Картотека "Искусство и культура"
картотека (старшая группа)

Соколова Наталья Ивановна

Искусство и культура развивают детей эмоционально, помогают в эстетическом воспитании, развивают восприятие. Поэтому важно, чтобы с раннего детства дети видели красоту, воспринимали её и получали радость от соприкосновения с нею. Постепенно, ненавязчиво, играя с детьми, приобщайте их к  миру искусства и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_i_kultura.docx575.6 КБ

Предварительный просмотр:

http://novosti33.ru/wp-content/uploads/2019/08/FOOJn5id7.jpg

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Логоритмическое упражнение.

8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

9. Речевые игры.

10. Подвижные игры. 

ФИЗМИНУТКА

«Хлопай-топай» 

Мы танцуем «Хлопай-топай» 

(Шагаем на месте)

Утром, днём и вечером!

Лучший танец –

(Хлопаем в ладоши)

Хлопай-топай,

(Топаем ногами)

Когда делать нечего…

(Шагаем на месте)

Кем бы ни был ты – отличник,

(Приседаем)

Иль совсем наоборот,

(Повороты влево-вправо)

Разучите танец этот

(Хлопаем в ладоши)

И танцуйте целый год!

(Топаем ногами)

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам, топают ногами)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

(Дети хлопают в ладоши, топают ногами)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b7/00137b2e-7fe07534/img0.jpg

«Буги-Вуги»

Руку правую вперёд, а потом её назад,

А потом – наоборот и немного потрясём.

Мы танцуем «Буги-Вуги»,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем

Вот так: раз-два!

Дети стоят в кругу лицом друг к другу.

Движения выполнять по содержанию текста.

Пританцовывая, поворачиваемся вокруг себя на месте.

2 раза хлопаем в ладоши.

Буги-Вуги

O’key!

Буги-Вуги

O’key!

(Припев повторяем 2 раза)

Двигаемся вперед.

Показываем большие пальцы обеих рук,

выставляя при этом правую ногу вперед на пятку.

Руку левую вперёд,

А потом её назад,

А потом – наоборот

И немного потрясём.

Мы танцуем «Буги-Вуги»,

Поворачиваясь в круге.

И в ладоши хлопаем

Вот так: раз-два!

Движения выполнять по содержанию текста.

Пританцовывая, поворачиваемся вокруг себя на месте.

2 раза хлопаем в ладоши.

Показываем левую ногу, левую руку, левое ухо, правое ухо и т.д.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Гармошка»

Посмотри: моя ладошка –

Как весёлая гармошка!

(Показывают ладошки по очереди)

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

(Раздвигать и сдвигать пальчики)

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(Указательным пальцем нажать на все по очереди)

«Колокольчик»
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

«Оркестр»
(Имитировать игру на инструментах)
Кто играет на баяне
Зайка наш — на барабане.
Ну, а мишка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать.
Будем вместе мы играть.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.            

(Удерживать до 10).

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребёнка.

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – «дэ-дэ-дэ»...

 «Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Зарядка для глаз»

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна)

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем.

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)

В пятницу мы не зевали –

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Дрессированные собачки»

Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям – цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.


«Эхо» (по Н.Пикулевой)

Ведущий: Дети!
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

ПСИХОГИМНАСТИКА

 «Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Разложите большие листы оберточной бумаги на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Закройте глаза, и, когда начнётся музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под лёгкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями.

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребёнок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Если тревожный ребёнок отказывается закрыть глаза. Пусть танцует с открытыми глазами.

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«Скрип Скрипович»

Скрип Скрипович Скрипунов

Весел был, вполне здоров,

Но скрипел и день и ночь,

Как бедняжечке помочь?

Не болел он страшным гриппом,

А пугал своим он скрипом

Волка, зайца и лису,

Так как жил в глухом лесу.

И никто не догадался,

Что Скрип Скрипыч не трещал,

Не скрипел во сне зубами

Он на скрипочке играл!

(Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ

«Полдня рисовал я красавца»

Полдня рисовал я красавца-коня,
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама
Сказала словечко:
- Чудесная, Мишенька,
Вышла овечка!

Но с тем же рисунком
Я к папе пошел,
И папа сказал мне:
- Отличный козёл!

Потом похвалила
Малышка-сестрёнка:
- Ты очень хорошего
Сделал котёнка!

И братец мой старший
Меня похвалил,
Зевнул и сказал:
Неплохой крокодил! 

                                               (Е. Серова)

http://cliparts.co/cliparts/6cp/L4q/6cpL4qqcE.jpg

ЗАГАДКИ

Превращу лицо я в маску,

В этом мне помогут... (краски)

 

Стройная девчушка

С головой лохматой

Купается в речушке,

И – прыг на берег-ватман! (Кисточка)

 

Мы рисуем стенгазету,

И скажу вам по секрету,

Что рисуем не в альбом,

А рисуем мы на нём.

Лист огромного формата.

Что же это? Белый... (ватман)

 

Красный, синий, золотой,

Расскажи, ещё какой?

Жёлтый, белый и зелёный,

Серебристый и бордовый...

Да, не хватит мне листа,

Чтобы показать... (цвета)

 

Они с карандашами схожи,

Цветные, и в коробке тоже.

Пиши ты ими на листке,

Асфальте, стенах и доске.

В использовании легки,

Из воска сделаны... (мелки)

 

Кисточкою лист смочу,

После – краску нанесу.

Красочным рисунок вышел,

Нет на нём деталей лишних.

Я старался, мне поверь.

Ну а краски — ... (акварель)

 

Острый нос чертёж выводит

Аккуратно, не спеша.

Ровно линии проводит

Тонкий нос... (карандаша)

Мы рисовали осьминога,

Работы было очень много.

Чтоб вышел ровным осьминог

И чтоб успеть все за урок,

Учитель выдал силуэты,

Сказал, что осьминоги это.

Я силуэт в альбом обвел,

Нарисовал глаза на нем.

Красивым получился он.

А обводили мы... (шаблон)

  

Мы рисуем, красим тоже,

Каждый делает, что может.

Начнёт рисунок карандаш,

А завершит его... (гуашь)

 

Все рисунки не цветные

Разукрасит без труда,

Для него дела такие –

Пустяки и ерунда.

Он ведь настоящий мастер.

А зовут его... (фломастер)

    

Цветы на картине, фрукты и торт.

Картину такую зовем... (натюрморт)

 

Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем... (пейзаж)

 

Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как... (портрет)

Артист на сцене – кукловод,

А зритель в зале там – народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

Кто любитель представлений,

Просмотрел их тьму, немало,

Кто театра почитатель –

Тот зовётся… (театралом)

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты.

Всем актёрам в благодарность

Дарим мы… (аплодисменты)

Чтоб смотрелось представление интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие… (декорации)

Артисты там работают,

А зрители им хлопают.

Спектакль в цирке – на арене,

В театре кукол где? (На сцене)

Стоит на сцене заграждение,

Красивое на удивление!

Умельцем сделана – не фирмой,

А зовётся просто – ширмой.

Можно куклой покрутить,

Потянуть её за нить.

На спектакле без конфетки

Послушны кто? (Марионетки)

Любит зрителей встречать

И немного покричать.

Он забавный – просто душка.

Крикнет: «Здрасьте! Я…» (Петрушка)

Он по сцене ходит, скачет,

То смеётся он, то плачет!

Хоть кого изобразит, -

Мастерством всех поразит, -

И сложился с давних пор

Вид профессии – …(актёр)

Всеми он руководит,

Мыслит, бегает, кричит!

Он актёров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет,

Как оркестром дирижёр,

Но зовётся - …(режиссёр)

И актрисе, и актёру,

(Будь обычный он иль мим)

Очень внешность изменяет

Макияж искусный - …(грим)

ПОСЛОВИЦЫ

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

Где много толков, там мало толку.

Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

Без языка и колокол нем.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

Жизнь коротка, искусство долговечно.

И у искусного ткача хоть раз да порвется нить.

Искусство и учение вызывают расположение и уважение.

СКОРОГОВОРКИ

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ


«Вкусные слова»

Цель. Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.
Ход игры. Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребёнку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребёнок благодарит и      «съедает ». Затем кладёт на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, и продолжается далее.

«Сочини предложение»

Цель. Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности.
Ход игры. Дети распределяются на несколько команд, получают по 2-3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

«Вопрос-ответ»
Цель. Учить детей строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.
Ход игры. Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру.

«Придумай диалог»


Цель. Учить строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось бы встретиться.

Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

«Похожий хвостик»

Цель. Учить детей подбирать рифмы к словам, затем пластически изображать подобранное слово.
Ход игры. Дети распределяются на группы (2-3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, даётся слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела. Слово «шишка» - книжка, мышка, крышка...

Мозаика «Собери картину»

Цель: собрать картину из разрезанных частей, учить детей рассматривать детали картины.

Материал: репродукции картин и эти же картины, разрезанные на части.

Описание игры: собрать картину из разрезанных частей по образцу.

«Волшебное окошко»

Цель: учить детей сосредотачивать своё внимание на выразительности одной части портрета (жанровой картины), что усиливает восприятие ребёнка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в картине.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: картина закрывается листом бумаги с окошечками, которые открываются на нужных воспитателю частях картины. Таким образом воспитатель поочерёдно открывает части картины и рассматривает их вместе с детьми.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры как части культуры личности.

Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание  основ экологической культуры....

Воспитание экологической культуры как части культуры личности.

Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание  основ экологической культуры....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( образовательная область « Физическая культура») Коваленко С.В., инструктор по физической культуре

Физическое воспитание - одно из главных направлений в деятельности дошкольного учреждения. В конспекте показана интеграция образоватльных областей  "Физическая культура", "Музыка", "Познание".  Интере...

Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж. Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж.

На небольшой промежуток времени обращения к этому феномену еще не накоплено достаточной информации о содержании и специфике корпоративной культуры предприятий, а тем более корпоративной культуры в обр...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...