Кружок по нетрадиционной технике рисования с детьми 5-6 лет
материал (старшая группа)

Зоя Васильевна Улбутова

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2019-2020.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Кружок по нетрадиционной

технике рисования

в старшей группе:

«Радуга красок»

(срок реализации 1 год)

                                 Возраст детей с 5 до 6  лет

                                 

Руководитель: Улбутова Зоя Васильевна,

Воспитатель МБДОУ Хормалинский

детский сад  «Весна»

2019 – 2020 г.

                                                                                                   Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.

Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев , картофеля получаются такие красивые фигуры ,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают ,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.

Время существования кружка третий год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Цель программы:

Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.

Задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Развивать творческие способности детей.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.

Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Направление работы программы

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Программа направлена: на развитие творческих способностей и воспитание  личности  ребенка.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Новизна программы заключается  в создании условий для детского художественного -  творчества  позволяющие  педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая  работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса. 

 Актуальность разработанной программы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Данная  программа способствует  решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем:

-приобщение детей к творчеству;

-знакомить детей с различными техниками рисования;

-знакомить детей с различными материалами.

  При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип  поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от самого простого до  сложного);

Принцип  сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);


Основные способы и формы работы с детьми

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -33., время занятий 30 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5 -6 лет и рассчитана на один год обучения.

Периодичность

в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1 час

1 раз

1 час

33 часа

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Гуашь.

3. Акварельные краски.

4. Ватман.

5. Картофель, морковь.

6. Поролон.

7. Капустные листы.

8. Воздушные шары.

9. Листья деревьев.

10. Кисточки.

11.Чашечки для гуаши.

12. Баночки для воды.

13. Заготовки рисунков.

14. Салфетки влажные.

15. Зубная паста.

16. Пластиковые вилки

17. Крупы

18. Пенопласт

19. Бисер, бусинки

20.Ленты разноцветные

21. Трубочки

22. Соль

Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование пычком)

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.







Перспективно-тематическое планирование кружка

по нетрадиционной технике рисования в старшей группе

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь

1.«Бабочки»

Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.

Освоение техники монотипия (предметная).

2.«Осенний букет»

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу.

Освоение техники кляксография.

3.«Воздушные шары»

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.

4.«Компоты и варенье»

Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах.

Освоение техники печатание фруктами (оттиск).

Октябрь

1.«Волшебный лес»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Освоение техники печатания растениями.

2.«Пестрый котенок»

Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

Освоение техники пуантилизм.

3.«Красная смородина»

 Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.

Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.)

Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).

4.«Подводный мир»

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для бедующего коллажа).

Ноябрь

1.«Разноцветные рыбки»

Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.

Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.

2.«Унылая пора! Очей очарованье»

Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Рисование ладошками, пальцами.

3.«Рисуем по шаблону»

Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Освоение рисования по шаблону.

4.«Невидимый зверек»

Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета.

Освоение техники рисования свечкой.

Декабрь

1. «Снегири на ветках»

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.

2.«Зимние узоры»

Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжить освоение техники монотипия.

3.«Письмо для деда мороза»

Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.

Самостоятельная работа детей.

4.«В лесу родилась елочка»

 Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Рисование нитками.

Январь

1.«Волшебница зима»

 Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение технике рисования - набрызг.

2.«Сказочный зимний лес»

Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).

Освоение техники – оттиск (капустный лист).

3.«Семья снеговиков»

Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Освоение технике рисования оттиск тканью.

4.«Музыкальный рисунок» 

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.

Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей.

Февраль

1.«Разноцветное небо»

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

Освоение техники рисования по мокрой бумаги.

2.«Соленое море»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования с солью по сырой краске.

3.«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники рисования – ниткография.

4.«Пейзаж у озера»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).

Март

1.«Превращение ладошки»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Рисование ладошками.

2.«Подарок маме»

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Самостоятельная работа детей.

3.«Весенняя фантазия»

Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение.

Освоение техники рисования – оттиск стеклом.

4.«Весеннее дерево»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Апрель

1.«Планеты»

Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.

Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании.

2.«Космические дали»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.

3.«Праздничная верба»

Рассказать, почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.

Рисование пастелью.

Май

1.«Праздничный салют»

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

2.«Одуванчики - пушистое чудо природы»

Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «Набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «Набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).

3.«Вот и лето пришло»

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.














Список использованных литератур.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2012г, 128 стр. .

Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет/ авт.-сост.

Е.М.Кузнецова. – Волгоград: Учитель, 2011

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством.

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет» .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014.- 112с.цв.ил.

Т.Г.Казакова «Детское изобразительное творчество» .- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.-192с.

А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева  «Аппликация в детском саду» Ярославль: Аккадемия развития, 2004.-144с цв.ил.

Л.Г.Васильева «Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента»  Чебоксары: ЧРИО, 2002.-144с. Цв.ил.

Л.Г.Васильева «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников»  Чебоксары: «Новое время», 2006.-104с. Цв.ил.

Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д.

Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание.

                                                   Список использованных литератур.

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..

4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264 с.

5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева «Академия развития», 2006.

7. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «Детство-пресс», 2004.

8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Детство-пресс» 2003.

9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание.

10. Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д.

11. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».

13. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

 



Программа кружка «Фантазеры»

Нетрадиционная техника рисования

Пояснительная записка

Составила: Кириченко Елена Юрьевна 15.09.15

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность:  В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель:

Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  • Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
  • Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  • Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.
  • Материал для работы:
  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки, бумажные;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти;
  • цветная бумага, ножницы;
  • вата;
  • крупа;
  • нитки.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Средний дошкольный возраст: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Старший дошкольный возраст:  более трудные методы и техники:

  • Рисование солью, крупой;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • ниткография
  • по – сырому;
  • набрызг;
  • тычок жесткой кистью;
  • по – оттиску;
  • ладошками;
  • зубной щеткой, ватными палочками.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Принципы:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

Программа рассчитана на кружковую работу:

Средняя группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе  - 30 мин

 Старшая, подготовительная  группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -35-40  мин.

Форма занятий - тематическая деятельность и в форме кружковой работы

   Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

- Проведение выставок детских работ. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

- Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

октябрь

Знакомство с техникой.

Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Октябрь

«Путешествие по радуге».(пальчиками)

Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

октябрь

«Дары осени».

(мятая бумага)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно.

октябрь

«Осенний пейзаж».

(по сырому + манка)

Познакомить с техникой – по сырому. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Ноябрь

«Осенний натюрморт в вазе». (печатание листьями + набрызг)

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

«Веточка рябины».

(пальчиками)

Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Ноябрь

«Сказочные животные в осеннем лесу».

(Тычок жесткой полусухой кистью + соль + аппликация)

Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя технику тычка.  Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Ноябрь

«Портрет моей мамы».

(ватные палочки + разноцветная соль)

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство гордости за свою маму.

Выставка детских работ ко дню матери

Декабрь

«Снежинки».

(кляксография обычная + накладывать два цвета друг на друга)

Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой.

Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Декабрь

«Зимний лес».

(набрызг + ватные палочки + зубная паста)

Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг.

Воспитывать аккуратность при работе с мыльными пузырями.

Декабрь

«Здравствуй дедушка Мороз»! (жесткой полусухой кистью + вата)

Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Декабрь

«Новогодняя ночь»

Техника граттаж

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Выставка работ «Скоро, скоро Новый год!

январь

«Снегири на ветке».

(тычок полусухой жёсткой кистью + крупа)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

январь

«Невиданный зверь».

(кляксография + восковые мелки)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

январь

«Цветы в горшочке».

(ниткография)

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.

февраль

«Семёновские матрёшки».

(пальчиками + мятая бумага)

Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

февраль

«Портрет солдат». (восковые мелки + акварель)

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

февраль

«Военные корабли».

(по-мокрому + отпечатывание поролоном, + рисование ватными палочками)

Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Выставка работ ко Дню Защитника

март

«Мимоза».

(тычком + набрызг

+ аппликация)

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Выставка ко Дню 8 Марта.

март

«Ранняя весна».

(по – мокрому)

Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

март

«Подводное царство».

(граттаж + восковые мелки)

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Март

«Волшебные узоры».

(ниткограффия)

Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания.

апрель

«Закат солнца в пустыне».

(акварель + цветная соль)

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца.

Апрель

«Космос».

(граттаж + набрызг + восковые мелки)

Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Выставка работ ко Дню Космонавтики

Апрель

«Сказочная поляна».

(монотипия предметная)

Учить изображать распускающие деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Апрель

«Сакура».

(по - мокрому+ набрызг+ватные палочки+пластиковая бутылка)

Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

май

«Праздничный салют».

(восковые мелки+ гуашь+набрызг+граттаж)

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

май

«Вот и лето пришло».

(роспись на камушках)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Выставка всех работ. Диагностика за год

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

п/п

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

«н»  начало года; «к» – конец года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе:«Юные волшебники»

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.УспенскийСпособность к изобразительной деятельности зарождается в раннем в...

Кружок по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

благодаря этому кружку у детей будет развиваться мелкая моторика рук, творческое воображение...

Кружок по нетрадиционной технике рисования в средней группе: «Радуга красок»

Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.Задачи:*Познакомить с нетрадиционными и...

Кружок по нетрадиционной технике рисования в средней группе: «Весёлая акварелька»

в даном файле представлена сетка занятий по нетрадиционной техники рисования в старшей группе на год...

Кружок по нетрадиционной технике рисования "Акварелька"

План-программа по нетрадиционному рисованию для детей дошкольного возраста...

Презентация "Нетрадиционная техника рисования с детьми 4-5 лет" Кружок "Волшебная кисточка"

данная презентация знакомит детей  с многообразием нетрадиционных техник рисования....