Музейная педагогика - инновационная технология в сфере личностного воспитания детей
учебно-методический материал

Этапы создания музея книги в группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музейная педагогика24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика  -  инновационная  технология в сфере личностного воспитания детей

С внедрением  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений, он диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.

Предлагаю познакомиться поближе с таким видом организации работы, как организация музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно - пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

 В каждом российском городе есть  музей, в Борисоглебске краеведческий музей имеет обширную экспозицию, но не вся она предназначена для детей дошкольного возраста. И не секрет, что при нынешней занятости родителей, не у всех находится время для посещения музея вместе с детьми, Поэтому сегодня создание  мини-музея в группе  – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений.

Проанализировав свои возможности  и интересы родителей, пришли к выводу о необходимости  создания мини – музея в группе

Организация мини-музеев помогла  наладить контакт с родителями, привлечь их к совместной работе по созданию развивающей предметно-пространственной среды группы, потому что мини-музей неотъемлемая ее часть

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, поэтому она проходила в несколько этапов;

Сначала обсудила с родителями воспитанников тематику экспозиции, поскольку у родителей все меньше времени занимает общение с детьми, совместное чтение, было принято решение создать в группе мини – музей книги, Цель организации мини-музея книги в группе—                                                                                                                                                                                                       пакие принципы музейной педагогики, как :

Разнообразие  и наглядность - оснастили музей всевозможными видами детских книг наполнение мини - музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира. Подборку тематической литературы осуществляли    с родителями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей нашей группы.

детские книги разных годов выпуска, книги соответствующие возрасту воспитанников, разнообразные по тематике, Учитывая, что дети младшего дошкольного возраста,  в основу экспозиции включили книги русского фольклора, русских писателей и таких авторов, как А, Барто, К, Чуковский, С, Маршак, З., Александрова, С, Михалков и др., книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками портреты детских писателей и поэтов, тематические иллюстрации, книги-новинки, наборы для драматизации сказок и потешек, тематические игрушки героев книг

Доступность; решили задачу размещения экспонатов в мини-музее, расположив экспонаты вертикально, изготовив стеллажи и настенные полочки, сделанные с помощью родителей, ширмы, стенды, столики, Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

При  оформлении мини-музея, учитывали  - эстетические  нормы; красочность, яркость,

Мебель, соответствующую возрасту детей,  для проведения игр, занятий;

- учли правила безопасности, гигиенические нормы.

Разработали  алгоритм создания экспозиции:

При размещении экспозиции учитывали логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

Для  реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ, способствующее расширению кругозора  ребёнка, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям дошкольников  поставили следующие задачи,

помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

 , данный вид работы позволяет развивать и совершенствовать речь, воображение, интеллект, эмоциональную сферу. Организация мини-музеев помогает налаживать контакт с родителями, привлекать их к совместной работе. Мини-музеи могут и должны стать неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды.

Разработали тематику и содержание экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

Разработали  перспективно-тематический план работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.

В мини - музее используем следующие формы работы:

1. Мини-беседы с детьми.

2. Экскурсии для детей и родителей.

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.

6. Творческие игры, образовательные путешествия.

7. Чтение художественной литературы.

9. Музицирование, прослушивание аудио – материалов, просмотр мини-презентаций.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Таким образом, мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Различная тематика мини-музеев поможет в освоении образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта.


Тематический план  использования музейной педагогики

2 младшей группы

МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида

месяц

Содержание

Цели

сентябрь

Образовательная область «Познавательное развитие» НОД. Тема: «Книга – наш друг».

развивать у детей интерес к печатному слову.

Продолжать расширять представления детей о книгах,  развивать у детей интерес к печатному слову.

рассказать о правилах обращения с книгой.

Закреплять знания детей о

октябрь

Образовательная область «Речевое развитие » (Приобщение к художественной литературе). Тема: «Потешки и песенки для малышей».

Русский народный фольклор

Побуждать детей рассказывать знакомые потешки и песенки

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

ноябрь

Выставка «Книжка-игрушка».

Познакомить с разнообразием книг, вырезные, книжки-панорамы, книжки – шнуровки, книжки-шумелки, и др.

декабрь

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка). Тема: «Моя любимая сказка».

Учить детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы и приёмы лепки.

январь

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». НОД. Тема:

Инсценировка сказки «Теремок».

 

Развивать творческие способности детей, учить передавать характерные черты героев

февраль

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». НОД. Тема:

Инсценировка сказки «Колобок».

Развивать умения детей действовать в соответствии с выбранной ролью

март

Образовательная область «Речевое развитие » (Приобщение к художественной литературе). НОД Тема: «Викторина по  произведениям А, Барто»

Выявить знания детей о произведениях автора

апрель

Образовательная область «Речевое развитие » (Приобщение к художественной литературе).

Тема, «Чтение потешки «Жили у бабуси»

Приобщать детей  к истокам русской культуры через фольклор

май

Образовательная область» Художественно-эстетическое развитие». Рисование  «Колобок-румяный бок»

Развивать умения рисовать знакомые образы

май

Образовательная область «Познавательное развитие» НОД. Тема,  «Чудо - книжки»

Познакомить детей с видами книг, развивать эстетический вкус

План работы с родителями по созданию мини - музея книги

2 младшей группы

МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида

Этап

Содержание

ответственные

Предварительный

Анкетирование

Воспитатели: родительский комитет

 Подготовительный

Родительское собрание

« Музейная педагогика в детском саду»

1 Определить  название и содержание музея

2 Выбрать место размещения

3 определение состава экспонатов в музее

Воспитатели, родители, родительский комитет

Практический

Оформление музея книги.

Предоставление родителями книг из домашней библиотеки.

Приобретение книг

Воспитатели

Родительский комитет

родители

Подведение итогов

Родительское собрание

Оформление выставки. «Книжки - игрушки»

Отчет о создании музея

Оформление стенда « «Лучшая книга для Вашего ребенка»

Показ  экспонатов

Воспитатели, дети

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

                           2 младшей группы

МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида

  1. Как часто вы посещаете музей?

  1. Как вы находите  время побывать с ребёнком  в музее, на выставке, в Галерее?
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи?
  3. Можете ли Вы рассказать ребенку происхождение книги?
  4. Есть ли в Вашем доме книги, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти?
  5. Какую литературу для ребенка вы предпочитаете?
  6. Есть ли в Вашем доме библиотека?
  7. Как часто вы посещаете общественную библиотеку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Проект по социально- личностному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Живи в веках, моя Россия!"

Название проекта: «Живи в веках, моя Россия!»Вид проекта: игровой, творческий;По областям– речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстет...

Социально - личностное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы, хотя занимает в ней далеко не ведущее место и по своей детализации уступает задачам умственного и познавательного развития....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....

«Музейная педагогика как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей».

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....