Проект "Наши традиции" по приобщению дошкольников к русской национальной культуре.
проект (средняя группа) на тему

Галина Дмитриевна Демина

В проекте широко раскрыта тема наших традиций, которые мы отмечаем с детьми.Проект расчитан на детей средного дошкольного возраста.  Большое место   по программе ФГОС ДОУ отводится теме краеведения. В нашем детском саду ведется кружок "Сударушка" по обучению дошкольников народному пению и музейной педагогики, с целью расширения знаний о своей "Малой Родине" и создан проект "Наши традиции". Проект представлен на Ярмарке педагогических инноваций и заслуживает внимания. В проекте проведены праздники, развлечения, НОД, а также работа с родителями и интегрированные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashi_traditsii.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Наши традиции»

(по приобщению дошкольников к истокам народной культуры

через использование музейной педагогики).

Информационная карта проекта.

Вид проекта:  

коллективный, творческий, долгосрочный (период 2014-2015 учебный год)

Участники проекта:

  • Щёголева А.В. - старший воспитатель
  • Демина Г.Д. – музыкальный руководитель
  • Колесникова О.А. - воспитатель
  • Елизарова Н.М. – воспитатель
  • Воспитанники средней группы
  • Родители воспитанников

Актуальность.

       У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

      Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

     Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать.

      С чего начинается Родина для малыша?  А начинается она с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины.

        Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

       Федеральный        государственный        образовательный        стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение     национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

      "Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы" учитывает региональные приоритеты, определяющие содержание образования дошкольников, одним из которых является духовно-нравственное воспитание. Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка.

       В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, его традиций не только у взрослых, но и детей. Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

       Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития   ребенка.

        Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

Цель:

Научить детей любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием  музейной педагогики.

Задачи:

  • Познакомить детей с народными праздниками, и их традициями.
  • Формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному творчеству через приобщение к традициям родного края.
  • Воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости, бережное отношение к ней.
  • Познакомить детей с красотой русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, считалках, пословицах и поговорках.
  • Воспитывать творчески развитую личность дошкольника через активацию краеведческой познавательной деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности дошкольников.
  • Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

Методы работы над проектом:

  • Теоретический (анкетирование, беседы, консультации, и пр.)
  • Наглядный (получение информации через слайдовые презентации, выставки)
  • Практический (участие в мероприятиях ДОУ)
  • Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии)

Реализация проекта:

 Реализация проекта направлена на сохранение народных традиций,

способствующих формированию культуры ребенка, развитию творческой личности ребёнка, его коммуникативных навыков.

Первый этап.  Сбор банка данных.

  • Проведение анкетирования среди родителей с   целью выявления                   представлений о традициях и обычаях родного края.
  • С детьми (наблюдения, беседы)

Второй этап.   Разработка проекта. Определение конкретной темы проекта.

  • Обсуждение проблемы с педагогами.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
  • Составление плана реализации проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Наши традиции»
  • Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
  • Проведения консультативных бесед, родительских собраний.
  • Информация в родительских уголках.
  • Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Оформление семейного альбома « Отмечаем день рожденья»

Третий этап.    Работа над реализацией проекта.

  • Взаимодействие ДОУ с краеведческим музеем.
  • Взаимодействие ДОУ с библиотекой № 5

Четвёртый этап.     Подведение итогов реализации проекта.

  • Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).
  • Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.
  • Опубликование проекта в периодических изданиях.

месяц

Тема и содержание мероприятия

участники

Сентябрь

1-4

1.Работа с родителями: анкетирование

«Нужно ли приобщать детей к истокам русских народных традиций».

«Я поведу тебя в музей» экскурсия в краеведческий музей.  Беседы о русских традициях, приметах осени,

о русских народных играх.

Подвижная русская народная игра «Огуречик»

муз. руководитель дети, воспитатели,

родители, старший

воспитатель ДОУ

2. НОД «Край, в котором я живу»

Познакомить дошкольников с понятием о малой Родине.

 Русская народная игра « Кто у нас хороший?»

муз. руководитель дети, воспитатели

 

3. Слайдовая презентация достопримечательностей родного города. «Милый край  - родная Белгородчина»

 Русская народная игра «Кто у нас хороший?

муз. руководитель,

воспитатели, дети

4. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в семье  (сбор материала для оформления альбома).

П\игра  «Васька кот»

муз. руководитель, дети, воспитатели,

родители

Октябрь

5-8

1. Слайдовая презентация русской избы.

«Русская изба»

 Русская народная игра «Ручеек»

муз. руководитель,

воспитатели, дети

2.Экскурсия в мини – музей «Горницу»

«Дом, открой свою тайну»

Знакомство с устройством избы, ее

жителями, предметами старины.

Русская народная игра «Ухват»

муз. руководитель,

воспитатели, дети

3.Работа с родителями.

Предложить родителям принести из дома салфетки, вышитые полотенца.

воспитатели,

родители,

муз. руководитель

4. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в семье  (сбор материала для оформления альбома).

Русская народная игра «Капуста»

муз. руководитель, дети, воспитатели,

родители

Ноябрь

9-12

1. Слайдовая презентация.

 «Сказка войди в наш дом»

Библиотека № 5

муз. руководитель

дети, воспитатели

старший воспитатель

2.«Куриные именины»

Знакомство с традициями праздника «Кузьма – Демьяны»

Небылицы, прибаутки, загадки, считалки – использование форм малого фольклора. Русская народная игра «Курочка рябушечка»

муз. руководитель,

воспитатели, дети

3.  «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в семье  (сбор материала для оформления альбома).

Русская народная игра «Кот Васька»        

муз. руководитель,

воспитатели, дети,

родители

4.Работа с родителями.

Консультация «Почему на ночь детям рассказывают  сказки?»

муз. руководитель,

воспитатели, дети,

родители

Декабрь

13-16

1.«Русская песня – душа народа»

Беседы о русской песне и ее исполнителях, о традициях петь русские народные песни. Слушание  и пение русских народных песен.

Русская народная игра         «Заинька»

муз. руководитель,

воспитатели,

дети

2. «Новый год  у ворот» Традиции и особенности праздника нового года. Слайдовая презентация.

П\игра «Снежки»

муз. руководитель

воспитатели

дети

3.Работа с родителями

«Подарки от Деда Мороза» Участие родителей в приобретении и изготовлении подарков для детей.        

воспитатели, родители, дети

4. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в семье  (сбор материала для оформления альбома).        

Русская народная игра «Курочка рябушечка»

муз. руководитель, дети, воспитатели,

родители

Январь

17-18

1.Оформление альбома  « Мой день рождения»

муз. руководитель,

2. «Зимние святки – веселитесь ребятки»

Традиции и обычаи празднования «Рождества» и

«Старого нового года» П\игра  «Снежки»

муз. руководитель

воспитатели

дети

3.«Праздник русского валенка»

Традиции носить валенки. Изготовление русского валенка всей семьей.        Игры с валенками.

муз. руководитель

воспитатели

дети, родители

4. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и

в семье (сбор материала для оформления альбома).

Русская народная игра  «Ухват»              

муз. руководитель

воспитатели,

дети

Февраль

19-22

1.«Наша армия самая сильная»

Традиция защищать Родину почетна и ответственна.

Праздник ко дню защитников Отечества с приглашением

пап и дедушек, защитников Родины.

Игра «Кто ловкий»

муз. руководитель

воспитатели

дети, родители

2. НОД «Широкая масленица»  Традиции и обычаи

Празднования Масленицы на Руси.

(сжигание чучела, П\игра «Грачи летят»)

муз. руководитель

воспитатели

дети.

3. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в

семье        (сбор материала для оформления альбома).

Русская народная игра  «Капуста»

муз. руководитель

воспитатели,

дети, родители

4. «Игры наших бабушек и дедушек»

Консультация для родителей и  педагогов детского сада.

муз. руководитель

воспитатели

родители

Март

23-26

1. «Не нужен  клад, если в семье лад»

Семейные традиции. Беседы об уважении родителей и

старшего поколения в семье.

Русская народная игра  «Платочек»

муз. руководитель

воспитатели,

дети

2. «Губкинские посиделки»

П\игра  «В звонаря»

муз. руководитель

воспитатели,

дети

3. Работа с родителями

«Ромашка семьи» Изготовление ромашки семьи дома

с родителями.

муз. руководитель

воспитатели,

дети, родители

4. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в

семье        (сбор материала для оформления альбома).

Русская народная игра  «Курочка рябушечка»

муз. руководитель

воспитатели,

дети, родители

Апрель

27-30

1. «Светлое Христово Воскресение»

Слайдовая презентация

Традиции и обычаи празднования Пасхи. Беседы,

Праздник. Игры с Кращенками

муз. руководитель

дети,

воспитатели

2. «В гостях у хозяюшки»  Экскурсия  в

краеведческий музей. Беседы о предметах старины, о русском быте.

старший

воспитатель ДОУ

муз. руководитель

воспитатели,

дети

3. «Пасхальный перезвон»

Совместное изготовление родителями и детьми

поделок  к празднику Пасхи.

муз. руководитель

воспитатели,

дети, родители

4. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в

семье. (сбор материала для оформления альбома).

Русская народная игра  «Грачи летят»

муз. руководитель

воспитатели,

дети, родители

Май

31-34

1. Слайдовая презентация «Балалайка, ну-ка заиграй»

Игра на старинных музыкальных инструментах.

муз. руководитель

 дети, воспитатели

2. «День рождения ребят отмечает детский сад»

Традиции отмечать день рождения в детском саду и  в

семье        (сбор материала для оформления альбома).

Русская народная игра

муз. руководитель

воспитатели,

дети, родители

3. НОД «Люблю тебя, мой край родной!»

Итоговое занятие.

муз. руководитель

 дети, воспитатели

4.Работа с родителями. Родительское собрание.

«Милый край – родная Белгородчина»

Творческий отчёт с использованием слайдовой

презентации.

Выставка результатов продуктивной деятельности детей.

муз. руководитель

воспитатели,

дети, родители

Заключение:

В результате проведенной работы  предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к национальным традициям.

Дети с интересом проявляют творческую активность, эмоционально выразительно исполняют русские народные песни, с азартом играют в русские народные игры.  Дошкольники научились любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием  музейной педагогики. У них развиты коммуникативные качества, развивается  творчески развитая личность ребенка.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей

вырастут настоящие продолжатели национальных традиций.

Литература:

1. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством  /Т.А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.

2. Ботякова, О.А. Солнечный круг/О.А.Ботякова. – Санкт-Петербург :     Детство-Пресс», 2003.-192с.

3. Жирова, О.Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем -Белгород., 1998.-96с.

4. Забелин, М.И. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия.-Москва, 1993.-268с.

5  Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. Творческий  центр Сфера,Москва 2009.

6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры:  Программа Учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.

7. Кичигин, В.П. Доброречье.- Белгород.,1992.-102с.

8. Тихонова, М.В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова – Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.

9. Усова, А.П. Знакомство с народным творчеством. – Москва,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».

знакомство детей с русской национальной культурой...

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре

Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре...

Педагогический проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей» (приобщение дошкольников к русской национальной культуре)

Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложе...

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре

Основной вопрос проекта: «Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»...

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» (из опыта работы)

Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно  каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...