Картотека игр
методическая разработка

Картотека музыкальнодидактических игры по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx510.5 КБ

Предварительный просмотр:

фон.jpg

фон 3.jpg

«Использование элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для музыкальных руководителей

Работа с пособием:

а) подбирать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга»из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне) .

б) к пиктограммам настроения подбирать соответствующие музыкальные произведения (к пиктограмме спокойного выражения на светло.

(по такому же принципу строятся и другие игры, например: «УГАДАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ» , «ВРЕМЕНА ГОДА» и др.)

Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.

Например:  М. р. - Ребята, мы с вами прибыли на станцию “Рассказкино”, как вы думаете, почему она так называется?  - Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники, которые вы видите на доске. - Пройдем по ступенькам и многое узнаем.

http://www.maam.ru/upload/blogs/639091e3e594149a595ac3381330f4db.jpg.jpg

                                                                 ИЛИ

Работа со схемой:

каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать.

Композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение;

Смайлик- напоминают о настроении;

Кит-  помогает определить жанр музыки;

Мишка с шариком –подсказывает назвать регистр (звуковысотность) ;

Человечек с трубой- напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение;

Поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки;

Человечек на велосипеде –подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения.

 Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Рассуждать с детьми о том,

 например, что осень – это хорошо или плохо? Плохо – почему? (Потому, что холодно, идут дожди) Хорошо – почему? (Потому, что собирают урожай и т. п.)

Или другой пример: 

самодельный музыкальный инструмент это хорошо? (Хорошо, потому, что можно придумывать разную музыку или украшать ее звучание) А плохо – почему? (нет нот, можно придумав, не запомнить, забыть, самодельный инструмент может легко сломаться и т. п.)

         

В разделе «Пение» очень удачно проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам. Дети сами или с помощью педагога придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Вот, например, как выглядит мнемодорожка русской народной песни «Два веселых гуся»

http://www.maam.ru/upload/blogs/dd1b6a34f70fbfcea5659249c25e502f.jpg.jpg

1рис. Жили у бабуси два весёлых гуся.

2 рис. Один серый, другой белый, два весёлых гуся

3 рис. Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один серый, другой белый, спрятались в канавке.

4 рис. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый, гуси мои, гуси! »

5. рис. Выходили гуси, кланялись бабусе.

Один серый, другой белый, кланялись бабусе.

Игра «Раз, два, три… ко мне беги».

Цель: упражнять в сравнении систем и подсистем.

Ход игры:

Педагог раздает всем играющим картинки с изображением музыкальных инструментов.

М.Р.: -Раз, два, три, все струнные инструменты ко мне беги!(подбегают те дети, у кого изображены струнные инструменты).

-Раз, два, три, все у кого есть педали ко мне беги!(подбегают те дети, у кого изображены музыкальные инструменты с педалями).

-Раз, два, три, все кто работает при помощи электрического тока ко мне беги! (подбегают те дети, у кого изображены электромузыкальные инструменты).

-Раз, два, три, все кто сделан из дерева ко мне беги! (подбегают дети, у кого изображены деревянные музыкальные инструменты) и т.д.

Игра «Волшебные кольца» (Кольца Луллия).

Цель: закрепление названий музыкальных произведений и их авторов, определение на слух музыкальных инструментов, закрепление словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.

Ход игры:

М.р.: Ребята, а сейчас мы узнаем, какое музыкальное произведение будем сейчас слушать. Раскручивай (имя ребенка)  круг. Какое произведение выпало? (Ребенок называет).     Затем прослушивается отрывок из этого произведения.

М.р.: Определите с помощью других кругов характер музыки и звучащие в нем инструменты.

Игра«На что похоже?»

Цель: Развивать у детей воображение.

Ход игры: На ф-но или металлофоне найти муз. ответ на загадку. Различать и находить высокий, средний и низкий регистр.

Пособия:  Металлофон, фортепиано.

                                                                  Ход игры                                                                                                                                         

  1. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку?(Сочиняют музыку в верхнем регистре)
  2. . Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает? (Игра в нижнем регистре.)

Игра «Угадай-ка»

Цель: Различать звуковысотность. Передавать образ в движениях.

Пособия: Игрушки - заяц, медведь, птичка.

Ход игры

Педагог. Звуки низкие гудят

           Будто десять медвежат. (звучат низкие звуки)

           Высоко подпрыгнул зайка

           Кто на ветке, отгадай-ка? (звучат высокие звуки)

          А теперь отгадайте, для кого звучит музыка?

  (кто загадку отгадает, тот игрушку выбирает соответствующую и танцует с нею)

Ребёнок передаёт образ и придумывает свой танец.

                                       

Игра «Поиграй-ка»

Цель: Развивать чувство ритма, воображение. Закреплять приёмы игры на детских музыкальных инструментах.

Пособия: Детские музыкальные инструменты,

Ход игры

Педагог. Заинька, серенький в гости пошёл, Заинька, серенький к дому подошёл.

(зайка  подходит к дому, стучит.)

Зайка. Тук, тук, тук.

Ребенок. Кто там?

Зайка. Я, зайка, серый попрыгай-ка, а ты кто?

Ребенок. А я волчишка, серый бочишка.

 (ребёнок  может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.)

   Ты, зайчишка, заходи, да смело в ложки постучи.

(Заяц  и Волк  играют на ложках, педагог  играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию детей)

Дети выбирают инструменты соответственно образу.

                                                   

Игра  «Поймай ритм»

Цель: Повышение способности концентрировать внимание, развитие  кратковременной памяти.

1 вариант:  группа сидит в кругу, ведущий выполняет несложный ритм, остальные повторяют.

2 вариант:  Ритм отстукивается на разных частях телах

( можно использовать музыкальные  инструменты)

Игра «Подбери инструмент»

Цель: Подбирать муз. инструмент соответственно характеру и содержанию мелодии или песни.

Пособия: Детские музыкальные инструменты, мелодии  по выбору педагога.

                                                         Ход игры

  Прослушать музыку или песню и предложить выбрать музыкальный инструмент, чтобы украсить , сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального  инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

                                                 

Игра  «Чем похожи?»

Цель: Формировать умения выявлять подсистемные связи.

Пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов, картинки к жанрам музыки.

                                                     Ход игры

 У ведущего карточки с изображением двух объектов. Детям предлагается сравнить и найти признаки сходства.

Педагог. Что общего между песней и маршем?

Дети. Песня и марш – это музыка, они состоят из звуков, записываются нотами.

                                                                                                                                               

Игра «Путешествие на поезде»

Цель:  Побуждать детей к импровизации.

Пособия:  Железнодорожный свисток.

         Дети сидят в кругу, у одного из участников свисток.

Ход игры

Вед. начинает «путешествие на поезде», отбивая ладонями характерный ритм «тух-тух-тух».

   Все присоединяются к нему, вначале в медленном темпе, затем равномерно убыстряя движение. Когда «поезд достигает максимальной скорости», участник со свистком даёт сигнал.

   Поезд должен так же равномерно сбавить скорость и остановиться.

 Участники могут производить звук любыми движениями. Можно добавить и другие звуковые эффекты. Например, имитировать звук открывающейся  двери. Торможения, предостерегающего гудка и т.д.

                                             

Игра «Отгадай, кто (что) это?»

Цель:  Развивать у детей  мышление, воображение.

Ход игры:

 Ведущий загадывает загадку, где оговаривается местонахождение объекта, его составные части и характер. Ребёнок отгадывает объект. Возможна рифмованная загадка.

Усложнение: Дети сами загадывают такие загадки, а ведущий отгадывает.

                                        Ход игры

Ведущий. У него есть корпус, клавиши, педали, есть крышка, а внутри механизм, помогающий появиться чудесным звукам.  Может жить в музыкальном зале, дома. Что это?

Дети. Пианино.                        

Игра «Нарисуй музыкальное произведение»

Цель: Создавать на листе бумаги образ услышанного, передавать характер произведения  в определённом цвете.

Пособия: Альбомные листы бумаги, краски или карандаши, аудиозапись.

    Передать содержание любимой песни или характер любого музыкального произведения при помощи рисунка.  

   

Игра «Что умеет делать?»

Правила игры

Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

Игра  «На что похоже»

Правила игры

Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него.

Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.

Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Эти инструменты треугольные.

Музыкальный руководитель. показывает карточку с кругом.

Дети: Барабан, бубен.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Они круглые.

 

Игра «Кого встретил колобок»

( игра на развитие тембрового чувства )

Ход игры

Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий  бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.

Игра  «Узнай меня»

Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

Ход игры

Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

Например

- Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

- У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

        

«Использование элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для музыкальных руководителей

Работа с пособием:

а) подбирать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга»из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне) .

б) к пиктограммам настроения подбирать соответствующие музыкальные произведения (к пиктограмме спокойного выражения на светло.

(по такому же принципу строятся и другие игры, например: «УГАДАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ» , «ВРЕМЕНА ГОДА» и др.)

Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.

Например:  М. р. - Ребята, мы с вами прибыли на станцию “Рассказкино”, как вы думаете, почему она так называется?  - Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники, которые вы видите на доске. - Пройдем по ступенькам и многое узнаем.

http://www.maam.ru/upload/blogs/639091e3e594149a595ac3381330f4db.jpg.jpg

                                                                 ИЛИ

Работа со схемой:

каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать.

Композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение;

Смайлик- напоминают о настроении;

Кит-  помогает определить жанр музыки;

Мишка с шариком –подсказывает назвать регистр (звуковысотность) ;

Человечек с трубой- напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение;

Поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки;

Человечек на велосипеде –подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения.

 Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Рассуждать с детьми о том,

 например, что осень – это хорошо или плохо? Плохо – почему? (Потому, что холодно, идут дожди) Хорошо – почему? (Потому, что собирают урожай и т. п.)

Или другой пример: 

самодельный музыкальный инструмент это хорошо? (Хорошо, потому, что можно придумывать разную музыку или украшать ее звучание) А плохо – почему? (нет нот, можно придумав, не запомнить, забыть, самодельный инструмент может легко сломаться и т. п.)

         

В разделе «Пение» очень удачно проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам. Дети сами или с помощью педагога придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Вот, например, как выглядит мнемодорожка русской народной песни «Два веселых гуся»

http://www.maam.ru/upload/blogs/dd1b6a34f70fbfcea5659249c25e502f.jpg.jpg

1рис. Жили у бабуси два весёлых гуся.

2 рис. Один серый, другой белый, два весёлых гуся

3 рис. Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один серый, другой белый, спрятались в канавке.

4 рис. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый, гуси мои, гуси! »

5. рис. Выходили гуси, кланялись бабусе.

Один серый, другой белый, кланялись бабусе.

Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

 Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения.

Даётся задание перевоплотиться: а) придумать рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект) например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы») ;

б) Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ему-ей одиноко… почему, как вы думаете)

Игра «Наоборот» с использованием музыкальных терминов

Цель: закрепление словарного запаса музыкальных терминов.

Ход игры:

Педагог называет каждому ребенку по очереди антоним из какой-нибудь пары. Ребенок должен назвать парный антоним.

Веселая музыка – грустная музыка;

Громкий звук – тихий звук;

Минор – мажор;

Далекий звук – близкий звук;

Форте – пиано и т.д.

Игра «Раз, два, три… ко мне беги».

Цель: упражнять в сравнении систем и подсистем.

Ход игры:

Педагог раздает всем играющим картинки с изображением музыкальных инструментов.

М.Р.: -Раз, два, три, все струнные инструменты ко мне беги!(подбегают те дети, у кого изображены струнные инструменты).

-Раз, два, три, все у кого есть педали ко мне беги!(подбегают те дети, у кого изображены музыкальные инструменты с педалями).

-Раз, два, три, все кто работает при помощи электрического тока ко мне беги! (подбегают те дети, у кого изображены электромузыкальные инструменты).

-Раз, два, три, все кто сделан из дерева ко мне беги! (подбегают дети, у кого изображены деревянные музыкальные инструменты) и т.д.

Игра «Волшебные кольца» (Кольца Луллия).

Цель: закрепление названий музыкальных произведений и их авторов, определение на слух музыкальных инструментов, закрепление словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.

Ход игры:

М.р.: Ребята, а сейчас мы узнаем, какое музыкальное произведение будем сейчас слушать. Раскручивай (имя ребенка)  круг. Какое произведение выпало? (Ребенок называет).     Затем прослушивается отрывок из этого произведения.

М.р.: Определите с помощью других кругов характер музыки и звучащие в нем инструменты.

                                         Игра «Теремок»

Цель: Учить  детей сравнивать объекты по различным признакам.

Пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры

Ведущий. Стоит в поле теремок, теремок

                   Он не низок не высок, не высок.

                         Подошла тут скрипка к теремку

                        Подошла и стучит.

Скрипка. Тук, тук. Кто в теремочке живёт?

Ведущий. Никто не ответил скрипке, вошла она в теремок и стала там жить.

     Вот идёт к теремку важно барабан, подошёл и стучит.

Барабан. Тук, тук. Кто в теремочке живёт?

Скрипка. Это я скрипка, а ты кто?

Барабан. А я барабан. Пусти меня к себе жить.

Скрипка. Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Барабан. Мы с тобой относимся к музыкальным инструментам.

Ведущий. Стали они жить вдвоём. Подошёл к теремку аккордеон и стучит.

Аккордеон. Тук, тук. Кто в теремочке живёт?

Скрипка. Это я скрипка.

Барабан. А я Барабан.

Аккордеон. Пустите меня к себе жить.

Скрипка. Пустим, если скажешь, чем ты от нас отличаешься.

Аккордеон. Я начинаю звучать, когда растягиваются мои меха. Слева у меня кнопочки чёрные и белые, а справа клавиши.

2 вариант:

Пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов и животных.

Ведущий. Подошла к теремку мышка.

Мышка. Тук, тук. Кто в теремочке живёт?

Скрипка. Это я скрипка. А ты кто?

Мышка. А я мышка-норушка. Пусти меня к себе жить.

Скрипка. Пущу  если  скажешь, чем ты похожа на  меня.

Мышка. Я умею петь как скрипка тонким голосом. Вот так (изображает).

Игра «Музыкальный домик»

Цель: Различать и находить высокий, средний и низкий звуки.

Пособия: Домик, мышка-скрипачка, баран с барабаном, баран, металлофон, звукозапись скрипичной музыки.

Ход игры

Педагог. Кто-то в домике играет,

           нас послушать приглашает

(из домика появляется мышка, звучит музыка)

          Мышка тоненько пищит,

          скрипка высоко звучит.

(Педагог знакомит детей с внешним видом скрипки и способами игры на ней).

Педагог. Посмотрите, кто ещё живёт в этом замечательном музыкальном домике.

(из домика появляется баран с барабаном)

          Вышел из дому баран,

          громко бьёт он в барабан(звучит барабан)

          Марш играет наш баран,

          низким звуком в барабан.

Педагог. На каком инструменте играла мышка? Какой голос у скрипки? На чём играл баран? Как играл баран? Мы говорили о скрипке и барабане, а как мы можем  назвать их?

Дети. Музыкальные инструменты.

                                     

Игра «Музыкальный ключ»

Цель: Знакомство с басовым и скрипичным  ключом. Формировать звуковысотность.

Пособия: Дом, мышонок со скрипичным ключом, кошечка, баран с барабаном и басовым ключом, фланелеграф  -нотоносец, металлофон.

Ход игры

Педагог. Где же звуки нам играть

          Ключ нам может подсказать.

( появляется мышонок и несёт скрипичный ключ)

Мышонок. Вам поможет ключ скрипичный

          На линеечках, как дома восседает ключ знакомый.

           Ноты его звучат высоко…(звучит полька в скрипичном ключе)

Педагог. Вот идёт наш знакомый баран

          Ключ в копытах у барана.

          У барана ключ упал, на линеечки попал

(педагог. укрепляет ключ на нотоносце)

         Это ключ басовый, для детей он новый

         Это знак – низкий знак (играет)

         Вот два брата, два ключа

         Живут дружно, сообща.

        И друг другу помогают.

        Вместе песню сочиняют…(звучит музыка)

Педагог. Что общего между скрипичным ключом и басовым?

Дети. Скрипичный и басовый ключ подсказывают, где играть звуки, ключи находятся на линеечках, без них нельзя сочинить музыку и т. д.

                                                       

Игра  «Сравниваем»

Цель: Знакомство с тембром различных музыкальных  инструментов.

Пособия: Барабан, металлофон, мольберт.

Ход игры

Педагог. Чем отличается звук металлофона от звука барабана?                                

Дети. У барабана звук более глухой, а у металлофона звонкий.

Педагог. Есть ли в звуке барабана такая же звонкость и тягучесть?

 -\\ - \\- металлический или «хрустальный» призвук?

- Можно ли суховатый, щёлкающий звук барабана заменить звуком металлофона?

-Как отличается звук барабана и металлофона по высоте?

Дети. У барабана звук низкий, а у металлофона высокий.

Педагог. Определить по схеме изображение высоты звука барабана и металлофона.

Игра  «Кукушка»

Цель: Развитие воображения.

Пособия: Металлофон, стихотворение  Мусы Джалиля «Кукушка».

Предварительная работа: беседа с детьми о кукушке, что песня  кукушки короткая, всего из двух звуков. Попросить подобрать  песню кукушки на металлофоне.

Ход игры

Педагог. Как нужно сыграть: «ми-соль» или «соль-ми».

Муса Джалиль «Кукушка»

Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье

Птицы какой-то грустное пенье.

ку-ку! Ку-ку!

Это кукушка кричит на опушке,

Сидя на высохшей дуба верхушке.

ку-ку! Ку-ку!

Пела б кукушка весёлые песни

Если б птенцы её были с ней вместе.

Ку-ку! Ку-ку!

Педагог. какое настроение вызывает это стихотворение?

Дети читают его с грустью, с грустной мимикой. Затем один ребёнок  читает, а другой, заменив слова «ку-ку» на звуки «соль-ми» играет на металлофоне.

2 вариант: Усложнить задание.

Предложить детям сочинить небольшое инструментальное вступление и заключение к стихотворению. Вступление и заключение можно сочинить и на других детских музыкальных  инструментах.

Игра «Подбери инструмент»

Цель: Подбирать муз. инструмент соответственно характеру и содержанию мелодии или песни.

Пособия: Детские музыкальные инструменты, мелодии  по выбору педагога.

                                                         Ход игры

  Прослушать музыку или песню и предложить выбрать музыкальный инструмент, чтобы украсить , сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального  инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

                                                 

Игра «Дразнилка»

Цель: Формировать умение выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.

Пособия: Детские музыкальные инструменты.

Правила игры:

 Ведущий называет объект, дети, не называя вслух функцию объекта, подразнивают его с помощью суфиксов –лка, -чк, -ще и др.

Ход игры

Педагог. Барабан.

Дети. Стучалка, шумелка,

Педагог. скрипка

Дети. пилилка, скрипелка

Игра «Колокольчик»

Цель: Учить детей сочинять простейшие мелодии на стихи и украшать их игрой на музыкальных инструментах.

Пособия: Стихотворение «Колокольчики» Л.Толстой,  музыкальные треугольники, колокольчики, металлофоны.

                  Колокольчики мои, цветики степные:

                 Что глядите на меня, тёмно голубые?

                  И о чём звените вы в день весёлый мая,

                  Средь некошеной травы головой качая?

                                                                  Л. Толстой

Педагог. На какой музыкальный  инструмент похож колокольчик?

 Спой стихи на свою мелодию. Подыграть на маленьких колокольчиках, металлофоне или треугольнике.

Игра «Кати и кидай»

Цель: Развивать зрительный контакт, способности различать звуки, соотносить движения со звуками.

Пособия: Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Один мяч.

Ход игры

1 вариант: Ведущий поёт подходящие слова на мелодию песни «Нам не страшен серый волк».

   Например, такие: «Ну-ка все в ладошки хлоп…», закончив фразу, ведущий продолжает петь в другом темпе, значительно медленнее, с изменением слов.

 Например: «Мы- деревья на ветру, на ветру…» можно эти две версии чередовать.

2 вариант:  С усложнением, мелодия звучит без слов, а ведущий, делая соответствующие движения, побуждает детей  выполнять движения за ним.

  Участники могут сами предложить движения для игры.

 Игра  проводится в парах.

Игра  «Чем похожи?»

Цель: Формировать умения выявлять подсистемные связи.

Пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов, картинки к жанрам музыки.

                                                     Ход игры

 У ведущего карточки с изображением двух объектов. Детям предлагается сравнить и найти признаки сходства.

Педагог. Что общего между песней и маршем?

Дети. Песня и марш – это музыка, они состоят из звуков, записываются нотами.

                                                                                                                                               

Игра «Вдоль по бережку»

Цель: Формировать у детей умение выражать содержание стихотворения в движениях, передавать образ.

     Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребёнка выразить его содержание в движениях.

                         1.    Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

                             Выше бережка головушку несёт,

                            Белым крылышком помахивает,

                            Да по пяточкам постукивает.

2. Вдоль по бережку молодчик идёт,

выше бережка головушку несёт,

сапожком своим пристукивает,

да по пяточкам постукивает.

Игра «Отгадай, кто мы»

Цель:  Формировать умение детей перевоплощаться в образ и передавать в движениях его характерные признаки.

                                                       Ход игры

    Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (явление природы, или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются, и приглашают ведущего.

    Дети показывают движениями во что они превратились (например дети превратились в слонов, дождливую погоду, строителей и т. д.), а ведущий отгадывает и отгадав расколдовывает.

  Можно использовать волшебников «всё могу» и т. д.

Игра «У зеркала»

Цель: Побуждать детей с помощью мимики и жестов представлять образы.

Предложить детям ролевую гимнастику у зеркала.

Ход игры

1вариант:

1. нахмуриться, как:

король

ребёнок, у которого отняли игрушку

человек, скрывающий улыбку

2. Улыбнуться, как:

кот на солнце

ребёнок матери и наоборот

3. Сесть, как:                                                                                                                                                  

пчела на цветке

обиженная собака

наказанный Буратино

наездник на лошади.

2 вариант:

        С помощью платка, движений, мимики изобразить бабочку, принцессу, больного с зубной болью и т. д.

Игра «Зеркальное отражение»

Цель: Развитие воображения, умение наблюдать, способности концентрировать внимание.

Пособия: Музыкальные  инструменты, аудиозапись.

                                            Ход игры

1 вариант:  Дети стоят парами, держа музыкальный  инструмент один в левой руке, другой в правой. Ведущий  выполняет движения, а другой ребёнок повторяет в точности его движения (игру на инструменте).

2 вариант: Ведущий может встать перед группой, которая будет повторять его движения.

                                     

Игра  «Создай свой танец»

Цель: Развивать у детей выдержку и совершенствовать умение слушать внимательно музыку. Побуждать детей к творчеству в игре на детских музыкальных инструментах.

Ход игры

На полу раскладываются цветные лоскуты ткани. Солист танцует, импровизируя с лоскутами ткани. Одни из участников танцует, а остальные могут аккомпанировать ему на муз. инструментах. Так же могут танцевать несколько человек.

                                                   

Игра «Какую линию выбрать»

Цель: Передать в рисунках линий характер произведения.

Пособия: Чистый лист бумаги и фломастеры, мольберт, аудиозапись.

Ход игры

1 вариант: Под звучание муз. произведения ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии:

           Например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную. Прямые, изогнутые – под решительную. Прерывные – под легко, отрывисто звучащую музыку.

Линии могут быть цветными, соответственно настроению исполняемого произведения (фрагмента).

 2 вариант: После прослушивания музыкального  произведения дети называют или выбирают цвет определённый, какое настроение вызвала музыка, а затем объяснить.

                                             

Игра «Телеграмма»

Цель: Развитие слухового внимания, ритмического слуха, музыкальной памяти.

Пособия: детские муз. инструменты (бубны, кастаньеты, трещотки, барабаны и т.п.), предметы – заместители (кубики, камешки, ракушки и т.п.).

Ход игры

1 вариант: Педагог предлагает выбрать музыкальный  инструмент и с его помощью « передавать» друг другу «телеграмму».

Дети самостоятельно выбирают  ритмический рисунок, который будет «телеграммой».

2 вариант: Педагог предлагает всем вместе обозначить ритмический рисунок от чьего – то имени, используя звучащий жест – хлопки в ладоши и т.п.

Педагог. А теперь давайте передадим друг другу «телеграммы – имена».

При этом необходимо передать своё имя – «телеграмму» при помощи какого – либо звучащего жеста другому. Тот её «принимает», повторяя ритмический рисунок и передаёт следующему свой вариант и т. д.

3 вариант: Озвучить ритмический рисунок знакомого музыкального произведения, имени, слова, фразы, используя предметы – заместители. При этом важно не повторяться в выборе предметов при передаче «телеграммы».

(можно провести соревнование)

Игра «До-ми-соль»

Цель: Побуждать детей к импровизациям, сочинению песен на заданный текст.  

Ход игры

1. Попросить ребёнка спеть как маленькая кукушка, мяукает котёнок и т.д. Самостоятельно находить высокие интонации, то более низкие (большая кукушка и т.д.)

2. Петь своё имя ( или другие имена)на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.

3.Вести певческую перекличку. Взрослый поёт: ау, где ты?, ребёнок отвечает: «Я здесь».    Затем очерёдность меняется. Придумываются новые интонации.

Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», педагог или другой ребёнок придумывает свой мотив. Идёт соревнование: кто больше придумает попевок.

Закончи мелодию.

   Дети запоминают текст, прослушивают песню в исполнении взрослого, которая поётся не до конца и заканчивают её, попевая,  недостающие  в конце звуки.

   Можно предложить только тексты, где и вопрос взрослого, и ответ ребёнка постоянно варьируется.

   Например: «Что-то Маменьки не слышно?»

                     «Погулять наверно вышла»…

Игра «Рисую» музыку

Цель: Развитие творческих способностей при восприятии музыки.

          Обозначить графически форму музыкального  произведения.

Например: П. И. Чайковский « Марш деревянных солдатиков».

Педагог. Определите форму музыкального произведения. Какая из трёх схем соответствует этой форме?

       Попросить ребёнка сочинить небольшое произведение, используя для этого любую из предложенных форм: одночастную, двухчастную, трехчастную по схеме.

Играть удобнее на ударных инструментах, сочиняя любой ритмический рисунок.

Игра «Волшебный светофор»

Цель: Учить детей определять подсистему объекта, функции объекта и его надсистему.

Пособия: 3 кружочка: красный –подсистема объекта, жёлтый – функция объекта, зелёный – надсистема. Барабан.

                                                          Ход игры

Ведущий. Барабан (поднимает жёлтый кружок).

Дети. Барабан нужен для того, чтобы играть музыку – марш или просто отбивать ритм.

Ведущий. Верно, барабан создаёт звуки музыки (поднимает зелёный кружок).

Дети. Барабан – музыкальный инструмент, живёт в музыкальном зале, в группе и т.д.

Ведущий. Да (поднимает красный кружок).

Дети. У барабана есть стенки и два основания, они сделаны из ткани, кожи, а ещё есть палочки и верёвка, чтобы барабан повесить на шею.

Усложнение: Могут использоваться не изображения объекта, а его схема. Используется метод эмпатии.

Игра «Отгадай, кто (что) это?»

Цель:  Развивать у детей  мышление, воображение.

Ход игры:

 Ведущий загадывает загадку, где оговаривается местонахождение объекта, его составные части и характер. Ребёнок отгадывает объект. Возможна рифмованная загадка.

Усложнение: Дети сами загадывают такие загадки, а ведущий отгадывает.

                                        Ход игры

Ведущий. У него есть корпус, клавиши, педали, есть крышка, а внутри механизм, помогающий появиться чудесным звукам.  Может жить в музыкальном зале, дома. Что это?

Дети. Пианино.                        

Игра «Нарисуй музыкальное произведение»

Цель: Создавать на листе бумаги образ услышанного, передавать характер произведения  в определённом цвете.

Пособия: Альбомные листы бумаги, краски или карандаши, аудиозапись.

    Передать содержание любимой песни или характер любого музыкального произведения при помощи рисунка.  

   

Игра «Мои друзья»

Правила игры

Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

Ход игры.

Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).

Игра «Чем был – чем стал»

(схема)

Правила игры

Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?

Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.

Игра  «На что похоже»

(схема)

Правила игры

Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него.

Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.

Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Эти инструменты треугольные.

Музыкальный руководитель. показывает карточку с кругом.

Дети: Барабан, бубен.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Они круглые.

Игра  «Вопрос – ответ»

Цель

Развивать фантазию, умение рассуждать.

Ход игры

Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

Примерные вопросы

- Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

- Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

- Какой музыкант сильно надувает щёки?

- Кто руками машет, а не музыкант?

- Кто руками машет, а не поёт?

- В неё дуют, а звука нет.

- Кому на сцене нужна палочка?

Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

Игра «На чём ты играешь?»

Цель

Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

Ход игры

Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

Например

На картинке изображена скрипка.

- Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.

- У него нежный звук?

- Он играет громко?

- Чем извлекают звук?

Игра  «Покажи музыкальный жанр»

(игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах)

Ход игры

На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры: платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая), песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.

Например:

платок - танец

лёгкий шарф – вальс

палочки – марш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...