Методические разработки
материал

Васильева-Товпик Наталья Викторовна

Занятия, методические разработки и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Составление цветного эскиза Дымковской игрушки» для детей 5 – 7 лет.

Цель: Развитие у детей эстетического восприятия у детей с помощью народно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять умение самостоятельно составлять эскиз росписи в цвете  для конкретной формы предмета по мотивам дымковской росписи.

-Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью.

- Аккуратно пользоваться материалами.

-Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи ( круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки и т.д. )

- Вызывать интерес к сказочным образам.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать образное восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности детей.

- Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

- Воспитывать самостоятельность, творчество.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народному промыслу, совершенствуют приёмы раскрашивания шаблона игрушки «эскиз», используют в речи новые слова, бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Словарная работа: нарядная, радостная, весёлая, праздничная, напыщен горделив.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный и дидактический материал:

- Объёмные дымковские игрушки

- Наглядное пособие элементов росписи дымковской игрушки.

Раздаточный материал:

- Кисти №1, №3

- Салфетки краски гуашь, простой карандаш, шаблон, стаканчики с водой, готовые шаблонные рисунки игрушки на бумаге.

Ход:

Воспитатель: Сегодня, ребята поговорим об игрушках.

- Ребята, у вас у всех есть любимые игрушки, а из чего они сделаны?

Алёша зачитай, пожалуйста своё стихотворение

Алёша зачитывает стихотворение о дымковской игрушке.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

Воспитатель: О какой игрушке идёт речь? (о дымковской)

- Правильно это дымковские игрушки. А, как вы думаете, где делают дымковские игрушки? (село Дымково)

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

6. Где обжигают игрушки? (В печи)

7. Какое настроение создают дымковские игрушки?

8. А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? А почему?

9. А можете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

10.Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!

Да ребята, очень красивая игрушка, но что бы игрушка заиграла, она должна родиться три раза.

Первый раз, когда её мастера слепят из глины.

Второй раз, когда игрушку обжигают в печи при высокой температуре.

Третий раз, когда её мастера росписи начинают расписывать красками. Но прежде чем сесть и расписать объёмную игрушку, мастер выполняет цветной эскиз игрушки. 

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать мастерами?

1 Предлагаю пройти к доске, на ней элементы росписи. Вспомнить с детьми название элементов, цвет.

2 Приглашаю ребят пройти за столы, где приготовлены шаблоны и материал.

Гимнастика для рук.

Замок!

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

Закройте глаза, представьте какую роспись вы примените в своей игрушке. Какие элементы вы используете? Не забывайте о том, как правильно держать кисточку. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. У хорошего мастера всегда чистота и порядок.

Помогаю в процессе рисования. Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно.

Итог: Когда дети закончили работу, со своими игрушками подходят к доске, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.

Воспитатель: Вот наши эскизы игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

-Все ли игрушки расписали?

-Чья работа больше всего нравится?

-Почему?

-Какая игрушка самая праздничная?

-А кто придумал свою роспись?

- Понравилось быть мастерами?

Дети зачитывают четверостишие. Похвалить детей за старание

 

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

6. Где обжигают игрушки? (В печи)

7. Какое настроение создают дымковские игрушки?

8. А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? А почему?

9. А можете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

10.Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Гимнастика для рук.

Замок!

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Изобразительная деятельность в раннем возрасте, как способ самовыражения и познания свойств окружающего мира»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ СВОЙСТВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Как велик и необъятен мир для крошечного человечка, совсем недавно в него пришедшего!

Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов... В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!   Книжки, и картинки, и игры, и умные игрушки малышу необходимы.   Развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир - это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.

Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими ему людьми. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в речи, рисовании. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему. Дети очень любознательны. Они с большим интересом воспринимают окружающие предметы. Стремления познать предметы не ограничиваются лишь рассмотрением. Ребенок берет вещь, манипулирует ею, пытается спеть песенку или выполнить танцевальные движения, а потом бросает её.

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине.

Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбку. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.

Для формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста, а так же для их умственного развития большое значение имеет знакомство с предметами и явлениями окружающей жизни, и в первую очередь, с игрушками. Ребенку надо подержать ту или иную игрушку, поиграть с ней, показать, как ее можно использовать. Для начала предлагаются простые по форме и цвету игрушки, а показывая их назвать цвет, форму. Например, взять мячик, подержать его в руке, поиграть, выполнить музыкально-ритмические движения. В руках у ребенка предмет оживает, становится любимой, желанной. Можно спеть песенку. Если в одежде или в окружающей обстановке есть что – то еще красного цвета, преподносим к этому предмету мячик, обращаем внимание на тот же цвет.

Первые детские попытки что-либо изобразить стоит обыгрывать. Например, рассказываем потешку: "Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ..." И рисуем кисточкой большие пятна-следы в такт стишку. А теперь: "Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ..." И шлепаем кисточкой, изображая,  маленькие следочки. Что еще можно рисовать мазками-пятнышками? Ягоды рябины и земляники, цветочки на лугу и осенний листопад, снег и звездное небо.

       Полезно же подмечать цвет предметов в окружающем ребенка мире. Дети,  гуляя по улице, дети обращают внимание на цветы, листья, на небо, солнышко. При этом запоминают и отличают цвета, определяют самые простые формы как круглый, квадратный. При помощи сравнения предметов по цвету, по форме, у детей формируется цветовое восприятие, умение более осознанно использовать цвет в рисунках, передавать форму предметов.

Для развития цветового восприятия полезно также полюбоваться вместе с детьми свежестью первой весенней зелени, медленно падающими хлопьями пушистого снега, цветущими клумбами.

Занятия по изобразительной деятельности начинаются с первой младшей группы и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке. Выявление у них способностей, замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках).

Наблюдения и практический опыт показывают, что виды самостоятельной изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста весьма разнообразны. У детей 2-3 лет первые навыки лепки и рисования появляются неосознанно, в ходе игр. Играя,  дети  лепят или рисуют, обыгрывают сюжет под музыкальное сопровождение. Веселая песенка, которая звучит в записи,  помогает детям работать, творить.

В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными и природными материалами вызывает у них живой интерес.

Учитывая интересы детей, воспитатели обращают внимание детей на такие явления в окружающем, которые более понятны и доступны. Например, зимой во время снегопада дети ловят снежинки, рассматривают их на рукавичке, на одежде. Обращает внимание на шапки на кустах, находят сходства с фигурами животных. Это наблюдение особенно важно для занятий по лепке. Благодаря этому, у ребенка 2-х лет постепенно развивается умение находить сходство своей поделки с предметами и явлениями окружающего.

Для развития детей раннего возраста необходимо иметь специальный уголок для самостоятельной изобразительной деятельности с необходимым материалом: цветные карандаши, комочки глины, гуашь и т.д. В свободное время, в утреннее время или после дневного сна, чтобы воспитатели с 1-2 детьми могли заниматься с детьми.

Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, благодаря развитию анализа, сравнения, обобщения. Развиваются представления о природе, о явлениях. В окружающей жизни много прекрасного, и нужно учить ребенка видеть, замечать эту красоту. Красивое радует ребенка, вызывает положительные эмоции. Это обогатит его представления, положительные эмоции. Эта деятельность, начиная с раннего возраста, обогащает опыт каждого ребенка, самовыражения и познания свойств окружающего мира.  

Литература:

1.        Н.И.Сакулина, Т.С.Кашарова. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Просвещение»,1982г.

2.        Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение», 1998г.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе

Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети – разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям и умениям и пр. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.

Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и пр.

В последнее время в нашем обществе всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины). И это происходит не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка. В этой связи чрезвычайно важно понять специфику таких отношений.

В работах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко указывалось, что объединения детей разных возрастов обладают большим "внутренним" воспитательным значением, важным для развития, как старших, так и младших. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей - младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.

В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская и др.).

Показано, что в ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого (А. Н. Давидчук, И. С. Демина и др.).

В исследованиях Е. И. Тихеевой и О. И. Соловьевой указывается на большее преимущество разновозрастного состава дошкольной группы перед одновозрастным в развитии речи младших детей.

В отечественной дошкольной педагогике вопросы совместной игровой деятельности старших и младших детей обсуждались при разработке проблем воспитания детей в учреждениях типа "ясли - детский сад" (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, а также в ряде психологических исследований (Т. В. Антонова, Е. А. Вовчик-Блакитная, Л. Г. Лысюк). В педагогических работах имеются данные о влиянии совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей, что выражается в более быстром освоении младшими игрушек, переходе от простого манипулирования - к игре, а также в том, что содержание игр младших детей становится более разнообразным (В. Г. Нечаева, М. В. Мишина). При этом обнаружено, что более содержательная совместная игра детей разного возраста имеет место в разновозрастных объединениях дошкольников с разницей в возрасте в два-три года (В. Г. Нечаева).

В нашем детском саду есть разновозрастная группа, ее посещают дети от 4 до 7 лет. В отличие от других (гомогенных) групп, где дети общаются только со своими сверстниками, имеющими такой же игровой опыт, в этой группе игра передается естественным, стихийным образом от более старших детей к младшим.

Малыши могут подолгу стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно они втягиваются в общую игру: поначалу старшие дети, уже умеющие играть, которым недостает партнеров привлекают их как исполнителей своих инструкций, а затем они становятся полноправными членами играющей группы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...