Речевая культура педагога
консультация

Речевая культура педагога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kultura_pedagoga.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! (Сократ.)

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.  Подражая взрослым, ребенок перенимает  не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.  Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются ваши речевые особенности.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Слово, как  известно, является визитной карточкой каждого человека. И от оттого, насколько грамотно человек общается с окружающими людьми, зависит его успех не только в повседневном общении, но и прежде всего в профессиональной деятельности. И кто как не педагог,  речь которого должна быть примером для ребенка, обязан владеть культурой речи.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Типичные ошибки, встречающиеся в речи педагогов

В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:

 орфоэпические;

-  грамматические;

- семантические (лексические).

Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи (произносительные нормы устной речи изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия). Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются:

- в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);

- К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье).

- в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт»; «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты» и т.п.).

Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:

- в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);

- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»)

- в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);

- в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»);

- в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи» - в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!);

- в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).

Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово должно употребляться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются:

- нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);

- тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).

Слова – паразиты.

лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов таких как «типа», «как бы», «это самое», «короче», «таки», «на самом деле», «собственно», «ну..»«так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «а именно», «на этом», «действительно» и других.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.),

Требования к речи педагога.   

Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.  К выразительным средствам относятся интонация, темп речи, сила, высота голоса. 

  • Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение), громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
  • Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи. Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, насыщенная эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность и эмоциональность. У педагога, умело использующего в речи эпитеты, и дети более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что произвело на них впечатление.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Регуляция темпа. Ребенок не способен следить за содержанием слишком быстрой речи. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь. Необходимо учитывать  возраст и жизненный опыт ребенка при общении с ним. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткими простыми.

Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль. Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? нет ли дефектов звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей? Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль. Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.

Соблюдение норм и правил русского языка и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы педагога по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Педагогический совет "Речевая культура педагога"

Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....

Речевая культура педагога

Консультация для педагогического коллектива...

Речевая культура педагога

Речевая культура педагога...

Речевая культура педагога

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...