Семинар - практикум «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»
учебно-методическое пособие

Степанец Ксения Сергеевна

Цель данного материала: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.

Задачи:

1. способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов;

2. развивать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач;

3. формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств в ситуациях педагогического общения, навыки совместной деятельности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov_vzaimoot._s_ped._soob.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум

«Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»

Составитель: педагог-психолог

Степанец Ксения Сергеевна

Заречный, 2017г.

Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.

Задачи:

1. способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов;

2. развивать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач;

3. формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств в ситуациях педагогического общения, навыки совместной деятельности педагогов.

   Ход семинара-практикума.

Педагог-психолог: Нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)

Большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации) Сегодня я бы хотела затронуть тему "Взаимоотношений педагогов с педагогическим сообществом" .

Но сначала поприветствуем друг друга.

1. Упражнение "Радуга приветствий"

Каждый участник здоровается с коллективом разными словами или способами, которые еще не повторялись у участников. Группа отвечает хором, повторив его приветствие.

Педагог-психолог: по результатам опросника Н.В.Клюева

«Взаимоотношения в педагогоческом коллективе» в общем можно сделать вывод о позитивных взаимоотношениях в нашем коллективе.

Так, От 20 – 24 набрали (21% - 8 чел.); высоко оценивают психологический климат коллектива.

От 17 – 19 набрали (50% - 11 чел.); что - то устраивает, что – то нет.

От 12 – 14 набрали (21% - 3 человека); имеют проблемы во взаимоотношениях с коллективом.

Посмотрим общие результаты по каждому из вопосов

Вопрос

а

%

б

%

в

%

г

%

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу?

12

55

9

41

0

0

1

4

2. Удовлетворены ли вы отношением к вам товарищей по работе?

4

18

12

55

6

27

0

0

3. Если бы вам представилась возможность, перешли бы вы работать в другой коллектив?

10

45

8

36

4

19

0

0

4. Какие взаимоотношения сложились в педагогическом коллективе вашей школы?

3

14

17

77

0

0

2

9

5. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки и взаимовыручки?

4

18

9

41

9

41

0

0

6. Как бы вы оценили свои взаимоотношения с администрацией?

5

23

12

56

5

23

0

0

55% педагогов чувствуют себя членом коллектива,

41% - участвуют в его делах.

4% - предпочитают работать отдельно от других членов коллектива;

55% удовлетворены отношением к ним товарищей по работе

27% - недостаточно удовлетворены

18% - удовлетворены полностью;

Если бы представилась возможность перейти в другой коллектив,

45% - однозначно не перешли

36% - скорее всего остались

19% - скорее перешли бы работать в другой коллектив;

77% считают, что взаимоотношения в коллективе такие же, как в большинстве других садов

14% - лучше, чем в других детских садах

9% - значительно хуже, чем в других детских садах;

41 % утверждают, что в коллективе сложились традиции взаимной поддержки, взаимовыручки

41% не считают, что в коллективе сложились традиции взаимной поддержки, взаимовыручки

18% - в этом однозначно уверены.

56% педагогов удовлетворены своими взаимоотношениями с администрацией,

23% - полностью удовлетворены

23% - недостаточно удовлетворены.

2. Упражнение "Ассоциации"

Гармоничные взаимоотношения в коллективе — одно из главных преимуществ любой рабочей среды. Это основа основ. Подумайте и напишите по одной ассоциации, которая возникает у вас со словом "взаимоотношение".

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.

Педагог-психолог: В основе взаимоотношений лежит общение. Сегодня мы попробуем понять ценность общения, постараемся раскрыть содержание понятия «общение», познакомиться с его элементами и научиться преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.

Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие упражнение «Расшифруй слово».

3. Упражнение «Расшифруй слово»

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы педагоги обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

Например:

О- объединение, открытость;

Б- близость, безопасность;

Щ- щедрость;

Е- единение, единомыслие;

Н- необходимость;

И- искренность, истина…

Е- единомыслие;

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие совершаемое вместе, сообща.

Столько хороших, важных слов раскрывает нам понятие «общение». Так почему же именно в общении возникают конфликты? Сегодня от части мы постараемся ответить на этот вопрос.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.

Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой – плохие, приводящие к конфликтам.

Следующее упражнение «Ромашка чувств» поможет нам понять, почему так происходит.

4. Упражнение «Ромашка чувств».

Педагогам предлагается произнести словосочетание «давай дружить», как можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках ромашки. Каждый участник по очереди выбирает понравившийся лепесток и произносит нужное слово с выбранной им интонацией.

Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно, печально, безразлично, весело, грустно, рассержено.

Педагог-психолог: Что такое интонация?

Интонация - манера произношения, отражающая чувства или состояние говорящего.

Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают педагоги).

Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения, усталости....

Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Неслучайно об этом говорится в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От одного слова - да на век ссора»…

5. Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных

ситуаций конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться.

6. Упражнение «Качества общения»

я предлагаю каждому из Вас нарисовать следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы и общения в педагогическом коллективе. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными (под фоновую музыку участники выполняют задание).

Обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов: какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы? Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь)

Вот те качества, которые помогут вам для эффективного общения:

способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать (доброжелательность);

умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);

умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а быть самим собой (аутентичность);

умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);

способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому, чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);

умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не замалчивая (непосредственность);

искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты, выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям (открытость);

в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность, терпимость) и др.

Педагог-психолог: Следующее упражнение покажет нам, как в коллективе

могут возникнуть ситуации недопонимания и искажения информации.

7. Упражнение "Испорченный телефон"

Психолог уводит одного из участников и передает ему информацию,

полученную информацию он передает следующему коллеге и т.д. После чего сравнивается текст изначальный с тем, что расскажет последний участник.

Текст:

Ольга Николаевна попросила Юлию Сергеевну, чтобы она передала Лидии Александровне, чтобы материалы по новому проекту о благоустройстве территории детского сада и отчет о проделанной работе были готовы к 13.00 последней пятницы декабря. Информацию необходимо сообщить Жанне Николаевне по телефону до вечера 11 января.

Педагог-психолог: Большую роль в общении играют невербальные средства:

мимика, жесты, поза.

8. Упражнение "Пойми меня" для пары участников

- внести бревно и распилить его;

- внести ковер и повесить на стену;

- встреча на скамейке;

- утешение обиженного;

- встреча друзей после долгой разлуки;

- кондуктор и пассажир;

- поймать такси;

- сделать заказ официанту в ресторане

- спросить у прохожего сколько время

Педагог-психолог: Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – все это очень важно для коллектива. Сейчас мы заполним «сердце коллектива» – символ добра, тепла и любви, своими маленькими сердечками. Прикрепляя сердечки, каждый из вас должен сказать о своем вкладе в коллектив, начиная со слов «Я даю коллективу …».

Спасибо за участие!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Педагогическое взаимодействие в родителями воспитанников"

Семинар-практикум рекомендован педагогам-психологам, методистам ДОУ. Цель: повышение психолого-педагогического мастерства педагогов в разрешении конфликтных ситуаций с родителями воспитанников. Задачи...

Семинар- практикум для педагогов (на педагогическом совете)

Цель: активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиск...

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие педагогической культуры родителей или новое качество взаимодействия педагогов с семьями обучающихся»

-Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.- Обучить практическим приемам ,формам взаимодействия развития педагогической культуры се...

Семинар-практикум «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»

Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии какважнейшем условии эффективности образовательного процесса....

Семинар-практикум с педагогами "Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом. Восстановление чистоты каналов взаимоотношений"

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они е...