Методические рекомендации для педагогов по проведению утреннего сбора (групповой круг)
методическая разработка

Петрова Лидия Александровна

Методические рекомендации по проведению утреннего сбора (групповой круг)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_gruppovoy_sbor.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению утреннего сбора (групповой круг)

Утренний сбор как форма работы появился вместе с методикой М. Монтессори и вальдорфской педагогикой в 80-х гг. XX в. Описание методики его организации и проведения позаимствованы из опыта использования образовательной программы «Сообщество».

Утренний сбор — часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи:

  • развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, связную монологическую и диалогическую речь;
  • формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, готовность выбирать деятельность на основе собственных интересов и потребностей и готовность к совместной деятельности со сверстниками, любознательность и познавательную мотивацию;
  • учить владеть речью как средством общения и культуры.

Организация группового сбора предполагает:

  • установление времени проведения группового сбора в режиме дня;
  • наличие специально оборудованного места;
  • структуры.

Как правило, дети собираются на ковре перед «доской выбора» после утренней гимнастики.

Групповой сбор можно разделить на утренний круг (до завтрака* и деятельность в центрах активности.

Приемы приглашения детей на утренний круг: песня, сюрпризный момент, обращение ребенка-дежурного, звуковой сигнал.

Организующие, «ритуальные» вопросы и обращения для начала группового сбора

  • Все ли нашли себе местечко? Какое у вас настроение?
  • Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись!

Вот собрался наш кружок,

Улыбнись скорей, дружок!

Рука — другу, рука — другу,

Передаем тепло по кругу!

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Структура группового сбора

  1. Приветствие (игры: «Дарим доброе утро», «Клубочек», «Комплимент», «Ласковое имя») — 1—3 мин.
  2. Игры (психогимнастика, пальчиковая игра, скороговорки, «Посылаю sms», игра, связанная с темой недельного проекта) — 2—5 мин. В ходе игр дети получают навык совместного нескучного времяпровождения.
  3. Обмен новостями — 2—10 мин. В его ходе самым естественным способом формируются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение.

Правила обмена информацией:

  • говорим по одному, внимательно слушаем друг друга, говорит тот, у кого сердечко;
  • договариваемся об ограничении количества детей, рассказывающих новости;
  • не существует запретных тем;
  • новости не оцениваются, принимаются как факт.

Самая сложная часть обмена новостями — реагирование на высказывание детей. Не следует расспрашивать, если новость не важна для понимания всех детей. Универсальный прием для прекращения обсуждения чего-либо нежелательного — спокойно, уверенно сказать «так бывает».

Вопросы, помогающие провести обмен новостями

  • Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
  • Что бы вы хотели уточнить?
  • О чем бы хотели спросить?
  • Чем эта новость нам поможет?
  • Что вас порадовало, огорчило?
  1. Выбор дежурных (в средней и старшей группе — по желанию, в подготовительной к школе группе — по графику). Существуют дежурные по столовой, порядку, ссорам, погоде                 (зависит от традиций группы)
  2. Работа с календарем (дежурные по погоде называют дату, месяц, день недели, время года). Работать с календарем можно до начала группового сбора, во время его проведения, в течение всего дня

С помощью календаря осуществляют:

  • формирование элементарных математических представлений:
  • ознакомление с цифрами;
  • прямым и обратным счетом;
  • понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», «день», «неделя>. «месяц», «год»;
  • развитие навыков грамотности:
  • ознакомление с буквами и словами;
  • фиксация с помощью слов и символов характерных признаке: сезона, события дня.

Все это происходит до завтрака.

  1. Образовательная деятельность в центрах активности:
  • выбор темы проекта (или ознакомление с ней), планирование содержания, форм и видов деятельности;
  • презентация центров активности педагогом;
  • выбор центров активности детьми.

После завтрака дети собираются перед «доской выбора» (садятся на стульчики), кладут под них индивидуальные карточки.

Проводится краткая беседа: «Кто напомнит тему нашего проекта? •. «Какие дела мы успели сделать?», «Какой у нас план на сегодня?»

Совместное планирование позволяет встраивать инициативу детей в образовательную деятельность и в структуру дня, выявляет области интересов детей и помогает своевременно реагировать на них. Помогает взрослым подготовить развивающую среду, отвечающую потребностям детей, выбрать содержание занятий, соответствующе; реальным запросам воспитанников. Рассматриваются вопросы.

  • Ваши предложения о деятельности в центрах?
  • Какие у вас есть идеи по поводу того, что можно делать в центрах'
  • У нас совсем нет идей для центра математики?
  • В каком центре вы предлагаете это сделать?

Способы презентации центров активности:

  • демонстрация материалов центров активности, рассказ о на сказать, как с ними работать;

—- «поезд» — дети «едут» от центра к центру, рассматривают материалы, выбирают, что им интересно;

  • «подзорные трубы»;
  • представление информации ребенком: «Вчера научился, а сегодня хочу научить других»;

— посещение центров до начала группового сбора или во время его, анализ материалов: что появилось нового, интересного.

Способы выбора центров активности

  • Первыми выбор делают те, кто родился зимой, весной и т.д.
  • У кого в одежде есть желтый, красный и другой цвет.
  • Кто пришел в детский сад с мамой, папой, приехал на автобусе и т.д.
  • Ребенок приглашает того, кого хочет (тот может отказаться).

Общая длительность группового сбора может колебаться от 10 до

20 мин. Жестких рамок по времени нет, как нет и закрепленной структуры. Общая длительность, как и продолжительность отдельных частей группового сбора зависит от возрастной группы, целей работы, темпа общения, от того, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Могут быть варианты, когда приветствие — очень короткое, игры вовсе нет, а обмен новостями или планирование займут все основное время.

Если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора низок, стоит больше времени уделять игре, сделать ее веселой. И, напротив, если дети возбуждены, лучше начать сбор со спокойной игры, концентрирующей внимание.

Если новость, высказанная кем-то из детей, важна для социальноэмоционального развития всей группы, стоит остановиться на ней подольше.

Если нужно выбрать тему нового проекта, совместно спланировать его содержание, не следует жалеть на это времени.

Структура группового сбора примерная, вовсе не обязательно строго ее соблюдать, она может изменяться. Начать групповой сбор можно с любой части, главное — не превращать его в рутинную и скучную обязанность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с детьми по ФЭМП

Рекомендации для педагогов по проведению занятий в ДОУ по формированию элементарных математических представлений...

Методические рекомендации для педагогов о проведении праздников

Методические рекомендации по подготовке и проведении праздников и вечеров развлечений в детском саду...

Мастер-класс для педагогов «Пример проведения «Утреннего круга»

Мастер-класс для педагогов «Пример проведения «Утреннего круга»...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по проведению утренней гимнастики

Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно - сосудистую, дыхательную системы, растормаживает н...

Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду

Методические рекомендации для педагогов  при проведении массажных гимнастик   с детьми дошкольного возраста в детском саду...