Тренинг для воспитателей Профилактика конфликтов в педагогической среде методами арт-терапии: упражнение «Нити»
план-конспект занятия

Саукова Екатерина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей

Профилактика конфликтов в педагогической среде

методами арт-терапии: упражнение «Нити»

Цели:

  • повысить взаимопонимание между педагогами;
  • повысить мотивированность на совместную работу;
  • повысить эмоциональную сплоченность и развить доверие в коллективе;
  • снять напряжение ситуаций, связанных с профессиональной педагогической деятельностью, нормализовать эмоциональное состояние педагогов.

Притча: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! — думал мудрец. — Что бы такого предпринять? — размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».

Психолог предлагает передавать клубок по кругу, оставляя у себя в руках нить.

Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.Сейчас вы ощущаете в своих руках ту самую чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь?

 «Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Психолог предлагает участникам намотать нить на палец, сказать, что связывает его с другим человеком, затем передать клубок этому человеку.

Что у нас получилось? «Паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников.

Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми…

А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем…

Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом… О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»…

Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею… Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»…

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят…

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Теперь, передавая клубок в обратном направлении, поделитесь, мыслями, чувствами, ощущениями, которые сейчас испытываете….

Клубок снова оказался у меня, но те связи, которые существуют между нами, продолжают незримо нас связывать. Связи поддержки, взаимной помощи, понимания, а иногда и конфликтных ситуаций…

Телесно-ориентированное упражнение «Ведущий-ведомый»

(взято из двигательной терапии Эльзы Гиндлер)

Увидеть своё собственное поведение в этих связях и отношениях не так просто. Давайте разобьёмся на пары. Каждая пара выберет себе понравившийся клубок.  

Обычно каждый находит подсознательно себе в пару именно того типа, который ему и необходим для наглядной демонстрации его проблем. Единственный реквизит, который нужен – это несколько клубков ниток, разной фактуры и цвета, легких на разрыв. Очень хорошо подходят для упражнения шерстяные нити.

Пары решают между собой, кто из них ведущий, а кто ведомый. Первый ведет второго за ниточку. Устраивающую обоих дистанцию пара подбирает индивидуально. Темп движения выбирается исходя из того, что веревочка не должна провисать до пола, но и не должна порваться. То есть, пара должна друг друга чувствовать и находить компромиссы.  Движение должно быть максимально осознанным, при этом необходимо отслеживать возникающие мысли и чувства.

Пары движутся 3 - 5 минут. После этого обсуждаются результаты и открытия.

Затем участники меняются ролями и снова выполняют упражнение.

Обсуждение упражнения:

- что проще: быть впереди или идти за кем-нибудь?

- опишите чувства, когда играли роль ведущего и идущего следом?

- это упражнение было для вас легким или трудным?

- подумайте, какая роль является для вас ведущей в жизни и устраивает ли она вас?

        

Арт-терапевтическое упражнение «Нити конфликта»

Цель упражнения

- для исследования субъективного восприятия конфликтной ситуации, эмоциональных состояний и поведения субъекта в конфликте;

- для отреагирования и «проработки» психотравмирующих переживаний, поиска ресурса.

Материалы: бумага формата А4, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки.

Инструкция: постарайтесь воспроизвести субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию с помощью нитей. Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4. Выберите нити разной фактуры, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). Нить, обозначающую вас, окрасьте в понравившийся вам цвет гуаши. Выберите подходящий цвет и фактуру для нити противника. Изобразите конфликтную ситуацию, разложив нити на бумаге одним из способов:

1-ый способ

Альбомный лист сложить пополам. Взять шерстяные или акриловые нити (рекомендуемая длина нити – 40-45 см), немного распушить их. Опустить нити в краску, а затем хаотично разложить на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нити, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

2-ой способ

Опустить нити в краску, разложить их на одну из сторон листа, другую накрыть сверху, поводить нитями в любом направлении и вытянуть их. Раскрыть, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-й способ

Одну, две, или более нитей пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Полученное изображение, при необходимости, можно дорисовать.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой нити, а затем какого – либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят нам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее решения?

Затем используя нити другой фактуры и цвета, или гуашь, фломастеры, карандаши, изобразите исход ситуации.

По окончанию работы ведущий приглашает всех сесть на мягкие модули. Участники садятся в круг и по желанию показывают свои рисунки.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали в процессе рисования нитями участников конфликта?
  • Что было особенно трудно?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Что чувствуете сейчас?
  • Какие значимые открытия вы сделали в процессе этой работы?
  • Какие можете сделать для себя выводы?
  • Прояснили ли для себя историю ситуации: как развивался конфликт и разрешился ли он?
  • Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?
  • Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта?
  • Какой опыт удалось приобрести?

Ведущий предлагает внести в работы желаемые изменения, или поступить со своими рисунками так, как хотелось бы участникам. Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, сжечь, смять рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада

Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"

Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, осо...

Рекомендации «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ».

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Тренинг для воспитателей "Детские конфликты у младших дошкольников"

На тренинге подробно разбираются причины детских конфликтов в младших группах и способы их решения....

Тренинг для воспитателей ДОУ «Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»

Тренинг для воспитателей ДОУ «Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать выработке навыков конструктивн...