Эссе "Дефектолог - профессия на века?!"
статья
Предварительный просмотр:
Дефектолог – профессия на века?!
«Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных,возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру».
Л. С. Выготский.
В настоящее время в средствах массовой информации много говорят о терпимости, заботе и помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Но реальность такова: многие из нас до сих пор этой самой терпимости так и не научились и по-прежнему находятся в плену стереотипов и заблуждений. Только вдумайтесь, согласно исследованию социологов Фонда «Общественное мнение», лишь каждый пятый россиян считает людей с ограниченными возможностями здоровья «такими же, как все».
Работая ранее в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, я впервые столкнулась с «особыми» детьми, а также и с жестокостью по отношению к ним со стороны окружающих. Тогда, двадцать лет назад, наше общество было совершенно не готово принять таких людей, и они оказывались за бортом общественно-социальной жизни. Приходилось защищать своих воспитанников от нападок и доказывать всем, а в-первую очередь себе, что они такие же дети, которые растут и развиваются, что дальнейшие их способности зависят не только от их возможностей, но и от наших усилий в работе с ними. Это было начало пути к моей профессии дефектолога.
Учитель-дефектолог…Кто он? Востребована ли эта профессия в наше время, и что ждет ее в будущем?
Дефектолог соединяет в себе добродетель и просвещенный ум. По роду своей деятельности он оказывает помощь и поддержку всем тем, кто в ней нуждается. При этом специалист анализирует и координирует развитие каждого ребенка индивидуально, опираясь на свои знания в медицине, психологии и педагогике. Именно комплексный подход со стороны разных наук позволяет понять природу проблемы «особого» ребенка, дифференцировать первичный и вторичный дефекты, определить зону ближайшего развития и организовать пространство для дальнейшей коррекционной работы. Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности. Современный специалист уже сегодня должен создавать эти условия в любом пространстве, а не только в своем кабинете.
Дефектолог одна из наиболее востребованных профессий на сегодняшний день. Это связано, в первую очередь, с увеличением количества детей с различными нарушениями. К сожалению, прогноз на будущее не утешителен – число таких детей будет только расти. А значит, профессия «дефектолог» не потеряет значимости и актуальности, даже в эпоху искусственного интеллекта. Сейчас появилось совершенно новое понятие «кентавры» - специалисты, которые имеют в своем арсенале ряд цифровых помощников и решают интересные творческие задачи. Скорее всего, это и есть образ дефектолога будущего: гармоничное сочетание навыков Soft-skills (критичность мышления, креативность, эмоциональный интеллект и т.д.), технологий и достижений науки, накопленных человечеством. Это позволит ему быть конкурентоспособным и создавать что-то принципиально новое, а не работать по детально поставленным задачам.
Возможно, благодаря дефектологам, люди будут воспринимать «дефект» не как проблему, а как индивидуальную особенность человека. Общество станет терпимее к людям с ограниченными возможностями здоровья. Будут стерты барьеры, препятствующие свободному полноценному общению и личностному росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...