама – лучший в городе
Врач санитарный.
У каждого труд
(сжимают, разжимают кулачки )
И нужен, и важен.
И за него мы «спасибо»
(хлопают в ладоши) 
Им скажем!

 

«Рыбка».

Рыбка плывет в водице,                             (Сложить ладони вместе и показать,)

Рыбке весело играть.                             (Как плывет рыбка).

Рыбка, рыбка, озорница,                      ( Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.                      (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула,                       (Снова показать, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла      ( Сделать хватательное движение    двумя руками. )  

Рыбка хвостиком махнула,                  (Снова показать, как плывет рыбка).

Рыбка быстро уплыла.

«Медузы»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Февраль.3-4 неделя темы: «23 февраля-день Защитника отечества». «Масленица».

«Барабан».

Левой, правой!       ( Стучат по столу левой, )

Левой, правой!       (затем правой рукой.)

На парад  идет отряд      («Ходят» пальчиками по столу вперед-назад )

На парад   идет отряд      («Ходят»  пальчиками по столу вперед-назад )

Барабанщик очень рад:                  (ритмично стучат кулачками по столу.)

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

«Наша армия.»
Аты - баты, аты - баты!

(Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. )
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

 

«Пограничник». 
Пограничником я буду,

(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.)
Чтоб границы защищать,

(Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.)
И страна могла спокойно

(Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.)
Крепким сном ночами спать.

(Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.)

«Сегодня праздник всех отцов.»
Сегодня праздник всех отцов
, (Сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, ( Хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить!
(Сжимают и разжимают пальцы)

Март1-2 неделя темы: «Международный женский день». «Весна пришла».

«Мамы»

 Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (
поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (
сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (
разводят руки, поднимают ладошками вверх)

«Помощники»

«Дружно маме помогаем – (ладошки скользят по столу)
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем (
трём руки друг о друга - "стираем")
Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Подметаем все кругом –  (
кисти рук "подметают")
И бегом за молоком. (
пальчики бегут по столу)
Маму вечером встречаем,  (разводим руки в стороны)
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».  (
обнимаем себя за плечи)

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю,                                 обнимают себя за плечи

Я всегда ей помогу:                                    хлопают в ладоши

Я стираю, полоскаю,                                  (движения по тексту)

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету,                                 ладошками гладят по столу

И дрова ей наколю.                                    ладошки «ребром» стучат по столу 

Маме надо отдыхать,                                 прикладывают ладошки к уху

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,                                 идут пальчиками по столу

И ни разу, и ни разу,

Ни словечка не скажу.                               прикладывают указ. палец к губам

«Весна пришла»

Весна пришла по снежному,                   ( Ходят пальчиками по столу)

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,                       ( Руки на столе ладонями вниз.)

Посеяла траву.                                         (Раздвигают — сдвигают пальцы.)

Теперь зовет со всех концов         (Руки согнуты в локтях, пальцы    открыты.)    

Гусей, стрижей и аистов,                     ( Загибают по одному пальчику на каждой руке.)

Кукушек и скворцов     

                        

«Весна шагает». 
К нам весна шагает , (пальчики шагают по столу)
Быстрыми шагами,
И сугробы тают (
постукивание ладошками по столу)
Под ее ногами.
Черные проталины (
сделать из рук "бинокль" у глаз)
На полях видны.
Верно, очень теплые
(пальчики опять шагают)
Ноги у весны.

«Птицы весной.»

К нам весной грачи вернулись,

Жаворонки и скворцы.

Следом ласточки примчались,

Прилетели журавли.

(Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелетных птиц.)

Март. 3-4 неделя темы: «Планета наш общий дом». «Животные жарких стран».

«Моя земля»

Как велика моя земля ( сжимают и разжимают пальцы), 

Как широки просторы!

Озера, реки и поля, леса, степь ( загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших) и горы (делаем из рук «горы» над головой). 

«Шар земной наш дом родной»

 В тёмном небе звёзды светят (Сжимают, разжимают кулачки) 

Космонавт летит в ракете. (Ладони соединены под острым углом.)

 День летит и ночь летит. И на Землю вниз глядит. (Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.) 

Видит сверху он поля, (Загибают по одному пальцу.) 

Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной наш дом родной. (Ладонями изображают шар.)

«Любимая наша Земля»

Любимая наша Земля: (Ладонями изображают шар.)
Это озера, луга и поля,
(поочерёдно загибать пальчики)
Лесные ключи, родники и пруды,
Море, пустыни, долины, сады.
Горы, овраги, леса, города.
Ясное солнце, ночная звезда.
И облака, что идут чередой,
И купол небесный над головой:
То серый, то синий, то голубой.
Звери и птицы, и мы с тобой.

«В жарких странах».
Если в жаркую страну
Я случайно попаду, (Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.)
То увижу там шакала, (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам).
Кенгуру, гиппопотама, (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.)
Обезьяну, тигра, льва, (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.)
Крокодила и слона. (Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.)
Хорошо живется им – (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.)
Не бывает снежных зим. (Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.)

«Мартышки и книжки».
Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать. (Выполнять движения, соответствующие тексту)
Ловко принялись за дело
И очки они надели. (Показать руками «очки»)
К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели
Ничего в очках не видно. (Ладошки отдалить от лица)
И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)

Апрель.1-2 неделя темы: «Труд людей весной». «Космос».

«В космос полетим опять»

Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетим опять. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит, (
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (
Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну. 

«В космосе сквозь толщу лет»

 В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света,
(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
А зовут объект комета.
(Сжимают и разжимают пальцы рук.) 

«О космосе.»

По порядку все планеты Назовёт любой из нас: (сжимают и разжимают пальчики) Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. (поочерёдно загибать пальчики) 

Звезды»

Яркую звездочку возьму я в ладошку, /Катаем шарик между ладоней./

 В ладошке ее покатаю немножко. Кручу и катаю, катаю - кручу, /На одной ладошке/

 Ладошки и пальчики ей щекочу. /На другой ладошке/

 Звездою своей проведу по ладошке, /Проводим шариком вдоль ладони./

 И сразу на ней появились дорожки. /На другой руке/

 Звезду я легонько сжимаю, сжимаю – /Аккуратно сжимаем шарик одной рукой,/

Так пальчики я свои разминаю! / А затем другой./

Апрель3-4 неделя темы: «Природа весной». «Комнатные растения».

«Весна».

Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).

 Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

 Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из под старой травки Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть ,чтобы получилась чашечка цветка) Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек) Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

 «Снова солнце в небе улыбается».

Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
Снег растаял, ручейки звенят.(
Соединять пальцы левой руки с большим.)
И подснежник первый распускается,
( Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)
С юга птицы с песнями летят. ( Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».) 

Май.1-2 неделя темы: «День Победы». «Лето приближается»

«На параде».
Как солдаты на параде, (
Сжимаем, разжимаем кулачки.)
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз, (
Хлопки в ладоши). 
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!

«День Победы»

Что такое День Победы, (Рисуем пальчиками в воздухе вопрос)

Это праздник, ордена, (кулачок прикладывают к груди)

И награды боевые,

И салюты золотые, (руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

Тюльпанчики цветные, (показываем руками бутон)

И чистая земля! (рисуем в воздухе большой круг)

«Лето»

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

«Что такое лето?»

Что такое лето?                         

(Дети произносят вопросительно, поднимают  плечи.)

Это много света,                       

(Поднимают руки вверх.)

Это поле, это лес,                  

( «Рисуют» круги, делают упражнение    «Деревья».)

Это тысячи чудес,                     

(Хлопают.)

 Это в небе облака,                   

(Поднимают руки вверх, рисуем круги.)

Это быстрая река,                   

(Соединяют ладони вместе, делают ими «змейку».)

Это яркие цветы,                     

(Кисти рук ставят вертикально и соединяют.  Округленные ладони с раздвинутыми пальцами   отводят в стороны.)

Это синь высоты,                   

(Поднимают руки вверх.)

 Это в мире сто дорог             

(«Ходят» пальцами.)

 Для ребячьих ног.                 

(Хлопают.)

«Цветы»

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
(Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку)
Головой качают. (Качают головой.)

«Цветы».

На клумбу я цветы сажаю: (Дети попеременно ударяют кулак о кулак.)

Тюльпаны, розы поливаю. («Поливают» из лейки цветы.)

Нарцисс, гвоздику солнцем греет. (Разводят руки в стороны и вверх)

Астры я сейчас посею. (Имитируют посадку семян.)

Стебли, листики растут. (Прямые руки вверх.)

Все цветы на клумбе тут. (Чередуют хлопки и удары кулак о кулак.)

(В.Орлова)

«Подсолнух».
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)

«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять –

(Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)
Насекомых надо знать:

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…

(Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног!

(Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.)

 

Бабочка»

Бабочка-коробочка,                  

(Дети прижимают ладони друг к другу, разводят их в стороны, плавно машут ими.)

Полети на облачко.                  

(Ставят руки на локтиделают круговые движения кистями.)

Там твои детки                      

(«Ходят» пальцами правой руки по левому предплечью.)

На березовой ветке.              

«Ходят» пальцами левой руки по правому   предплечью.)       

                                                 

«Комар».
Дружно пальчики считаем –

(Сжимают и разжимают пальцы.)
Насекомых называем. 
Бабочка, кузнечик, муха,

(Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это жук с зелёным брюхом. 
Это кто же тут звенит?

(Вращают мизинцем.)
Ой, сюда комар летит! 
Прячьтесь!

(Прячут руки за спину.)

«Паучок.»
Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, 
Паучков на землю смыл.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)).
А за ним ползут все детки,

(Действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке.

Паучки» ползают на голове).

Май.3-4 неделя темы: «До свидания детский сад». «Здравствуй школа».

«В школу»

В школу осенью пойду.

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Но свой садик не забуду!

(грозят указательным пальчиком)

«В школе»

Громко прозвенел звонок. (дети хлопают в ладоши )
Начинается урок.
Ранец свой я открываю,
(сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Карандаши, чтоб рисовать, (загибают пальчики, начиная с мизинчика правой руки )
Ручку, чтобы записать, 
Что учитель нам велит.
Потом тетради, учебники 
И школьный дневник.
Есть и линейка в ранце моём,
Краски, кисти и альбом.
Всё это в школе мне пригодится, (
сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Всё это надо, чтобы учиться!
(хлопают в ладоши)

«Книги»

Много книжек есть на свете,                    

(Дети ладошки соединяют вместе  «книжкой».)

Читать их очень любят дети.                   

(Раскрывают и закрывают     «книжку».)

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,                                  

(Поочередно соединяют одно именные пальцы, начиная с мизинца.)

Удивительные страны.    

Про животных прочитаем                     

  И про космос мы узнаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

Методическая разработка "Картотека бодрящей гимнастики для детей раннего возраста"

Картотека бодрящей гимнастики для детей раннего возраста....

Методическая разработка "Картотека приветствий для утренней гимнастики в первой младшей группе".

Методическая разработка приветствий представлена в виде картотеки, которая направлена:- на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посредствам иг...

Методическая разработка: Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

В картотеки представлена артикуляционная гимнастика в стихотворной форме...

Методическая разработка "Картотека приветствий для утренней гимнастики в первой младшей группе".

Методическая разработка приветствий представлена в виде картотеки, которая направлена:- на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посредствам иг...

Методическая разработка "Картотека по дыхательной гимнастике"

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования. Для достижения этой зада...

Методическая разработка «Картотека дыхательной гимнастики»

Методическая разработка «Картотека дыхательной гимнастики»...