ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
проект

Григорьева Наталья Михайловна
 
Психолого - педагогическая работа по формированию представлений о семье у детей экспериментальной группы осуществлялась в рамках краткосрочного проекта «Моя семья». 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 9» (ДО)

Краткосрочный проект:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Составил:

воспитатель старшей - подготовительной группы

Григорьева Наталья Михайловна.

Ачинск

2018 – 2019 учебный год

Проектная деятельность как средство формирования представления о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы: направления и содержание работы педагога

Психолого - педагогическая работа по формированию представлений о семье у детей экспериментальной группы осуществлялась в рамках краткосрочного проекта «Моя семья».

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.

Вид проекта: творческий.

Принципы построения педагогического процесса:

1. последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное ранее).

2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).

3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).

4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).

6. Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей).

7. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Актуальность. 

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родным. Но, как это ни печально, следует отметить, что объём знаний по данной теме весьма и весьма ограничен. В программном содержании  нет материала, касающегося   прошлого семьи ребёнка. В связи с этим мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную, историю своих предков, большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи [35]. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». С его помощью предполагалось изучение семьи, установление позитивного контакта с её членами, согласование воспитательных воздействий на ребёнка. Проект должен был помочь детям понять значимость семьи, воспитать у них любовь и уважение к её членам, привить чувство привязанности к семье и дому в широком понимании этого слова [34].

В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско - родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема. 

У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта: формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

2. Формировать представления о родственных отношениях.

3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.

4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

5. Воспитывать интерес к своей родословной.

6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат.

За время реализации проекта « Моя семья» планируется повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Таблица

Перспективное планирование работы с детьми дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы

№ п/п

Образовательная

область

формы работы с детьми

Познавательное

развитие

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.

НОД: беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Наши семейные будни»; «Семейный праздник – День рождения».

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактическая игра: «Домашний труд».

2

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.

Составление рассказа по мнемотаблице или опорной схеме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).

НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».

Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».

Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Продолжение таблицы

2

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья» (Приложение А);

НОД: аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо» (Приложение Б).

Музыка:

слушание музыки и песен о маме и папе.

3

Речевое развитие

НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи».

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Подвижная игра «Кувшин доброты» (Приложение В). Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

4

Физическое развитие

Физкультминутка «Семья».

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

При отборе программного содержания, форм работы учитывались программные требования, соответствующие возрастным особенностям детей: для воспитанников 5-6 лет задания упрощались, в ходе НОД им задавались более легкие вопросы, давались более легкие задания, при работе в малых подгруппах объединялись дети  разного возраста, что давало возможность детям более старшего возраста оказывать помощь младшим товарищам, помогать им  в посильной форме, тем самым проявлять самостоятельность, инициативу. В беседе или при составлении рассказов о семье детям более младшего возраста для упрощения выполнения задания предлагались таблицы и схемы. При заучивании стихотворений наизусть детям 5-6 лет предлагалось выучить лишь отрывок. При организации сюжетно-ролевых игр детям младшего возраста для начала давались роли младших членов семей (ребенок, брат, сестра), далее роли усложнялись, при необходимости разъяснялись некоторые функции выполняемой роли. Также возрастные особенности учитывались и в организации продуктивной деятельности: детям младшего возраста предлагались трафареты, шаблоны, схемы, тогда как дети более старшего возраста выполняли работу самостоятельно.

Работа с родителями.

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная».

Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Индивидуальные семейные консультации.

Работа по реализации проекта.

1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.

 - Самые родные для ребенка люди?

 - Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?

 - Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?

 - Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?

 - Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?

 - Кем вы приходитесь бабушке?

 - Кем приходится ваша мама вашей бабушке?

 - Как вы думаете, это чужие люди или родственники?

 - Как можно назвать одним словом этих людей?

 - Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?

 - Что такое семья?

 - Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2этап (подготовительный).

Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали художественные произведения о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.

3этап (основной).

В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)»; заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья»; обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.  Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». В ходе НОД  по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо» [24].

4этап (заключительный).

В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

2.4. Анализ эффективности проделанной работы

Для того чтобы определить, изменился ли у дошкольников уровень представлений о семье после проведенных в рамках проекта мероприятий, была осуществлена диагностика детей.

Результаты исследования представления о семье у детей экспериментальной группы

Список детей

количество баллов

1 (7 лет)

12

2 (7 лет)

13

3 (7 лет)

7

4 (7 лет)

12

5 (7 лет)

6

6 (6 лет)

12

7(6 лет)

8

8 (6 лет)

6

9 (6 лет)

8

10 (6 лет)

12

11 (6 лет)

8

12 (5 лет)

9

13 (5 лет)

12

14 (5 лет)

8

15 (5 лет)

6

Используя данную методику в экспериментальной группе, мы определили, что число детей, имеющих высокий уровень сформированности представлений о семье, возросло до 40%: дети называют свое имя, фамилию, возраст, знают имена, отчества, фамилию родителей и близких родственников, знают дальних родственников (тетя, дядя, двоюродные брат и сестра), имеют представления о «женских» и «мужских» праздниках, о социальных функциях членов семьи, имеют элементарные представления об истории семьи ее реликвиях. Средний уровень сформированности представлений о семье у воспитанников увеличился до 33,33%: эти дети знают свое имя, фамилию, адрес, знают ближайших родственников и различают их по половым и возрастным признакам, называют дальних родственников, называют «женские» и «мужские» праздники, имеют элементарные представления об интересах членов семьи. Историю семьи не знают, не имеют представление о семейных реликвиях. Низкий уровень сформированности представлений о семье у детей экспериментальной группы уменьшился до 26,67%: дети называют только свои имя и фамилию и имена ближайших родственников, не имеют представлений о семейных традициях и праздниках, об истории семьи.

Таким образом, результаты проведенного контрольного исследования показали положительную динамику в формировании представлений о семье у детей, входивших в состав экспериментальной группы: уменьшилось количество детей, имеющих низкий и средний уровни сформированности представлений о семье, и увеличился высокий уровень сформированности данных представлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении считаем нужным отметить, что поставленные задачи мы выполнили: проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представления о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, раскрыли понятие «семья»; проанализировали содержание различных образовательных программ по формированию представления о семье у детей дошкольного возраста; изучить специфику проектной деятельности в работе педагога дошкольной образовательной организации с детьми дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы;  подобрали диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности понятия о семье детей дошкольного возраста дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы; эмпирическим путем изучили особенности формирования представления о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы; разработали и реализовали проект «Моя семья», направленный на формирование представления о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы и доказали его эффективность.

Таким образом, наша гипотеза о том, что создание педагогических условий, включающих отбор программного содержания и организацию НОД в форме проектной деятельности, будет способствовать формированию представлений о семье у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, подтвердилась.

У каждого ребенка в ходе его развития складывается своя собственная уникальная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Одним из таких представлений является образ семьи. Освоение ребёнком социального содержания семейной жизни связано с формированием у него высокого уровня эмоциональной отзывчивости к близкому человеку, к его эмоциональному состоянию как специфическому компоненту социального окружения.

Именно в семье ребенок каждый день ощущает вокруг себя живую действительность и принимает непосредственное участие в ней, он наблюдает действия своих родителей, слышит их суждения и оценки, становится свидетелем их отношений  друг к другу и окружающим людям. Наблюдая в повседневной жизни всех членов своей семьи, ребенок получает тем самым образцы поведения в тех или иных ситуациях, ему достается целый «набор» манер, жестов, словосочетаний, суждений о людях, о политических событиях, о явлениях общественной жизни и т.д.

При этом мир, в котором ребенок живет дома, наделен особым смыслом и имеет особый порядок, благодаря чему и происходит его «открытие». Ребенок учится различать, что хорошо, а что плохо; понимать, что можно делать, а чего категорически нельзя; постигать смысл явлений и предназначение предметов. Он все время находится в процессе познания. Вот почему именно в семье простым и естественным способом происходит приобщение детей к жизни, усвоение моральных ценностей, социальных норм, культурных традиций.

Отношение ребенка к окружающим его людям и его самопознание формируются под воздействием отношения к нему самых родных и близких людей в семье. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых не просто говорить, ходить, правильно использовать различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к самому себе, к другим людям, взаимодействовать с ними.

С первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Поскольку условия, уклад жизни, нравы и обычаи в семье, где воспитывается ребенок, закладывают «фундамент» своей собственной будущей семьи, необходимо дать детям пример правильного поведения, доброжелательных отношений между родителями.

Большую роль в формировании представлений о семье и воспитании будущего семьянина играет дошкольное учреждение. От того, насколько правильно будет организована работа воспитателя, насколько тесным и плодотворным будет взаимодействие с семьей ребенка, настолько успешнее он войдет в будущую взрослую жизнь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Арнаутова, Е. П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. с. 165.
  • Бабинцева Т. Н. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения 02.02.2018 г.).
  • Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ, 2008., №5. С. 134-136.
  • 4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 144-146.
  • Бурцева И.В Формирование представлений о семье как явлений общественной жизни. URL: http://nsportal.ru (дата обращения 29.01.2018 г.).
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г. 165 с.
  • Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Минск, 2003. 174 с.
  • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.  СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321с.
  • Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва. 2002. 120 с.
  • Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 112 с.

9. Дыбина О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания // Ребенок в детском саду. 2009

Приложение А

Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя семья»

Цель: формирование у детей представлений о семье.

Задачи: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.

Ход.

Воспитатель. Ребята, сегодня я с вами поиграю в игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик.

Вопросы:

1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).

2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).

3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).

4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).

5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).

6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).

7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).

8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).

9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).

10. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)

11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).

12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).

13.Что такое семья? (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)

Дети. Слово «семья».

Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Физ.минутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

Согласие да лад - в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В своем доме и стены помогают.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?

(Рассказы детей о своей семье).

Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.

Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья…

Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье ,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.

Вы знаете, что семья должна быть дружной.

Приложение Б

Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеалогическое древо»

Цель: формирование у детей представлений о семье.

Задачи:

 - познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;

 - формировать умение составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;

 - формировать умение строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

 - активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».

 - развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;

 - выразительность движений в ходе физкультурной минутки.

 -воспитывать  уважение к старшим членам семьи, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.

Материал:

 - макет генеалогического древа;

 - тарелочка с листочками;

 - кувшин с водой для игры;

 - мольберт, лист А3, маркеры;

 - семейные фотографии;

 - карточки с моделью «генеалогического древа»;

 - одноразовые стаканчики;

 - музыкальное сопровождение;

 - схема рассказа о членах своей семьи;

 - призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Предварительная работа с детьми:

1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.

2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.

3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

4.Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».

5. Загадки на тему «Семья».

6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом).

 - Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей).

(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их).

 - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники).

 - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

 - Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.

Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

На мольберте модель генеалогического древа.

Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Составление генеалогического древа.

Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?

Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?

(Дети раскладывают фотографии).

Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?

Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)

Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

Психогимнастика

Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре.

Представьте себе, что вы сморщенное семечко

(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти

(дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки

(руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек

(вытягивается туловище вверх).

Появляются веточки с бутонами

(руки в стороны, пальцы сжаты.

Наступает радостный момент — бутоны раскрываются.

(резко разжимаются кулачки) .

Росток превращается в цветущее дерево.

Рассматривание работ.

(Дети берут свои деревья и встают в круг).

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.

Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.

Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?

Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)

Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

Приложение В

Игра «Кувшин доброты»

Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.

Музыка останавливается.

Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.

Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.

Дидактические игры.

«Домашний труд».

Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.

Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.

Ход игры.

Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.

Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.

«Передай свое тепло ребенку стоящему рядом».

Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:

Утро настает, солнышко встает.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

«Чем можно порадовать маму».

Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.

Материал: мячик.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.

Игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

Пальчиковое упражнение «Дом».

Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.

Ход игры.

Воспитатель.

Ой , смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)

Он не низок, не высок,

Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)

Кто, скажите, здесь живет?

Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)

Печеньем угостите,

Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)

Шить, готовить, убирать,

Я сама везде поспею,

Буду пол мыть и стирать.

Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)

Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).

Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)

Будет этот домик мой!»

Подвижная игра.

«Кувшин доброты».

Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; помочь детям лучше относится к членам своей семьи и делать добрые дела.

Материал: кувшин с водой, одноразовые стаканчики.

Ход игры.

Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается.

Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию.

Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

В методической разработке раскрываются особенности воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе; обосновываются различные варианты организации детей в процессе труда, игр, занятий. Ра...

«Особенности формирования современной качественной предметно-развивающей среды в условиях разновозрастной группы дошкольной организации в свете требований ФГОС ДО»

Предметная развивающая среда - это:-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с тре...

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.

Тема: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.                          ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РИСОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РИСОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 ЛЕТ) ОБЩЕР...