ОД по развитию речи
материал
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель:
Создание условий для закрепления умения использовать в речи распространенные предложения, приобщение детей к прекрасному миру живописи.
Задачи:
Обучающие:
1. Обобщить знания детей при составлении простых и сложных предложений, умение составлять небольшой связный рассказ по картине о весне, о весенних изменениях в природе.
2. Закрепить умение рассматривать репродукцию картины, рассказывать о ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Коррекционно - Развивающие:
1. Развивать внимание, логическое мышление, память.
2. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе; развивать творческое воображение.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
2. Воспитывать интерес к искусству; расширять знания детей о жанрах изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.
Словарная работа: ранняя, проталина, весенний, весенняя, весеннее, грач, грачовник, лазурное,вернисаж.
Демонстрационный материал:
Картина "Грачи прилетели" Саврасова, Левитан «Март», Бируля «Весна идет», Герасимов «Ива цветёт».
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукции, игровая деятельность.
Словесные: Вопросы, ответы, чистоговорка, составление предложений, рассказ по картине.
Наглядные: Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», Левитан «Март», Бируля «Весна идет», Герасимов «Ива цветёт».
Практические: физминутка "Весенняя",
Игровой сюрпризный момент: «посещение Музея»
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, беседы о ранней весне с рассматриванием иллюстрации. Заучивание стихотворений о весне.Отгадывание загадок о весне. Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели». Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников на весеннюю тему. Рисование времен года.
Индивидуальная работа: Шалагин Алёша проговаривание уменьшительных слов со звуками «Р, Л», чтение стихотворения
Повторение весенних месяцев.
Ход ООД:
Воспитатель: Предлагаю детям послушать небольшой рассказ о весне. Рассказ называется «Лодочка». Идёт работа с детьми старшего возраста Данил Г, Данил П, Матвей, Маша.
«Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой и …»
- Как бы вы назвали этот рассказ?
- О чём говориться в рассказе?
- Кто главный герой?
- Продолжите рассказ.
Раз мы сегодня говорили о весне, предлагаю совершить не большое путешествие, а чтобы его совершить, не обходимо размять наши язычки.
- на - на - на - наступила весна.
- но - но - но - распахнем окно.
- не - не - не - рады мы весне.
Воспитатель: Я бросая мяч, предлагаю назвать ласково слова: (Несколько раз спросить Алёшу)
"Ветер - ветерок, ручей - ручеек, снег - снежок, вода - водичка, облако - облачко, проталина - проталинка, ветка - веточка, трава - травушка, небо - небушко, солнце - солнышко, день - денек.
Воспитатель: Про что можно сказать:
- - Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.
- - Веселый, звонкий, быстрый - ручей
- - Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна (Алёша)
Вступление.
Ну вот мы свами и размяли язычки, а хотите попутешествовать?
Давайте закроем глаза, и я вас приглашаю на вернисаж!
Ребята, а кто знает, что такое вернисаж?
Вернисаж, это место в музее, где проходит показ картин. Представьте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, и знакомлю вас с картинами, которые там находятся. Давайте мы свами пройдем по нашей картинной галереи и посмотрим, какие картины перед нами представлены.
1 картина Левитан «Март»
- Ребята, как бы вы назвали эту картину?
- Кто знает, как эта картина правильно называется?
- В каком жанре написана эта Картина?
- Какие краски использовал художник?
- О чём хотел рассказать нам этот художник?
2 картина Герасимов « Верба цветёт» Лиза рассказывает по картине, зачитывает стихотворение.
- Лиза, как бы ты назвала эту картину?
- В каком жанре написана эта Картина?
- О чём хотел рассказать нам этот художник?
- Какие краски он использовал?
Вот мы и свами дошли до главной героини сегодняшнего вернисажа.
Но сначала давайте свами сделаем маленькую разминку.
Физминутка «Веснянка»
Солнышко - солнышко, (разводят руки)
золотое донышко (поднимают вверх)
Побежал в лесу ручей (бегут на месте)
Прилетели сто грачей (имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
И цветочки подрастают (встают на цыпочки и тянутся руками вверх)
Воспитатель открывает картину на мольберте. (Дети спокойно рассматривают картину)
Воспитатель:
Называется картина - «Грачи прилетели». Написал её - русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.
- Подскажите, в каком жанре она написана? - Дети: в жанре «Пейзаж».
Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.
- Катя, расскажи о березах на переднем плане.
- Какие они?
- Что происходит на березах?
- Как ты думаешь,Кто главный герой картины? Почему?
- Что ты можешь сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?
(Грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега).
- Саша, расскажи, что стало со снегом, какой он под березами, а на полях? (рыхлый, сырой, мокрый, влажный от воды).
- Какие краски использует художник?
- Есть на этой картине яркие краски? Почему? Как ты думаешь, это начало весны или нет?
- Как ты думаешь, какой месяц изобразил художник?
Алёша. Отправимся вглубь картины.
- Пройдем по правому берегу реки.
- Что там изображено? ( деревня, село)
- Из чего выстроены дома, сараи? (деревянные).
- Что стоит в середине села? Высокая колокольня.
- Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?
- Белокаменная.
Ангелина всмотритесь в небо на картине.
- Расскажи, какое оно?
- Что изображено на лазурном небе?
- Как их можно назвать? (Обложные, Какого они цвета? (белого, серого…)
- Что видно в левом углу картины?
(В левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, голубого неба).
- Ребята, а как вы думаете, в картине живут запахи.
- Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли)
Итог:
Да, действительно весной воздух свеж и пахуч. Подзарядились солнечной энергией, весенним настроение, хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят. Вот мы и побывали с вами на ВЕРНИСАЖЕ.
Что больше всего вам запомнилось? Какая картина больше понравилась? Чем?
А теперь я вам предлагаю пройти снова по нашему вернисажу и рассмотреть самостоятельно, поближе наши картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...