Конспект занятия «Если сладко спится, сон хороший снится»
план-конспект занятия (средняя группа)

Пляшкова Марина Николаевна

Конспект занятия для детей средней группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл son_-_kopiya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Если сладко спится, сон хороший снится»
Программное содержание:


  • Дать детям понятие о сне,

  • Показать детям значение сна в жизни человека,

  • Знакомить с основными гигиеническими правилами сна,

Предварительная работа:

  1. Знакомство с постельными принадлежностями.
  2. Игры детей с куклами.
  3. Подбор народных колыбельных песен: "Спят усталые игрушки" ( сл. З.Петровой, муз. А.Островского)

Оборудование:
 1. Опорные схемы "Гигиена сна",
 2. иллюстрированные картинки с туалетными   принадлежностями, 
 3. детские кровати, 
 4. куклы, 
 5. пастельные принадлежности, 
 6. музыка
  7. художественные литература.

Методические приёмы:
  1. Сюрпризный момент;
  2. Выставка гигиенических принадлежностей;
  3. Стихи; ( С. Маршак "Вот тебе под спинку", "Колыбельная", В. Нестерёнок "Хитрая подушка", Ф. Пестряков "За окном шумят метели"
  4. Проблемная ситуация "Гигиена сна"
  5. Физминутка;
  6. Игры;
  7. Отгадывания загадок;
Ход занятия 
  В комнате стоят кукольные кроватки, на которых лежат постельные принадлежности,  сшитые руками родителей. Звучит спокойная мелодия, дети с игрушками заходят в зал.
    Ведущий: 
  Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит.
  У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки.
  Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка? (Сон)
  Правильно, это загадка о сне.
   В комнату заходит Дремушка. (идет на цепочках, осторожно)
    Ведущий: 
  Тихо – тихо, в наши двери входит - Дрёмушка,
  Не аукать, не кричать, а баюкать и качать.
  Тихон песенку поет, сны ребятам раздает:
   Дремушка: 
 “В этом сне – воздушный шарик, в этом сне – собака Шарик.
  В этом – голуби летят, в этом – дети спать хотят”.
   Дремушка:
 Здравствуйте, мои милые друзья! Я каждый вечер прихожу в ваши дома, неслышно, не    видно. Но в некоторых домах мне не хочется долго задерживаться.
 Как вы  думаете,  почему? (громко играет музыка, члены семьи по телевизору смотрят  страшные фильмы,  капризничают и громко разговаривают дети и т.д.)
   Дремушка: 
  Как вы думаете, в каких квартирах по вечерам перед сном мне  комфортно и уютно? 

    Ребенок: 
 Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
 И у скомканной подушки кулачком задвинуть ушки.  
   (Подходит к кроватке и согласно тексту выполняет движения, кладет в кроватку “спать” свою игрушку)
     Ребенок: 
   (с игрушечной кошкой, читает строчки стихотворения и выполняет действия,    согласно тексту) 
  Вот тебе под спинку, мягкую перинку… 
 Сверху на перинку – чистую простынку.
  Вот тебе под ушки – белые подушки,
  Одеяло на пуху и платочек наверху….. С. Маршак
  Звучит песня “Спят усталые игрушки”, дети подпевают, покачивая свои игрушки.
    Ребенок:
  Так привыкли мы к порядку: ровно девять! 
  Все в кроватку. На бочок и молчок.
   (Дети укладывают спать в кроватки свои игрушки)
   Ребенок: 
 Наши детки, наши детки, крепко спят.
 Наши детки, наши детки, потихонечку сопят.
   Дремушка: 
  Ребята, расскажите и покажите, что вы делаете каждый вечер перед сном.
   Дети по очереди показывают имитирующие движения, остальные повторяют:
  чистят зубы;  полощут рот;  моют ноги;  одевают пижаму.
   Дремушка: 
 Ребята, перед сном обязательно нужно проветрить комнату, где вы будите  
 спать, нужно, чтобы к вам в комнату залетел свежий ветерок.
   Дремушка проводит с детьми физминутку:
 С бугорка на бугорок ловко прыгал ветерок – прыжки на мете то на правой ноге, то на левой
  По дорожке он бежал - бег по кругу ( на месте).

  В лужу весело упал - лечь на спину, упражнение “жуки”
 Только вовсе не намок этот ловкий ветерок. – хлопки в ладоши.
 Звучит спокойная музыка, детям предлагают закрыть глаза и послушать музыку.                                                                                                     

      Приложение 1

Сон ребенка.

     Каждому из нас не раз приходилось слышать: на спящих детей нельзя смотреть. Конечно, такое предостережение беспочвенно. Верно другое: детский сон надо всячески оберегать. Недосыпание для растущего организма не меньшее зло, чем, скажем, недоедание. Дефицит сна отражается, прежде всего, на нервной системе, тормозит умственное и физическое развитие, делает ребенка капризным, раздражительным, неуравновешенным.

     Почти в каждой группе яслей или детского сада обнаруживаются 1-2 ребенка, которые долго не засыпают. Чаще всего плохо засыпают днем те дети, у которых нарушен домашний режим. Почти всегда в таких случаях выясняется, что по субботам и воскресеньям или в дни болезни ребенка, во время отпуска родителей его вовсе не укладывали днем или укладывали в другое время, позднее поднимали утром и разрешали позже ложиться вечером. Вот и нарушился стереотип, а его роль в механизмах сна, вернее, засыпания, значительна.

     Можно заставить себя есть, когда есть, не хочется, но заставить себя заснуть, когда не хочется спать, практически невозможно. Зато возможно создать сонливое состояние, вызвать желание спать. Взрослым людям, у которых когда-либо была бессонница, известны такие приемы. Одним помогает прогулка перед сном, другим - чашка теплого молока с медом, третьим - умение, ложась в постель, вызвать в своем воображении одну и ту же однообразную картину...

     Почему столь различные приемы одинаково эффективны? Все дело в выработке условного рефлекса, стереотипа. Чтобы ребенок хорошо засыпал, надо создать у него стереотип, постоянный, повторяемый изо дня в день ритуал подготовки ко сну.

     Некоторые родители с первых дней жизни ребенка укачивают его. Рефлекторная связь "качание - сон" возникает очень быстро, тем более что ритмичность, монотонность плюс воздействие на вестибулярный аппарат действительно способствуют засыпанию. Но чем старше ребенок, тем дольше приходится его укачивать, тем обременительнее становится эта процедура. Причем обременительна она не только для матери. И ребенку плохо, потому что сон его становится более беспокойным. Некоторые дети, даже заснув, как бы контролируют, качают их или нет, и мгновенно просыпаются и начинают плакать, как только прекращается ритмичное движение.

      А что же в таком случае может быть рекомендовано? Прежде всего, обязательное проветривание комнаты. Прохладный воздух (на 2-3° ниже обычного) оказывает успокаивающее действие. Маленьких перед сном обычно купают; для ребенка постарше сигналом ко сну становится складывание игрушек, умывание, переодевание в пижаму или ночную рубашку. Многие дети привыкают засыпать с игрушкой - мишкой, куклой, зайчиком. Что ж, и это "работает" на создание стереотипа.

      - Спи! - строго приказывает малышу папа. А как же спать, если рядом включен телевизор или магнитофон?

     Многих беспокоит вопрос: может ли быть сон ребенка полноценным, когда в комнате звучит музыка? Если она тихая, мелодичная - может, если громкая - нет. А лучше всякой "машинной" музыки мамина колыбельная, тихая, успокаивающая, создающая так необходимое ребенку ощущение близости матери, защищенности...

     Хорошо, если в комнате нет яркого света, громких голосов, если ничто не отвлекает и не будоражит. Потому что восприятие внешних раздражителей во сне лишь притуплено, но не выключено совсем, и сон будет беспокойным.

      Важно не только то, сколько спит ребенок, но и то, как он спит. Иногда матерей беспокоит, что их сын или дочь "недобирает" норму сна.

      Малыш просыпается жизнерадостным, спокойным, значит, просто его индивидуальная потребность в сне меньше средних норм. Но если, проснувшись раньше времени, он хнычет, капризничает, то дело, возможно, в каком-то неблагополучии: либо сон организован плохо, либо ребенок нездоров.

      Каждая мать по опыту знает: если малыш, до того спавший спокойно, стал вдруг ночью ворочаться, метаться, значит, что-то с ним неладно. С расстройства сна нередко начинаются не только острые инфекции, но и нервно-психические заболевания.

     Имеет смысл понаблюдать, как спит ребенок: не разговаривает ли во сне, не вскрикивает ли, не встает ли с постели, продолжая спать. Если это не случайный эпизод, а явление, повторяющееся, например, на протяжении одного-двух месяцев, необходимо обратиться к врачу-психоневрологу.

      Как и взрослым, детям, конечно, снятся сны. Обычно они, так или иначе, отражают впечатления дня. После того как ребенок услышит страшную сказку, испугается чего-либо или, наоборот, увидит что-то восхитившее его, например представление в цирке, он может видеть "тематические" сны. Но если один и тот, же страшный сон повторяется у ребенка часто, об этом тоже надо рассказать врачу. В сочетании с другими симптомами это иногда становится сигналом нервного заболевания.         

         Приложение 2

Колыбельные песни - это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про "гуленек", которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые "серые, а хвостики белые", про баюшки и заюшки, про то, что "спят твои соседи, белые медведи", а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки...
Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.

Колыбельные - это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки.

Тексты колыбельных                                                                                                                          Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали, 
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали, 
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

***

Колыбельная песня
Аполлон Майков

Спи, дитя мое, усни! 
Сладкий сон к себе мани: 
В няньки я тебе взяла 
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой; 
Солнце скрылось под водой; 
Ветер, после трех ночей, 
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать: 
"Где изволил пропадать? 
Али звезды воевал? 
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских, 
Звезд не трогал золотых; 
Я дитя оберегал, 
Колыбелочку качал!"

***

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни 
Люли, люшеньки, люли 
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет. 
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»

Цель:   применение здоровьесберегающиих  технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: •    Приобщить дошкольников к здоровому обра...

Конспект занятия по валеологии в средней группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится» Воспитатель Гладкова Любовь Ивановна

Конспект  занятия по валеологии в средней группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится»  Воспитатель  Гладкова Любовь Ивановна          ...

Конспект образовательной деятельности по валеологическому воспитанию детей Тема: "Если сладко спиться, сон хороший снится" Воспитатель: Пучкина В.А. МБДОУ Д/С К/В №4, г. Кропоткин

Конспект образовательной  деятельностипо валеологическому воспитанию детей  Тема: "Если сладко спиться, сон хороший снится"Воспитатель: Пучкина В.А.МБДОУ Д/С К/В №4, г. Кропоткин...

Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста "Если сладко спиться, сон хороший снится".

Цель:  1. Дать детям понятие о сне. Показать значение сна в жизни человека; Задачи:  1. Объяснить детям физиологию сна;  2. Ознакомить с основными гигиеническими правилам...

Конспект занятия "Если добрый ты - это хорошо"

Конспект занятия к неделе "Уроки доброты"...