Семинар-практикум для педагогов «Развитие педагогической культуры родителей или новое качество взаимодействия педагогов с семьями обучающихся»
учебно-методический материал

Фицай Эльвира Хикматулловна

-Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

- Обучить практическим приемам ,формам взаимодействия развития педагогической культуры семьи .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов

«Развитие педагогической культуры родителей или новое качество взаимодействия педагогов с семьями обучающихся»

Цель:

-Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

- Обучить практическим приемам ,формам взаимодействия развития педагогической культуры семьи .

Оборудование: презентация в течение всего семинара, памятки, анкета, видеоролик « 6 кадров», семейные заповеди, мяч, флипир , маркеры, причта «Круг доверия».

 Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта: Мини – лекции, практические задания, деловые игры,  разбор конкретных ситуаций,  дискуссии,  креативное задание,  самостоятельная работа с использованием флипира,  работа в группах, психологические упражнения,  презентация.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Чтобы наше общения было приятным и полноценным, нам, прежде всего, необходимо поближе познакомиться.

ПРИВЕТСТВИЕ 

  1. Игра-активатор “Друг к дружке” (веселая игра всем нравиться).
  2. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
  3. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
  4. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
  5. - Правая рука к правой руке!
    - Нос к носу!
    - Спина к спине!
    - Друг к дружке!
    - Бедро к бедру!
    - Ухо к уху!
    - Пятка к пятке!
    - Друг к дружке!
    - Носок к носку!
    - Живот к животу!
    - Лоб ко лбу!
    - Друг к дружке!
    - Бок к боку!
    - Колено к колену!
    - Мизинец к мизинцу!
    - Друг к дружке!
    - Затылок к затылку!
    - Локоть к локтю!
    - Кулак к кулаку!
  6. Все. Спасибо. Садитесь!

-Вы испытали чувство неловкости?

2. Упражнение  «Я в лучах солнца»

Цель:  Каждому участнику предлагается  лучик от солнца, на котором надо написать: «Какой он лучик солнца» (добрый, заботливый и т д.) положительно оценивая себя, присоединяет к солнцу на флипире.

- Оценивая себя, какие эмоции испытывали?

 

Психолог: Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и их основная обязанность теперь - обеспечивать материальное существование своего чада. Негативные же отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с дошкольным учреждением родителей или их знакомых.

     Психолог:    "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов

    Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 

«Чтобы хлопнуть в  ладоши — нужны две  ладони. Каким будет  хлопок, зависит от обеих ладоней» 

Восточная пословица.

Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

  1.      Упражнение «Стой спокойно»

Участники образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева — правую, сосед справа — левую. Кто ошибется, выходит из круга.

-Когда ошиблись и вышли из круга, о чем подумали?

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществом, возложив ответственность за воспитание детей, на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Видео притчи:  «Взаимодействие».

-Что для себя отметили?

 

  1. Упражнение «Современные родители, какие они?»

(группы по очереди называют характеристики современных родителей, передавая друг другу мяч).

Психолог:       Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно /«как воспитали меня»/

Одни родители не хотят воспитывать ребенка. Другие не умеют. Третьи не  понимают, зачем это нужно

          Родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи,  а детский сад  посещают от случая к случаю. 

        Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители  выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

     Родители и педагоги часто  чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга. 

   Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого пространства развития каждого ребенка.

  Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым

   В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей  и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними

Во всех случаях необходима квалифицированная  помощь специалистов, педагогов ДОУ.

При этом родители зачастую не готовы принимать помощь в силу разных  субъективных причин. Все это провоцирует сложные отношения. Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества  в целом

Видеоролик «6 кадров»

  1. Упражнение «Решение проблемных ситуаций».

Группа делится на три  подгруппы, каждой выдается карточка.

 Задание: решить ситуацию, чтобы остались довольны все.

Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

1. Ситуация.  Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.

2. Ситуация.  Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.

3. Ситуация. Родители, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказались.

4. Ситуация. Отец, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь в ремонте.

5. Ситуация. Мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что вы к нему несправедливы»

6. Ситуация. Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада, приходит с прогулки в грязной одежде.

  1. Анкета. (вместо анкеты творческая работа на ватмане  изображение предложенный психологом причин).

Цель: настрой на работу по теме семинара, получение педагогического рефлексивного опыта, опыта взаимодействия в группе, опыта представления интересов всей группы.

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ:

1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.

2. Недостаточная компетентность многих воспитателей.

3. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.

4. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.

5. Стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

6. «Закрытость» дошкольного учреждения.

7. Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

Работа:

Заполнение анкет (1-2 мин);

Разбиться на группы по 5-6 человек;

Работа в группах (правила (!), выбор презентующего) (30-40 мин);

Презентация мнений группы (на группу 5 мин, примерно).

Заключительный шеренг (5-10 мин, сохраните до завтра свои записи и анкеты).

-Какие эмоции испытали?

Психолог:    Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Прямое влияние причины: Косвенное влияние причины:

Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным и при этом не знают возрастные особенности детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, занимаются самообманом, делают вид, что все в порядке («перерастет»). Особая категория материально обеспеченных родителей, которые готовы платить другим, чем заниматься воспитанием самим. Упорное настаивание на своей «ложной» (с позиции педагогики) точке зрения. Важна не столько психолого-педагогическая культура, сколько воспитанность (культура социальная).

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей - задача воспитателей и МАДОУ.

«Закрытость» дошкольного учреждения. Проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности МАДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, т.к. недопонимают ее. «Желание» участвовать в жизни детского сада зависит от родителей.

  1. Упражнение «Формы взаимодействия с родителями»

Участники делятся на 2 группы на ватмане ( флипире) готовят формы 1 традиционные ,2 команда  инновационные формы.

Традиционные  формы (виды) взаимодействия с родителями

Инновационные формы  (виды)

взаимодействия с родителями

Консультации

Консультации с применением  мультимедийной установки

Родительские собрания

Презентация детского сада

Открытые просмотры

Совместные праздники

Праздники для родителей

Круглый стол. , Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например:  «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Беседы

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое    обучение   родителей   психологическим навыкам.  Например:

«Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты»

Конференции

Тематические занятия с родителями, семинары – практикумы.   Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например:«Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

Родительский уголок

Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

Тематические выставки

        Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.  Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготов ка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков,

украшений и др.

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Напри мер: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, ле пим», «Музыкальные занятия».

Создание персональных сайтов

Рефлексия по формам взаимодействия. Возникли ли трудности взаимодействия в группах?

Рефлексия – оценка занятия (обратная связь).

Вот и подошел к завершающему этапу наш семинар и мы, организаторы семинара-практикума, надеемся,  что все задуманное нами и реализованное вами  не пропадет даром.  Поэтому просим Вас провести  рефлексию своей деятельности по окончанию данного мероприятия, для этого  мы предлагаем вам записать на капельках, которые расположены на  столах  «Ваши замечания, предложения, выводы» и прикрепить к вашей радуге.

                               

Ритуал прощания.

Психолог: На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Мы надеемся, что сегодня Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста. Желаю вам  успехов  в работе . Еще раз благодарю  вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической культуры родителей детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи

Взаимосвязь детского сада и семьи как необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста....

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

Повышение педагогической культуры родителей во взаимодействии ДОУ и семьи

Необходимость сотрудничества семьи и ДОУ никогда не ставилась под сомнение, поскольку родители являются первыми и основными воспитателями. Более того, Эффективность роботы ДОУ по воспитанию детей во м...

Семинар-практикум для педагогов. Детский календарь – инструмент нового формата взаимодействия ДОУ и семьи в развитии ребенка

Цель – освоение слушателями технологии «Детский календарь» для вовлечения родителей в образовательный процесс посредством печатного материала в рамках реализации ФГОС. Задачи:- ...

Активизирующие приемы, используемые в работе с родителями воспитанников, способствующие укреплению взаимодействия педагога и семьи

Несколько практических рекомендаций, как воспитателю активизировать взаимодействие с родителями, организовать обратную связь...

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста...