«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» (из опыта работы)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Панжинская Оксана Сергеевна

  Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно  каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».

    Интерес  к проблеме «Приобщение дошкольников к национальной культуре» у меня возник давно, семь  лет назад.

  Не имея специального образования и достаточного опыта, было очень трудно ориентироваться в проблеме, тем более, что специальной литературы по данному вопросу всегда было несправедливо мало.

  Почему же из всего многообразия разделов воспитания и обучения дошкольников приоритетным оказался для меня именно этот?

  Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно  каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общественной жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая ценность народного творчества и культуры.

  Сейчас очевидно то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин общественной культуры. И начинать это надо с раннего возраста.

  Очень хочется, чтобы в нашей «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» знакомство с народной культурой нашло свое достойное место. Почему?

5.        Чтобы с поколением наших детей возродились народные обычаи, праздники.

6.        Чтобы наши дети чтили культуру своих дедов и прадедов, помнили ее и передавали своим детям.

7.        Чтобы свободно ориентируясь в народных приметах, научились наблюдать, беречь и умножать природу.

8.        Чтобы наши сыновья были такими же сильными и мудрыми, как богатыри русские, а дочери – нежными, красивыми, рукодельными берегинями домашнего очага.

9.        Чтобы из народной культуры дети черпали такие нравственные понятия, как любовь и уважение к родителям, дружбу, добро и взаимовыручку, чувство настоящего патриотизма.

10.        Чтобы расширялся кругозор и пополнялся словарный запас детей красивыми, исконно русскими словами, развивалась образная речь, наблюдательность, память, мышление.

 В связи с этим определились задачи работы: встал вопрос о том, как заинтересовать детей.

 Таким образом, работа по приобщению дошкольников к русской национальной культуре строилась в соответствии с народным календарем.

 Годовой народный календарь, вобравший в себя все краски народной жизни – праздники, народные ремесла, помогает понять их естественный цикл. Осень – сбор урожая,  «Осенины» (народные гулянья), за ней «Святки», «Рождество», «Крещение» (зимние праздники и обряды), «Масленица» - проводы зимы, «Веснянка» - встреча весны, «Троица» - праздник русской березы и, наконец, лето с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.

  Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет детям понять, что природа не умирает, а совершает определенный круг, где все сменяет друг друга, а жизнь вечна и прекрасна.

  Для ознакомления детей с русской культурой начала со знакомства с устным народным творчеством: потешек, дразнилок, загадок, закличек.

  Большое внимание уделяла народным приметам, обращая внимание детей на то, что приметы не выдуманы, а приобретены в процессе многолетних наблюдений людей за природой. Например, если 14 октября, в Петров день, после обеда выпадает снег, хоть немного, то зима будет снежная и  поэтому день называется Покров. Народные названия месяцев исходят тоже от наблюдения людей.  Январь – зимник (т.е. самая середина зимы). Февраль – лютень, бокогрей (в этом месяце дуют сильные ветры) и т.д.

  Разучивала с детьми заклички, объясняла, что русский народ верил во всемогущие силы природы. Раньше люди поклонялись солнцу, воде, земле, лесу и другим природным стихиям, верили в них, как в живые существа, обращались к ним с просьбой об урожае, благополучии, обещая честно и упорно трудиться.

  Я понимала, что активнейшей формой приобщения к русской культуре являются сказки. Читая детям русские народные сказки, я  всегда обращаю  внимание детей на то, как

русский народ называет солнце (ведрышко, колоколнышко, красна девица), землю (любушка, кормилица), зверей (медведь – батюшка, лисица – сестрица)  и  с каким уважением к ним относится.  Дети на этих образах учатся  любить и уважать природу.  Дети перестали, как раньше, рвать первые цветы, ловить бабочек или жучков, стали добрее.

  Приобщая детей к народной культуре,  стараюсь воспитывать в них доброту, смелость, уважение к старшим, любовь к родителям. Где, как не в народных сказках, обрядах, традициях можно встретиться с этим.

  Когда шла  масленичная неделя, специально обратила внимание детей на то, что в пятницу надо идти в гости к бабушке, навестить ее, а в субботу  к тетушке, что в любой праздник надо помнить о ближних.

  Читая сказку, всегда обращаю внимание на то, как Иван любил и уважал своих родителей, ради них он готов на все. Надо обратить внимание детей на то, как те, кто не любил и не уважал своих родителей, были наказаны самой природой (превращались в медведей «Иванушка», кукушек «Кушрина» и т.д.).  Русские народные сказки идут в параллели с народными преданьями, поверьями о леших, водяных, Бабе – яге, домовых.

  В группе силами воспитателей и детей был создан уголок русского фольклора, в котором появилась русская печь,  атрибуты сказок и русского быта, домашняя утварь (ширинка, т.е. полотенце, чугунок, деревянные ложки), лапти. Дети научились изготавливать простейшую тряпичную куклу – пеленашку, с которой играли крестьянские дети, корзиночки для пасхальных яиц и т.п.

  Все это помогло и помогает формировать у детей отношение к людям, дому, природе, учит понимать смысл народных поговорок и пословиц:

1.        Всякому мила своя сторона.

2.        Где лад – там и клад.

3.        Всякое дело – мастера боится.

4.        В ком правды нет, в том и добра мало.

5.        Грамоте учиться – всегда пригодится.

 Иногда предлагаю детям пофантазировать, на что похож волшебный предмет (ковер – самолет на самолет, скатерть – самобранка на магазин, сапоги – скороходы на велосипед, машину). Также учу детей мыслить при помощи народных загадок, шуток, перевертышей. Очень детям нравятся небылицы:

    На болоте стоит пень,

    Повернуться ему лень,

    Шея не ворочается,

    А посмеяться хочется.

Небылицы – это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Но в приобщении детей к народной культуре  нельзя  забывать и про игру. Существует много народных подвижных игр «Горелки», «Ручеек», «Корзиночки», «Веревочка», и др.

  Каковы же результаты, итоги проделанной работы?

 У детей заметно обогатился словарь - они знают и стараются применять народные словосочетания такие как: красна девица, добрый молодец, молодецкий конь, трава мурава. Они стали добрее, отзывчивее к окружающим их людям и к природе. Дети знают много сказок, потешек, загадок, игр, считалок, закличек, приговорок. Хорошо разбираются в народном юморе (дразнилки, стихи – перевертыши, небылицы, частушки). У детей стала богаче фантазия, они стали более наблюдательными. Наблюдая за явлениями природы, они пытаются делать свои выводы в соответствии с народными приметами. Дети стали более бережливыми и рукодельными. Им нравится мастерить из бросового материала и не только из него. Делать всевозможные поделки по мотивам народных промыслов.

  Стали разбираться в народных календарных праздниках, понимать, почему данный праздник проходит именно в это время года, а не в другое.

  Несмотря на обнадеживающие результаты, работа требует продолжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».

знакомство детей с русской национальной культурой...

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре

Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре...

Проект "Наши традиции" по приобщению дошкольников к русской национальной культуре.

В проекте широко раскрыта тема наших традиций, которые мы отмечаем с детьми.Проект расчитан на детей средного дошкольного возраста.  Большое место   по программе ФГОС ДОУ отводится...

Педагогический проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей» (приобщение дошкольников к русской национальной культуре)

Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложе...

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре

Основной вопрос проекта: «Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»...

Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...