Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Л. Н. Толстой верно писал про счастливые семьи. Так же все дети похожи тем, что у них существуют этапы работы с информацией по схеме «ввод-обработка-вывод» как и компьютер. Чем же дети отличаются в рамках предложенной простой схемы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста

Л. Н. Толстой верно писал про счастливые семьи. Они похожи друг на друга, и только несчастья делают их особенными, отличающимися от прочих. Таким образом и все нормально развитые дети похожи. Отличают детей друг от друга проблемы, возникающие в процессе развития, индивидуальные особенности, которые затрудняют учебу, общение детей с окружающим миром и становятся причиной многих конфликтов. Так же все дети похожи тем, что у них существуют этапы работы с информацией по схеме «ввод-обработка-вывод» как и компьютер. Чем же дети отличаются в рамках предложенной простой схемы? А вот эти-то различия и оказывают существенное влияние на поведение детей и, следовательно, могут лежать в основе объяснения причин многих проблем.

  1. При работе «ввода», т.е. в умении воспринимать информацию мы отмечаем детей: визуалов, аудиалов, кинестетиков. В жизни редко встречаются «чистые» визуалы, аудиалы, кинестетики, чаще в детях « смешаны» все три типа.
  2. Сбои в обработке  информации. Например:
  • информация не воспринимается, ребенок не услышал, не увидел, не почувствовал. Чего же ждать на выходе?;
  • информация была воспринята, но возникла проблема с ее обработкой, и на выходе значит будут проблемы;
  • информация получена, обработана, но выводится крайне медленно.

В чем причина неполадок в их работе? Надо разбираться! Из своего опыта работы воспитателем в детском саду я часто прибегала к советам  детского психолога А. С. Валявского «Оздоравливающие учебные игры» (Практикум) и хочу отметить, что особые проблемы у детей возникают  с работой самоконтроля, самоуправления. Маленькие дети неизбежно получают от взрослых различные указания. Однако, по мере взросления, родители обязаны предоставлять своим детям все большую и большую свободу действий для того, чтобы подготовить их самостоятельной жизни. В норме команды взрослых должны смениться на внутренние команды ребенка, которые он отдаст сам себе. Но в жизни это происходит не всегда и ребенок не способен действовать самостоятельно без команды.  Для тренировки самоконтроля предлагается простая игра «Замри-отомри». Условия этой игры знают все, но я предлагаю изменить ее правила: предложите ребенку самому себе давать команды «замри» и «отомри». Чаще ребенок с трудом выполняет команды и начинает двигаться, а уже потом дает команду «отомри» и наоборот. Необходимо, чтобы кто-то следил за нарушениями правил и объяснял их. Ежедневная непродолжительная игра в «Замиралки» уже через несколько дней даст свои положительные результаты.  Хочу предложить еще одну игру «Держи себя в руках». Перед началом игры ребенок должен сказать твердым голосом «Я готов». Объявляются правила! На чистый стол взрослый выставляет различные интересные для детей предметы, но ребенок должен устоять перед искушением схватить какой-нибудь из них. По правилам можно уговаривать и предлагать взять что-то, но ребенок, не обладающий должным самоконтролем, обязательно проиграет. Тренировка также дает свои результаты. Игра «Урок» не сложная и детям подготовительного возраста очень нравится. Вместо звонка используется колокольчик. Предложите детям со звонком войти в воображаемый класс. На доске не сложное задание, которое нужно переписать в тетрадь. А во время выполнения воспитатель объявляет, что он уже не воспитатель и  принимает роль «Вреднюки», одевает отвлекающую маску,  и всячески пытается мешать детям в работе, включите свою фантазию. Время вышло, раздается звонок, воспитатель превращается вновь в свой образ. Постарайтесь подвести итоги выполненных заданий, но не  говорите ребенку, что он проиграл. Это всего лишь тренировка, где нет проигравших. Победить можно только себя! Дайте ребенку возможность все-таки закончить задание и самому себя проверить. Нередко ребятам  с неразвитым умением управлять самим собой бывает трудно долго слушать пояснения взрослого. Они быстро теряют нить внимания, отвлекаясь на посторонние звуки, предметы и др. детали. Но вот так в игре и тренируясь можно добиться удивительных результатов. Желаю всем педагогам творческих успехов!

Тарасова Т. В. воспитатель.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя Образовательная школа №18 с углубленным изучением математики. Отделение дошкольного образования детей №2 Василеостровского района города Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :"Развитие навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов.  Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог - психолог...

Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста

Л. Н. Толстой верно писал про счастливые семьи. Так же все дети похожи тем, что у них существуют этапы работы с информацией по схеме «ввод-обработка-вывод» как и компьютер. Чем же дети отличаются в ра...

Дополнительная образовательная программа "Дидактические игры для развития самоконтроля у детей младшего возраста"

Данная программа ориентирована на младший дошкольный возраст. В ее реализацию могут включаться различные категории взрослых - педагоги дополнительного образования, родители и др. Программа состоит из ...

"Игры для тренировки речевого дыхания детей дошкольного возраста" методические рекомендации для родителей

 Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное зву...

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей дошкольного возраста.!

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей дошкольного возраста.!...

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»

В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля...