ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «Развитие связной речи в ДОУ»
материал

Черных Ирина Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ:

«Развитие связной речи в ДОУ»

 

Подготовила: воспитатель

Черных И. Ю.

г. Никольск

2019г.

 

Ход педсовета:

  1. Теоретическая часть.

Актуальность проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста.

 

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой. Запрос нынешнего века — наличие определенных технических умений, необходимость знания языка машин. Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? является в данном случае ключевым.

 Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность.

Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и школы. Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Именно поэтому определение направлений педагогического воздействия и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно - образовательного процесса.

 

 

  1. Практическая часть.

Прежде, чем перейти к практической части, предлагаем Вам настроиться на успешную работу- «Квик-настройка»:

  1. Если Вы хотите нравиться людям- улыбайтесь! Улыбка- солнечный лучик для опечаленных, противоядие, созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие, самые красивые, пусть все манекенщицы мира Вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете- чем дольше работают, тем больше ценятся.
  4. Нет лучше подруги, чем любимая работа- не стареет и стареть не даёт.
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

 

Переходим к деловой игре под девизом: «Речь беднеет-вот вопрос- нам поможет ФГОС»

Игра «Ромашка» (Команды получают по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы.)

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Вопросы ромашки 1.

  1. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа).
  2. Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение).
  3. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт).
  4. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).
  5. Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь).
  6. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка).
  7. Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог).

Вопросы ромашки 2

  1. Изложение прослушанного произведения (пересказ).
  2. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец, наблюдение).
  3. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
  4. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация).
  5. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
  6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня).
  7. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец).

 

Итак, связная речь- это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.(слайд 1)

Основная функция связной речи – коммуникативная. (слайд 2) Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.(слайд 3).

В арсенале воспитателей существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. (слайд 4) К ним относятся:

1.Наглядные (организация наблюдений, демонстрация иллюстраций, картин, макетов и т.д., просмотр видеофильмов)

2.Словесные (речевой образец, повтор, вопрос)

3.Игровые (дидактические игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры)

4.Косвенные (подсказка, совет, исправление, замечание) (слайд 5)

Кроме традиционных целесообразно использование инновационных комбинированных методов (мнемотехника, ТРИЗ).

Мнемотехника – это техника развития памяти.(слайд 6)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом и используются с целью:

- составления рассказов,

- пересказов художественных текстов,

- проговаривания скороговорок и чистоговорок,

- отгадывания загадок,

- заучивания стихотворений.(слайд 7)

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность. ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь. (слайд 8)

 

Метод Мозгового Штурма- предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального  решения. (слайд 9)

Метод Мозгового Штурма можно использовать во время ООД, для активизации мыслительных операций,  развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение различных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Что делать? Как быть? То есть ставится задача, решение которой находят дети. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать самые невероятные идеи и решения.

Правила Мозгового Штурма:

- исключение всякой критики,

- поощрение самых невероятных идей,

- большое количество ответов и предложений,

- чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорош- плохо», то есть что-то в этом предложении хорошо, а что- то плохо. Из всех решений выбирается самое оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты Мозгового Штурма должны быть обязательно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать кусочек лета в зиму, вылепить продукты, недоступные мышам и т.д.

         Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные идеи, что позволит стимулировать воображение детей.

         В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнение других. Данный метод развивает способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает сознание того, что безвыходных ситуаций не бывает.

Круги Луллия «Придумай фантастическую историю или сказку»- в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Здесь дети могут придумать что угодно. Важно не оценивать их с точки зрения «правильно- неправильно», т.к. неправильных ответов в этой игре быть не может.(слайд 10)

Придумай сказку.

 

Задача воспитателя- помочь ребенку в формировании четкой, правильной речи. Именно поэтому особое значение уделяется культуре речи педагога.

 

Консультация для педагогов:

Н. В. Шипова – логопед «Культура речи воспитателей ».

Ю. А. Кулькова- воспитатель «Компоненты речи».

 

С целью развития речевых умений детей необходимо иметь  в группах  речевой уголок или центр речевой активности.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

  1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
  3. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
  4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
  5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

 

 

Итак, создавая необходимые условия в ДОУ, работая во взаимосвязи с родителями и социумом, мы развиваем не только речь ребенка, но и его умственные способности.

3.Решение педсовета.

 Продолжать создавать условия для развития речи детей:

- пополнить зоны речевого развития дидактическим материалом (ответственные-  воспитатели , срок- постоянно);

- отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный- воспитатели, срок- постоянно);

- провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_svyaznaya_rech.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ход педсовета:

  1. Теоретическая часть.

Актуальность проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой. Запрос нынешнего века — наличие определенных технических умений, необходимость знания языка машин. Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? является в данном случае ключевым.

 Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность.

Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и школы. Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Именно поэтому определение направлений педагогического воздействия и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно - образовательного процесса.

  1. Практическая часть.

Прежде, чем перейти к практической части, предлагаем Вам настроиться на успешную работу- «Квик-настройка»:

  1. Если Вы хотите нравиться людям- улыбайтесь! Улыбка- солнечный лучик для опечаленных, противоядие, созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие, самые красивые, пусть все манекенщицы мира Вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете- чем дольше работают, тем больше ценятся.
  4. Нет лучше подруги, чем любимая работа- не стареет и стареть не даёт.
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Переходим к деловой игре под девизом: «Речь беднеет-вот вопрос- нам поможет ФГОС»

Игра «Ромашка» (Команды получают по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы.)

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Вопросы ромашки 1.

  1. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа).
  2. Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение).
  3. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт).
  4. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).
  5. Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь).
  6. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка).
  7. Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог).

Вопросы ромашки 2

  1. Изложение прослушанного произведения (пересказ).
  2. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец, наблюдение).
  3. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
  4. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация).
  5. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
  6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня).
  7. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец).

Итак, связная речь- это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.(слайд 1)

Основная функция связной речи – коммуникативная. (слайд 2) Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.(слайд 3).

В арсенале воспитателей существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. (слайд 4) К ним относятся:

1.Наглядные (организация наблюдений, демонстрация иллюстраций, картин, макетов и т.д., просмотр видеофильмов)

2.Словесные (речевой образец, повтор, вопрос)

3.Игровые (дидактические игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры)

4.Косвенные (подсказка, совет, исправление, замечание) (слайд 5)

Кроме традиционных целесообразно использование инновационных комбинированных методов (мнемотехника, ТРИЗ).

Мнемотехника – это техника развития памяти.(слайд 6)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом и используются с целью:

- составления рассказов,

- пересказов художественных текстов,

- проговаривания скороговорок и чистоговорок,

- отгадывания загадок,

- заучивания стихотворений.(слайд 7)

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность. ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь. (слайд 8)

Метод Мозгового Штурма- предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального  решения. (слайд 9)

Метод Мозгового Штурма можно использовать во время ООД, для активизации мыслительных операций,  развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение различных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Что делать? Как быть? То есть ставится задача, решение которой находят дети. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать самые невероятные идеи и решения.

Правила Мозгового Штурма:

- исключение всякой критики,

- поощрение самых невероятных идей,

- большое количество ответов и предложений,

- чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорош- плохо», то есть что-то в этом предложении хорошо, а что- то плохо. Из всех решений выбирается самое оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты Мозгового Штурма должны быть обязательно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать кусочек лета в зиму, вылепить продукты, недоступные мышам и т.д.

        Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные идеи, что позволит стимулировать воображение детей.

        В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнение других. Данный метод развивает способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает сознание того, что безвыходных ситуаций не бывает.

Круги Луллия «Придумай фантастическую историю или сказку»- в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Здесь дети могут придумать что угодно. Важно не оценивать их с точки зрения «правильно- неправильно», т.к. неправильных ответов в этой игре быть не может.(слайд 10)

Придумай сказку.

Задача воспитателя- помочь ребенку в формировании четкой, правильной речи. Именно поэтому особое значение уделяется культуре речи педагога.

 

Консультация для педагогов:

Н. В. Шипова – логопед «Культура речи воспитателей ».

Ю. А. Кулькова- воспитатель «Компоненты речи».

С целью развития речевых умений детей необходимо иметь  в группах  речевой уголок или центр речевой активности.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

  1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
  3. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
  4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
  5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Итак, создавая необходимые условия в ДОУ, работая во взаимосвязи с родителями и социумом, мы развиваем не только речь ребенка, но и его умственные способности.

3.Решение педсовета.

 Продолжать создавать условия для развития речи детей:

- пополнить зоны речевого развития дидактическим материалом (ответственные-  воспитатели , срок- постоянно);

- отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный- воспитатели, срок- постоянно);

- провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

НА ТЕМУ:

«Развитие связной речи в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Черных И. Ю.

г. Никольск

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Педагогический проект по развитию связной речи посредствам театрализованной деятельности.

Участие детей в театрализованной деятельности будет способствовать овладению культуры речи, то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, логично ...

Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»

Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...

«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР»

«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР» Учитель –логопед Саголакова Надежда Петровнам...

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...