Проект "Наши традиции" по приобщению дошкольников к русской национальной культуре.
проект (средняя группа) на тему
В проекте широко раскрыта тема наших традиций, которые мы отмечаем с детьми.Проект расчитан на детей средного дошкольного возраста. Большое место по программе ФГОС ДОУ отводится теме краеведения. В нашем детском саду ведется кружок "Сударушка" по обучению дошкольников народному пению и музейной педагогики, с целью расширения знаний о своей "Малой Родине" и создан проект "Наши традиции". Проект представлен на Ярмарке педагогических инноваций и заслуживает внимания. В проекте проведены праздники, развлечения, НОД, а также работа с родителями и интегрированные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nashi_traditsii.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Наши традиции»
(по приобщению дошкольников к истокам народной культуры
через использование музейной педагогики).
Информационная карта проекта.
Вид проекта:
коллективный, творческий, долгосрочный (период 2014-2015 учебный год)
Участники проекта:
- Щёголева А.В. - старший воспитатель
- Демина Г.Д. – музыкальный руководитель
- Колесникова О.А. - воспитатель
- Елизарова Н.М. – воспитатель
- Воспитанники средней группы
- Родители воспитанников
Актуальность.
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.
Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать.
С чего начинается Родина для малыша? А начинается она с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины.
Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.
"Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы" учитывает региональные приоритеты, определяющие содержание образования дошкольников, одним из которых является духовно-нравственное воспитание. Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка.
В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, его традиций не только у взрослых, но и детей. Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.
Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития ребенка.
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.
Цель:
Научить детей любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием музейной педагогики.
Задачи:
- Познакомить детей с народными праздниками, и их традициями.
- Формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному творчеству через приобщение к традициям родного края.
- Воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости, бережное отношение к ней.
- Познакомить детей с красотой русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, считалках, пословицах и поговорках.
- Воспитывать творчески развитую личность дошкольника через активацию краеведческой познавательной деятельности.
- Развивать коммуникативные способности дошкольников.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Методы работы над проектом:
- Теоретический (анкетирование, беседы, консультации, и пр.)
- Наглядный (получение информации через слайдовые презентации, выставки)
- Практический (участие в мероприятиях ДОУ)
- Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии)
Реализация проекта:
Реализация проекта направлена на сохранение народных традиций,
способствующих формированию культуры ребенка, развитию творческой личности ребёнка, его коммуникативных навыков.
Первый этап. Сбор банка данных.
- Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления представлений о традициях и обычаях родного края.
- С детьми (наблюдения, беседы)
Второй этап. Разработка проекта. Определение конкретной темы проекта.
- Обсуждение проблемы с педагогами.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
- Составление плана реализации проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Наши традиции»
- Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
- Проведения консультативных бесед, родительских собраний.
- Информация в родительских уголках.
- Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок.
- Оформление семейного альбома « Отмечаем день рожденья»
Третий этап. Работа над реализацией проекта.
- Взаимодействие ДОУ с краеведческим музеем.
- Взаимодействие ДОУ с библиотекой № 5
Четвёртый этап. Подведение итогов реализации проекта.
- Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).
- Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.
- Опубликование проекта в периодических изданиях.
месяц | Тема и содержание мероприятия | участники |
Сентябрь 1-4 | 1.Работа с родителями: анкетирование «Нужно ли приобщать детей к истокам русских народных традиций». «Я поведу тебя в музей» экскурсия в краеведческий музей. Беседы о русских традициях, приметах осени, о русских народных играх. Подвижная русская народная игра «Огуречик» | муз. руководитель дети, воспитатели, родители, старший воспитатель ДОУ |
2. НОД «Край, в котором я живу» Познакомить дошкольников с понятием о малой Родине. Русская народная игра « Кто у нас хороший?» | муз. руководитель дети, воспитатели
| |
3. Слайдовая презентация достопримечательностей родного города. «Милый край - родная Белгородчина» Русская народная игра «Кто у нас хороший? | муз. руководитель, воспитатели, дети | |
4. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). П\игра «Васька кот» | муз. руководитель, дети, воспитатели, родители | |
Октябрь 5-8 | 1. Слайдовая презентация русской избы. «Русская изба» Русская народная игра «Ручеек» | муз. руководитель, воспитатели, дети |
2.Экскурсия в мини – музей «Горницу» «Дом, открой свою тайну» Знакомство с устройством избы, ее жителями, предметами старины. Русская народная игра «Ухват» | муз. руководитель, воспитатели, дети | |
3.Работа с родителями. Предложить родителям принести из дома салфетки, вышитые полотенца. | воспитатели, родители, муз. руководитель | |
4. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра «Капуста» | муз. руководитель, дети, воспитатели, родители | |
Ноябрь 9-12 | 1. Слайдовая презентация. «Сказка войди в наш дом» Библиотека № 5 | муз. руководитель дети, воспитатели старший воспитатель |
2.«Куриные именины» Знакомство с традициями праздника «Кузьма – Демьяны» Небылицы, прибаутки, загадки, считалки – использование форм малого фольклора. Русская народная игра «Курочка рябушечка» | муз. руководитель, воспитатели, дети | |
3. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра «Кот Васька» | муз. руководитель, воспитатели, дети, родители | |
4.Работа с родителями. Консультация «Почему на ночь детям рассказывают сказки?» | муз. руководитель, воспитатели, дети, родители | |
Декабрь 13-16 | 1.«Русская песня – душа народа» Беседы о русской песне и ее исполнителях, о традициях петь русские народные песни. Слушание и пение русских народных песен. Русская народная игра «Заинька» | муз. руководитель, воспитатели, дети |
2. «Новый год у ворот» Традиции и особенности праздника нового года. Слайдовая презентация. П\игра «Снежки» | муз. руководитель воспитатели дети | |
3.Работа с родителями «Подарки от Деда Мороза» Участие родителей в приобретении и изготовлении подарков для детей. | воспитатели, родители, дети | |
4. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра «Курочка рябушечка» | муз. руководитель, дети, воспитатели, родители | |
Январь 17-18 | 1.Оформление альбома « Мой день рождения» | муз. руководитель, |
2. «Зимние святки – веселитесь ребятки» Традиции и обычаи празднования «Рождества» и «Старого нового года» П\игра «Снежки» | муз. руководитель воспитатели дети | |
3.«Праздник русского валенка» Традиции носить валенки. Изготовление русского валенка всей семьей. Игры с валенками. | муз. руководитель воспитатели дети, родители | |
4. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра «Ухват» | муз. руководитель воспитатели, дети | |
Февраль 19-22 | 1.«Наша армия самая сильная» Традиция защищать Родину почетна и ответственна. Праздник ко дню защитников Отечества с приглашением пап и дедушек, защитников Родины. Игра «Кто ловкий» | муз. руководитель воспитатели дети, родители |
2. НОД «Широкая масленица» Традиции и обычаи Празднования Масленицы на Руси. (сжигание чучела, П\игра «Грачи летят») | муз. руководитель воспитатели дети. | |
3. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра «Капуста» | муз. руководитель воспитатели, дети, родители | |
4. «Игры наших бабушек и дедушек» Консультация для родителей и педагогов детского сада. | муз. руководитель воспитатели родители | |
Март 23-26 | 1. «Не нужен клад, если в семье лад» Семейные традиции. Беседы об уважении родителей и старшего поколения в семье. Русская народная игра «Платочек» | муз. руководитель воспитатели, дети |
2. «Губкинские посиделки» П\игра «В звонаря» | муз. руководитель воспитатели, дети | |
3. Работа с родителями «Ромашка семьи» Изготовление ромашки семьи дома с родителями. | муз. руководитель воспитатели, дети, родители | |
4. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра «Курочка рябушечка» | муз. руководитель воспитатели, дети, родители | |
Апрель 27-30 | 1. «Светлое Христово Воскресение» Слайдовая презентация Традиции и обычаи празднования Пасхи. Беседы, Праздник. Игры с Кращенками | муз. руководитель дети, воспитатели |
2. «В гостях у хозяюшки» Экскурсия в краеведческий музей. Беседы о предметах старины, о русском быте. | старший воспитатель ДОУ муз. руководитель воспитатели, дети | |
3. «Пасхальный перезвон» Совместное изготовление родителями и детьми поделок к празднику Пасхи. | муз. руководитель воспитатели, дети, родители | |
4. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье. (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра «Грачи летят» | муз. руководитель воспитатели, дети, родители | |
Май 31-34 | 1. Слайдовая презентация «Балалайка, ну-ка заиграй» Игра на старинных музыкальных инструментах. | муз. руководитель дети, воспитатели |
2. «День рождения ребят отмечает детский сад» Традиции отмечать день рождения в детском саду и в семье (сбор материала для оформления альбома). Русская народная игра | муз. руководитель воспитатели, дети, родители | |
3. НОД «Люблю тебя, мой край родной!» Итоговое занятие. | муз. руководитель дети, воспитатели | |
4.Работа с родителями. Родительское собрание. «Милый край – родная Белгородчина» Творческий отчёт с использованием слайдовой презентации. Выставка результатов продуктивной деятельности детей. | муз. руководитель воспитатели, дети, родители |
Заключение:
В результате проведенной работы предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к национальным традициям.
Дети с интересом проявляют творческую активность, эмоционально выразительно исполняют русские народные песни, с азартом играют в русские народные игры. Дошкольники научились любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием музейной педагогики. У них развиты коммуникативные качества, развивается творчески развитая личность ребенка.
С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей
вырастут настоящие продолжатели национальных традиций.
Литература:
1. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством /Т.А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.
2. Ботякова, О.А. Солнечный круг/О.А.Ботякова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс», 2003.-192с.
3. Жирова, О.Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем -Белгород., 1998.-96с.
4. Забелин, М.И. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия.-Москва, 1993.-268с.
5 Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера,Москва 2009.
6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.
7. Кичигин, В.П. Доброречье.- Белгород.,1992.-102с.
8. Тихонова, М.В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова – Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.
9. Усова, А.П. Знакомство с народным творчеством. – Москва,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».
знакомство детей с русской национальной культурой...
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре
Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре...
Педагогический проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей» (приобщение дошкольников к русской национальной культуре)
Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложе...
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре
Основной вопрос проекта: «Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»...
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» (из опыта работы)
Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...