Дополнительная общеобразовательная программа "Ловкие пальчики"
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа (далее –Программа) по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
- Письмом Министерства образования РФ от 14. 03. 2000 М 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказом № 196 от 09. 11. 2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
- Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
- Направленность образовательной программы. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность образовательной программы. Цели и задачи.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Ловкие пальчики» - художественная.
Актуальность программы
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Новизна программы - Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Ловкие пальчики" | 73.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом № 01-10/ 77
Протокол № 03 от 23.05.2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Ловкие пальчики»
(для детей 3-5 лет, срок реализации 2 года)
Разработала: Борисова Лидия Павловна
воспитатель
Ухта, 2019
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный план | 6 |
3. | Календарный учебный график | 8 |
4. | Календарно-тематический план: | 9 |
4.1. | Календарно-тематический план (3-4 года) | 9 |
4.2. | Календарно-тематический план (4-5 лет) | 17 |
5. | Планируемые результаты освоения Программы | 25 |
6. | Комплекс организационно-педагогических условий | 25 |
6.1 | Условия реализации Программы | 25 |
6.2. | Формы контроля для определения результативности усвоения программы | 26 |
7. | Список литературы | 27 |
Приложения | 28 |
- Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база разработки дополнительной программы
Дополнительная образовательная программа (далее –Программа) по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
- Письмом Министерства образования РФ от 14. 03. 2000 М 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказом № 196 от 09. 11. 2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
- Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
- Направленность образовательной программы. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность образовательной программы. Цели и задачи.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Ловкие пальчики» - художественная.
Актуальность программы
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Новизна программы - Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Цель дополнительной программы: создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно - практических действий.
Задачи (3-4 года):
- Познакомить с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность.
- Познакомить с техникой рисования пластилином, со свойствами бумаги (оригами), с различными видами аппликации.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с использованием различных изобразительных материалов и приемами работы с ними.
- Формировать умение у детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
- Игры и действия с мелкими предметами. Узнавать предметы на ощупь. Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Мозаика.
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
Задачи (4-5 лет):
- Продолжать знакомить с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность;
- Продолжать знакомить с техникой рисования пластилином, со свойствами бумаги (оригами), с различными видами аппликации;
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с использованием различных изобразительных материалов и приемами работы с ними;
- Продолжать формировать умение у детей владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест;
- Продолжать развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- Продолжать развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
1.3. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.
Отличительная особенность предлагаемой программы состоит в следующем:
• данная программа направлена на решение задачи развития у детей мелкой и крупной моторики и подготовки руки к письму;
• содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей
• в основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
• Определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики (включение детей в занятия в состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия; формирование у родителей осознанного отношения к развитию общей и мелкой моторики детей в возрасте от 2 до 4 лет)
• Сконструирован диагностический комплекс, позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
• Практический раздел включает развивающие занятия для детей в которых используется комплекс упражнений и игр, направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.
Адресат программы
Дети 3-5 лет.
Программа рассчитана на детей в возрасте 3-5 лет. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
Дети второй младшей и средней группы детского сада, которые имеют представление о предметах, умеют классифицировать и группировать фигуры с одновременным выделением двух свойств (формы и размера, веса и размера), раскладывают предметы в заданной последовательности. Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение. Бумага – доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтных ситуаций, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное отношение, поднимает самооценку ребенку.
1.4. Объём программы. Режим занятий. Срок освоения Программы. Формы организации образовательного процесса.
Объём программы – 32 академических часа для детей 3-4 лет, 32 академических часа для детей 4– 5 лет.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю в изостудии. Длительность занятий: с детьми группы 2 младшей-15 минут, средней группы 20 мин.
Срок реализации дополнительной программы рассчитан на 32 учебных недели для детей 3 -4 лет, 8 месяцев с октября по май, 32 учебных недели для детей 4 - 5 лет, 8 месяцев с октября по май.
Форма работы с детьми – групповая.
Виды занятий – работать с бумагой (аппликации, оригами), рисовать по образцу, техника рисования пластилином, развитие мелкой моторике рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий, нетрадиционная техника рисования с использованием различных изобразительных материалов.
В начале и в конце периода обучения проводится диагностика, направленная на выявление уровня способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
2.Учебный план
Первый год обучения (3-4 года)
№ | Наименование разделов, тем программы | количество часов |
1 | «Ознакомительная» | 1 |
2 | «Детский сад» | 1 |
3 | «Осень» | 1 |
4 | «Осенние деревья» | 1 |
5 | «Овощи с огорода» | 1 |
6 | «Веселые мухоморы» | 1 |
7 | «Посуда» | 1 |
8 | «Рябина» | 1 |
9 | «Снеговик» | 1 |
10 | «Зимушка-зима» | 1 |
11 | «Новый год «Елка» | 1 |
12 | «Снег идет» | 1 |
13 | «Снежинка» | 1 |
14 | «Зимующие птицы» | 1 |
15 | «Зимние забавы» | 1 |
16 | «Защитник Отечества» | 1 |
17 | «Правила дорожного движения» | 1 |
18 | «Одежда» | 1 |
19 | «Весна» | 1 |
20 | «Мамин праздник» | 1 |
21 | «Домик для зайки» | 1 |
22 | «Дом, семья» | 1 |
23 | «Улитка на листочке» | 1 |
24 | «Солнышко» | 1 |
25 | «Электроприборы» | 1 |
26 | «Насекомые» | 1 |
27 | «Транспорт» | 1 |
28 | «Майские деньки» | 1 |
29 | «Цветочек радуется солнышку» | 1 |
30 | «Ежики» | 1 |
31 | «Дикие животные» | 1 |
32 | «Умники и умницы» | 1 |
Всего | 32 |
2.1. Учебный план
Второй год обучения (4-5 лет)
№ | Наименование разделов, тем программы | количество часов |
1 | «Ознакомительная» | 1 |
2 | «Детский сад и игрушки» | 1 |
3 | «Огород,Овощи» | 1 |
4 | «Сад. Фрукты» | 1 |
5 | «Ягоды» | 1 |
6 | «Дом. Семья» | 1 |
7 | «Мебель.Квартира» | 1 |
8 | «Зима» | 1 |
9 | «Новый год» | 1 |
10 | «Зимнии забавы» | 1 |
11 | «Елочка» | 1 |
12 | «Зимующие птицы» | 1 |
13 | «Домашние животные» | 1 |
14 | «Домашние птицы» | 1 |
15 | «Транспорт» | 1 |
16 | «Цветок в технике квиллинг» | 1 |
17 | «Неваляшки» | 1 |
18 | «Защитник Отечества» | 1 |
19 | «Игрушки» | 1 |
20 | «Комнатные растения» | 1 |
21 | «Весна» | 1 |
22 | «Мамин праздник» | 1 |
23 | «Растения» | 1 |
24 | «Весенние цветы» | 1 |
25 | «Мой город» | 1 |
26 | «Рыбки» | 1 |
27 | «Бабочки» | 1 |
28 | «Автобус» | 1 |
29 | «Тигренок» | 1 |
30 | «Мимоза» | 1 |
31 | «Лето» | 1 |
32 | «Умники и умницы» | 1 |
Всего | 32 |
3.Календарный учебный график
3-4 года
Начало учебного года | 01 октября 2019г. |
Окончание учебного года | 31 мая 2020 г. |
Количество учебных недель | 32 недели |
Продолжительность каникул | не предусмотрены |
Сроки контрольных процедур | май |
4-5 лет
Начало учебного года | 01 октября 2019г. |
Окончание учебного года | 31 мая 2020 г. |
Количество учебных недель | 32 недели |
Продолжительность каникул | не предусмотрены |
Сроки контрольных процедур | май |
4. Календарно-тематический план
4.1. Календарно-тематический план
(3-4 года)
Номер занятия | Тема занятия | Содержание деятельности | Материал и оборудование | Дата проведения | Дата проведения (по факту) | Кол-во часов |
1 | «Ознакомительное» | Познакомить с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. | Пальчиковая гимнастика, цветные карандаши. | 03.10.2019 | 1 | |
2 | «Детский сад и игрушки» | Расширять познания детей о игрушках (цвете, назначении). Совершенствовать мелкую моторику рук. Формировать умение детей работать с бумагой, разглаживать смятой в комочки бумагу с изображением игрушек. Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем. | Картинка игрушек стихотворение, матрешка на каждого ребенка, лист бумаги с изображением игрушек. | 10.10.2019 | 1 | |
3 | «Осень»
| Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие двигательных навыков в выполнении движений в соответствии с текстом. Различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Игровое упражнение « Листочки» стихотворение мы осенние листочки Дидактическая игра « Найди такой же листик. | Букет из листьев из цв. бумаги на каждого ребенка. Игрушка лисичка. | 17.10.2019 | 1 | |
4 | «Осенние деревья» | Формировать умение детей рисовать красками осенние листья, используя кисть, приемом промакивания. Формировать умение правильно держать в руке кисточку. Воспитывать эмоциональный отклик, эстетическое отношение к изобразительной деятельности. Закреплять знания о цветах (красный, желтый).
| Игрушка Лисичка, иллюстрация с изображением осени, гуашь, кисточка, баночка с водой. | 24.10.2019 | 1 | |
5 | «Овощи с огорода» | Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту» Упраждение «Помоги Золушке, рассартируй фасоль» | Кукла золушка, фасоль красная, белая, тарелочки на каждого ребенка | 31.10.2019 | 1 | |
6 | «Весёлые мухоморы» | Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; Воспитывать и развивать художественный вкус; Рисование «Весёлые мухоморы» | Пальчиковая игра, бумага, гуашевые краски. | 07.11.2019 | 1 | |
7 | «Посуда» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Закреплять умение скатывать шарик из пластилина и расплющивать ладонями в диск, делать невысокий бортик. | Пластилин на каждого ребенка, тарелочка, картинки с посудой. Паззл из двух частей чашка | 14.11.2019 | 1 | |
8 | «Рябина» | Развивать умение рисовать в нетрадиционной технике-ватными палочками. Развивать воображение творчество. | Альбомный лист, ватные палочки, гуашевые краски. | 21.11.2019 | 1 | |
9 | «Снеговик» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Развивать умение скатывать шарик из пластилина. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки». Лепим Снеговика. | Щетка-ежик, пластилин. | 28.11.2019 | 1 | |
10 | «Зимушка - зима» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Формировать умение договаривать слова и словосочетания. Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»« Лыжник» рисуем на манке пальчиками. | Альбомный листок, манная крупа. | 05.12.2019 | 1 | |
11 | « Новый год «Ёлка» | Развивать у детей мелкую моторику. Развивать умение детей работать с пластилином, способом размазывания его на листе. Пальчиковая гимнастика «Елочка» Наряжаем елку, рисуем пластилином елочные игрушки. | Пластилин, 0.5 листа с изображением елочки | 12.12.2019 | 1 | |
12 | «Снег идет» | Вызвать интерес к явлениям природы, формировать реалистическое представление о ней. Развивать навык работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании. «Снегопад» – рисуем пластилином | Пластилин, лист бумаги Пальчиковая гимнастика « Снежный ком» | 19.12.2019 | 1 | |
13 | «Снежинка» | Развивать у детей мелкую моторику рук, развивать умение выкладывать изображение с помощью счетных палочек, воспитывать самостоятельность и инициативность. Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками. Упражнение «Сосульки» - прикрепление прищепок к картонной полоске «крыше» Угощение для птиц. Рисование «Снежинка» Сортировка семян: фасоль, горох. | Счетные палочки, полоска картона, прищепки на каждого ребенка. Картинка снежинки и сосульки. | 26.12.2019 | 1 | |
14 | «Зимующие птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в рисовании тычком, развивать координацию. Прививать любовь и заботу к птицам. | Лист 0,5 с нарисованной веткой, гуашь красная, кисть для тычков, баночка с водой, фасоль, горох, тарелочки на каждого ребенка. | 09.01.2020 | 1 | |
15 | «Зимние забавы» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать способность составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук | Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили» Дидактическая игра «Веселый снеговик». | 16.01.2020 | 1 | |
16 | «Защитники Отечества» | Совершенствовать мелкую моторику рук, упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить краску пальчиками. Совершенствовать умение выкладывания счетными палочками. « Салют» - рисуем пальчиками « Построй железную дорогу» | Счетные палочки, гуашь разных цветов, салфетка. | 23.01.2020 | 1 | |
17 | «Правила дорожного движения» | Формировать навык детей работать коллективно, развивать приёмы примазывание, намазывание, сплющивание пластилина. Создавать сюжет картинки, соблюдая пропорциональность. Воспитывать навык соблюдать правила дорожного движения. | Пластилин трех цветов красный, желтый, зеленый, бумага с изображением светофора, стек, салфетка, | 30.01.2020 | 1 | |
18 | «Одежда» | Ра Развивать мелкую моторику рук, развивать умение создавать узор из кругов, шрихов не выходя за контур. Воспитывать желание помогать маме. «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками «Укрась платье Маруси» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора. | Прищепки, карандаши разных цыетов, лист с изображением платья Кукла Маруся. | 06.02.2020 | 1 | |
19 | «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на манке.Нанизывание пуговиц, бусин (чередование: маленькая, большая .) | Бусинки разного размера, пуговицы леска, манка. | 13.02.2020 | 1 | |
20 | «Домик для зайки» | Развитие мелкой моторики Закрепить у детей представления о строении домика, заинтересовывая выполнением аппликации. | Картинка сказочных домиков, формы из цветной бумаги (квадрат - дом, окно, треугольник- крыша, картонный лист бумаги, кисть для клея, клей ПВА, салфетка. | 20.02.2020 | 1 | |
21 | «Мамин праздник» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Закреплять умение нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. Развивать чувство формы, цвета и композиции Упражнение «Бусы для мамы» Самомассаж пальцев рук мячиком ( ежиком). | Макароны разной формы. | 27.02.2020 | 1 | |
22 | «Дом, семья» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать развивать навыки лепки. Пальчиковая гимнастика «семья» «Мой дом» построить высокую башню-дом из кубиков Лепка «Пирог» | Кубики, пластилин. | 05.03.2020 | 1 | |
23 | «Улитка на листочке» | Заинтересовать лепкой улитки путём сворачивания пластилинового длинного столбика по спирали. Формировать умение дополнять полученный рисунок необходимыми деталями для выразительности изображаемого образа (рожки, хвостик), знакомить с приёмами лепки: оттягивание, сплющивание, накладывание, разрезание. Развивать навык умения делать стеком надрезы. | Пластилин, картонный лист, стек, салфетка, доска. | 12.03.2020 | 1 | |
24 | «Солнышко» | Передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Закреплять прием сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации. | Пластилин, половинка картонного листа, стек, салфетки. | 19.03.2020 | 1 | |
25 | «Электроприборы» | Развивать мелкую моторику рук. Знакомить детей с некоторыми электроприборами, закреплять умение закрашивать готовые изображения, развивать внимание Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание картинок с электроприборами, смятыми в комок. Раскрась рисунок, не выходя за контур. | Листы с изображением электроприборов. | 26.03.2020 | 1 | |
26 | «Насекомые» | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Формировать умение координировать речь с движениями. Воспитывать чувство коллективизма, проявлять желание помочь друг другу. | Упражнение «Посадка фасоли» Песок, семена фасоли Упражнение «Цветочный лужок» Цветная мозаика | 02.04.2020 | 1 | |
27 | «Транспорт» | Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. Развивать умение работать с бумагой – разглаживать скомканную бумагу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе | Трафареты с изображениями машин, манка, поднос. | 09.04.2020 | 1 | |
28 | «Майские деньки» | Развивать координацию движения Расширять познания детей о тяжелых и легких предметах, о том, что тонет в воде, а что нет. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Упражнение «Соберем кораблик» Паззл из трех частей Упражнение «Что тонет, что не тонет» - выбрать из группы предметов. | 16.04.2020 | 1 | |
29 | «Цветочек радуется солнышку» | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную, чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Игра «Собери цветок» (мозаика) | 23.04.2020 | 1 | |
30 | «Ежики» | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Передавать образ ежика, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. Дыхательное упражнение «Надуем шар» Пальчиковая игра «Ежики» | Лепка шариков из пластилина, втыкание в шарики спичек, создавая ежиков. | 30.04.2020 | 1 | |
31 | «Дикие животные» | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Формировать умение координировать речь с движениями Формировать умение детей аккуратно переливать воду из стаканчика в тарелочки Упражнение « Животные хотят пить» | Бумага зеленого цвета, стакан с водой, тарелочка, ложка. | 14.05.2020 | 1 | |
32 | «Умники и умницы» | Обобщить знания, полученные за год. Пальчиковая гимнастика. «Строим дом», «Мышка», «В лесу», «Мы варили суп», «Классическая», «Цветок», «Лягушки», «Ягодки», «Как живёшь?», «Кукушка» Фоторамка из цветных макарон. | Картон, цветные макароны, клей. | 28.05.2020 | 1 |
4.2. Календарно-тематический план
(4-5 лет)
Номер занятия | Тема занятия | Программное содержание | Материал и оборудование | Дата проведения | Дата проведения (по факту) | Кол-во часов |
1 | «Ознакомительное» | Продолжать знакомить с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. | Пальчиковые игры, цветные карандаши. | 03. 10.2019 | 1 | |
2 | «Детский сад и игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев, чувствительность. Формировать графические умения и навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж). 3. Раскрашивание игрушки. | Цветные карандаши, раскраска игрушки. | 10. 10.2019 | 1 | |
3 | «Огород. Овощи» | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 1. Дид. игра «Чудесный мешочек» Выбрать только овощи. 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста». | Игра «Чудесный мешочек», трафареты овощей. | 17.10.2019 | 1 | |
4 | «Сад. Фрукты» | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов»-нанизывание пуговиц на шнурок. 3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукт». | Пуговицы, шнурок, трафарет фруктов. | 24.10.2019 | 1 | |
5 | «Ягоды» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуры по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. 1. Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (Ягоды). 3.Пластилинография «Клубника». | Горох, пластилин. | 31.10.2019 | 1 | |
6 | «Дом. Семья» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. 1. Пальчиковая игра «Как у нас семья большая». 2. «Мой дом»-выкладывание из счётных палочек. 3. «Семья»-обвести фигуру человека и раскрасить | Счетные палочки, фигура человека. | 07.11.2019 | 1 | |
7 | «Мебель. Квартира» | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Совершенствовать зрительную память. 1.«Мебель для гостиной» -выкладывание из палочек. 2. Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор» -раскрашивание геометрических фигур. | Цветные карандаши, раскраска геометрических фигур, счетные палочки. | 14.11.2019 | 1 | |
8 | «Зима» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. 1. «Построим горку для зверушек из снежных комков»-изготовление комков из бумаги. 2. Игра «Что лишнее и почему?». 3. «Сказочный домик» -оригами. | Бумага, Игра «Что лишнее?», цветная бумага. | 21.11.2019 | 1 | |
9 | «Новый год» | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. 1. Пальчикова игра «Новый год». 2. «Бусы на ёлке»-выкладывание геометрических фигур в определённой последовательности. 3. «Ёлочная игрушка»-аппликация. | Геометрические фигуры, цветная бумага. | 28.11.2019 | 1 | |
10 | «Зимние забавы» | Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. 1. Хороводная игра «Лепим мы снеговика». 2. П/и «Зимние забавы» 3. «Весёлый снеговик»-аппликация из салфеток | Белые салфетки. | 05.12.2019 | 1 | |
11 | «Елочка» | Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. 1. Пальчиковая игра «Ёлочка». 2. Рисование по точкам «Ёлочка». 3. «Нарядная ёлочка»-оригами. | Цветные карандаши, схема елочки, цветная бумага. | 12.12.2019 | 1 | |
12 | «Зимующие птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. 1. Угощение для птиц –сортировка семян (фасоль, горох). 2. Пальчиковая игра «Снегири». 3. «Птица»-обводка трафарета, штриховка. | Фасоль, горох, трафарет птицы. | 19.12.2019 | 1 | |
13 | «Домашние животные» | Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение работать с бумагой. 1. П/и «Повстречались». 2. «Дорисуй коровам травку» -рисование по точкам. 3. «Котёнок»-оригами. | Схема рисование по точкам, цветная бумага для Оригами. | 26.12.2019 | 1 | |
14 | «Домашние птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учит штриховать мелкими штрихами. 1«Накормить птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки. 2. П/и «Домашние птицы». 3«Цыплёнок»рисование акварелью. | Бумага, альбомные листы, акварель. | 09.01.2020 | 1 | |
15 | «Транспорт» | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать складывать фигуры из бумаги. 1. Игра «Назови вид транспорта и его назначение». 2. «Машина» -работа с трафаретами. 3. «Машина» аппликация. | Игра «Назови вид транспорта и его назначение», трафарет машины, цветная бумага. | 16.01.2020 | 1 | |
16 | «Цветок в технике квиллинг» Цветок в технике квиллинг Цветок в технике квиллинг Цветок в технике квиллинг | Обучение созданию цветка с помощью техники квиллинг. Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с техникой квиллинг. Учить скручивать полоски бумаги на карандаше. | Карандаш, цветные полоски квиллинга. | 23.01.2020 | 1 | |
17 | «Неваляшки» Неваляшки Неваляшки | Формирование умения преобразования разных по величине полос в кольца. | Полоски из цветной бумаги. | 30.01.2020 | 1 | |
18 | «Защитник Отечества» | Продолжать развивать зрительно-моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. 1. Из риса выложить салют по контуру. 2. Пальчиковая игра «Солдаты». 3. Штриховка «Танк» | Рис, рисунок с контуром «Салют», раскраска «Танк» | 06.02.2020 | 1 | |
19 | «Игрушки» | Формирование умений соединение точек по клеточкам в тетради. Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. | Листочек в клеточку. | 13.02.2020 | 1 | |
20 | «Комнатные растения» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Учить штриховать в разных направлениях. 1. П/и «На окно скорее глянь…». 2. Обрывание цветка по контуру. 3. Штриховка «Цветок» | Раскраска «Цветок», цветок из бумаги. | 20.02.2020 | 1 | |
21 | «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Учить работать с крупой. 1. «Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе. 2. Нанизывание пуговиц в чередовании. 3. Аппликация из пшена «Солнышко» | Манная крупа, пуговицы, пшено, бумага, клей. | 27.02.2020 | 1 | |
22 | «Мамин праздник» | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. 1. Завязываем бантик на подарке. 2. Смотать клубок для бабушки. 3. Открытка для мамы (аппликация) | Ленточка, клубок ниток, цветная бумага. | 05.03.2020 | 1 | |
23 | «Растения» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Учить штриховать в разных направлениях. 1. П/и «На окно скорее глянь…». 2. Игра «Цветок» 3. «Цветок» лепка | Пластилин, Игра «Цветок» | 12.03.2020 | 1 | |
24 | «Весенние цветы» | Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. 1. П/и «Цветок». 2. Работа с трафаретами. 3. Коллективная аппликация «Весенний луг» | Трафареты, цветная бумага, альбомный лист. | 19.03.2020 | 1 | |
25 | «Мой город» | Упражнять в работе с трафаретами. Учит ориентироваться на плоскости. 1. «Найди дом» -лабиринт. 2. П/и «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутами по контуру. | Пластилин, контур дома. | 26.03.2020 | 1 | |
26 | «Рыбки» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с бумагой. 1. П/и «Рыбка». 2. Упражнение «Чего не хватает». 3.«Рыбки в аквариуме» аппликация | Альбомные лист, цветная бумага. | 02.04.2020 | 1 | |
27 | «Бабочки» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике лепка. 1. П/и «Бабочка». 2. Показ картинок. 3. «Бабочка» лепка. | Картинки «Бабочек», пластилин. | 09.04.2020 | 1 | |
28 | «Автобус» «Космос» | Формирование умению составление изображение автобуса из готовых частей. Формировать навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | Цветная бумага, альбомные листы. | 16.04.2020 | 1 | |
29 | «Тигрёнок» | Совершенствование умений создания аппликации из шерстяных ниток. Упражнять в выкладывании фигур из ниточек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. | Шерстяные нитки, ножницы, альбомные листы. | 23.04.2020 | 1 | |
30 | «Мимоза» | Использование нетрадиционных способов в аппликации с поролоном. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги и нанизывать бусины на проволоку. | Поролон, проволока, бусины, ножницы. | 30.04.2020 | 1 | |
31 | «Лето» | Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. 1. «Быстрые ножки»-ходьба указательным и средним пальцами. 2. П/и «Пчёлы». 3. Коллективная аппликация «Лето». | Цветная бумага, ватман А2 | 14.05.2020 | 1 | |
32 | «Умники и Умницы» | Обобщить знания, полученные за год. Пальчиковая гимнастика. «Подсолнух и божья коровка» Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке. Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу | Цветной картон, пластилин. | 28.05.2020 | 1 |
- Планируемые результаты освоения Программы
К концу реализации Программы дети 3-4 лет будут знать:
1. Комплекс упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность.
2. Развиты способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
7. Развита творческая активность, пространственное мышление, фантазия.
8. Развита мелкая моторика рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
9. Воспитана в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
К концу реализации Программы дети 4-5 лет будут знать:
1.Воспитана в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Развиты познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкая моторику, речь.
3.Развито умение следовать устным инструкциям.
4.Воспитана в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
5.Развита мелкая моторика рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
К концу реализации Программы дети 3-4 лет будут уметь:
1. Развита техника рисования пластилином.
2. Работать с бумагой (оригами, различные виды аппликации)
3. Работать с нетрадиционной техникой рисования с использованием различных изобразительных материалов и приемами работы с ними.
4. Владеть графическими навыками: раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
К концу реализации Программы дети 4-5 лет будут уметь:
1.Работать в технике пластинографии.
2.Рисовать с использованием различных изобразительных материалов и приемами работы с ними.
3.Раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
4.Развиты способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
5.Развита творческая активность, пространственное мышление, фантазия.
6.Изготавливать фигурки в технике оригами.
7.Создавать разные виды аппликаций.
6. Комплекс организационно-педагогических условий
6.1. Условия реализации Программы
Помещение для реализации ДОП - Изостудия
Оборудование: Столы и стулья по количеству детей. Гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, карандаши, кисти разных размеров, бумага для рисования, салфетки, пластилин, доски для пластилина, клей, цветная бумага, цветной картон. Нетрадиционные материалы для занятий: тычки, щетки, ватные палочки, ватные диски, штампы, трафареты, нитки, крупы и т.д.
- Информационные и методические ресурсы
- пальчиковые игры
- дидактические игры
- конспекты занятий
- альбомы
- иллюстрации
- детская художественная литература.
- раскраски
- дидактический материал по темам занятий
- карточки
- слайды
- изделия из дерева, глины, бересты
- материал для художественной деятельности.
- театр
6.2. Формы контроля для определения результативности усвоения программы
Мероприятия | Сроки проведения | |
1 | Выставка «Наши лучшие работы» | Март |
2 | Презентация для родителей 2 младшей и средней группы. | Май |
3 | Итоговый контроль по диагностическим заданиям во 2 младшей и средней группе. (Приложение № 1) | Май |
7.Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Приложение № 1
Для анализа освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы по рисованию «Ловкие пальчики» проводится диагностические задания в начале и конце учебного года (октябрь, май).
Цель диагностики: проведение контроля за уровнем овладения навыков и умений, используя технику пальчиковый игротренинг.
Выявить уровень художественного развития детей, возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Показатели освоения программы
Первый год обучения (3-4 года)
Критерии | Задания | Показатели | |
Упражнения на повторение фигур из пальцев |
| 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Работа с бумагой | Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе). | 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Упражнения на дорисовывание | Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию. | 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Упражнения на координацию движений |
| 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Проявление творчества, инициативы. | Игра «Закончи рисунок». Детям предлагается вообразить конечный результат и закончить картинку. Педагог выкладывает половину рисунка по схеме (миска), разделив картинку осью посередине. Задача ребенка – дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. | 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно |
Протокол освоения детьми нетрадиционных техник в изобразительной деятельности и развития художественно-творческих способностей (первый год обучения)
Дата_______________________________________
№ п/п | Фамилия, Имя, ребёнка | Проявление интереса к нетрадционным техникам рисования. | Умение самостоятельно отбирать материалы для создания рисунков | Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования. | Передача настроения в рисунке. | Проявление творчества, инициативы. | Композиционные умения | Результат | ||||||
Начало конец года | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 |
Условные обозначения:
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
Второй год обучения (4-5 лет)
Критерии | Задания | Показатели | |
Упражнения на повторение фигур из пальцев |
| 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Работа с бумагой | Выполнить ножницами прямой разрез. | 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Упражнения на дорисовывание | Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии. | 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Упражнения на координацию движений |
| 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно | ||
Проявление творчества, инициативы | Игра «Закончи рисунок». Детям предлагается вообразить конечный результат и закончить картинку. Педагог выкладывает половину рисунка по схеме (миска), разделив картинку осью посередине. Задача ребенка – дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. | 1 балл | задание не выполнено |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно |
Протокол освоения детьми нетрадиционных техник в изобразительной деятельности и развития художественно-творческих способностей (второй год обучения)
Дата_____________________________________
№ п/п | Фамилия, Имя, ребёнка | Умение самостоятельно отбирать материалы для создания рисунков | Использование несколько нетрадиционных инструментов для создания одного рисунка | Передача настроения в рисунке. | Умение получить оттенки основных цветов при смешивании краски | Проявление творчества, инициативы. | Композиционные умения | Результат | ||||||
Начало конец года | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 |
Условные обозначения:
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет
Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...
индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»
Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Петродворцового район...
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»
Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Ведущую роль во всестороннем раз...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики для детей от 2-3 лет "Ловкие пальчики"
В раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными средствами, дети не только приобщаются к элементарной творческой деятельности, но и получают возможность развития мелкой моторики рук, ч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), понимание речи; га...
Дополнительная общеобразовательная программа «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»
возраст детей 2 - 3 годасрок реализации: сентябрь – май 2020-2021 учебный год...