Организация праздников и досуговой деятельности в дошкольном учреждении
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Купревич Ирина Викторовна

Вводная часть

 Добро пожаловать в мир праздника и радости, в мир музыкальной сказки и песни, в мир доброты!

 Вы любите наблюдать за детьми во время праздника? Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно дрожат их пушистые реснички, а потом лицо расплывается в светлой улыбке? Они восхищаются и огорчаются, радуются и досадуют, негодуют и сопереживают… Когда ребятам интересно, они внимательны и увлечены, старательны и активны. Понимание того, что весь этот сложный образно-эмоциональный процесс восприятия ребёнком праздника во многом зависит от нас, музыкальных руководителей, обязывает ответственно относиться к своей профессии, к делу, которое требует немало педагогической мудрости и мастерства при прикосновении к хрупкой детской душе.

 Праздник- это «день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь…, день, особо отмечаемый обычай…, день радости и торжества по поводу чего-нибудь…, день игр, развлечений…» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

 Зачем детскому саду праздник?

 Что тут говорить и так ясно – для радости, веселья, тайны. Без праздника детская жизнь немыслима.

 «Если праздников не хватает, их следует выдумать», - говорят японцы. Праздники важны для взрослых, но ещё более необходимы для взрослых, но ещё более необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, и ребёнок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости, веселья, игры. Праздник – это прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных знаний о жизни. Праздники являются школой чувств ребёнка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник. Несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни». А как часто этого не хватает нам, вечно занятым взрослым.

 Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Которые надо отыскать, затронуть, чтоб они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-верёвочка, которая заставляет их звенеть, – это увлекательные досуги, праздники, игры-шутки, игры – минутки. Праздник в детском саду – это окно в волнующий мир музыки, поэзии, увлекательных игр и затей.

 Детство – самая замечательная пора в жизни человека, и сделать её такой помогают разнообразные праздники. Праздник, какой бы он ни был – календарный, фольклорный или сказочный, – не должен быть сухим и скучным. Малышам нравится праздничная атмосфера, они всегда рады гостям, которые приходят на торжество. Но бывает так, что дети негативно относятся к сказочным персонажам на празднике, замыкаются, отталкивают их, не желая общаться.

 Как этого избежать? Любой приглашённый персонаж должен быть хорошо знаком детям по сказкам, мультфильмам и диафильмам. Костюм героя надо продумать до мельчайших деталей. Появившись на празднике, персонаж должен дать детям время рассмотреть его. Потрогать. Познакомиться поближе и понять, с какими намерениями он пришел к ним. Когда герой праздника выбран удачно, дети открыто с ним общаются, отвечают на его вопросы, с удовольствием играют с ним, а так же поют ему песенки и учат танцевать. Перед каждым праздником рекомендуется устраивать с детьми беседы на соответствующую тему: показывать сюжетные картинки, рассказывать о поре года, читать стихотворения, связанные с тем или иным персонажем. Это поможет детям понять и прочувствовать атмосферу праздника.

 Праздники в детском саду – важная составная часть воспитательного процесса. Она активно воздействует на формирование личности дошкольника, позволяет ему проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы.

 Праздники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 Формы организации малышей многообразны. Это концерты с участием детей и взрослых, игры-драматизации, забавы. Соревнования, праздники и весёлые развлечения. Часы досуга не только веселят детей, ног и вызывают у них активное желание говорить, задавать вопросы, высказываться по поводу увиденного. Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие детей, способствует проявлению положительных качеств личности. Развлечения, прежде всего, являются средством эстетического развития ребёнка, поскольку в них используются различные виды искусства.

 Сценарий объединяет художественный музыкально-литературный материал в единую, целостную форму, в соответствии с содержанием того или иного вида досуга.

 Выбор развлечений определяется основными художественными педагогическими принципами. Содержание, соответствующее задачам сада и школы, должно включать элементы новизны, занимательности, необычности.

 При проведении любого праздника самое главное – чтобы ни один ребёнок не оказался безучастным, незадействованным, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.

 Немаловажную роль на празднике, а так же во время подготовки к нему, играют родители. Они с удовольствием принимают посильное участие в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций для оформления места проведения праздника. Родители активно включаются в игры на празднике, играют роли.

 Особенности проведения праздников и развлечений в детском саду.

 Игра и сказка – неиссякаемый родник волшебного эликсира для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 Активное использование сказки и игры помогает решить такие программные задачи музыкально-эстетического воспитания, как:

 - развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;

 - ознакомление со средствами музыкально выразительности, с музыкальными произведениями выдающихся композиторов, жанрами музыкальных произведений;

 - развитие индивидуальных способностей детей, их творческого потенциала;

 - поддержка и помощь малышам в стремлении к самовыражению;

 -укрепление добрых человеческих отношений среди сверстников.

 Для развития эмоциональной сферы дошкольников важно особое состояние души, которое способствует творческому самоопределению ребёнка. Сказочно-игровая форма проведения праздника или развлечения помогает решить эту задачу. Торжество, объединяющее детей общностью переживаний, входит в жизнь ребёнка ярким событием и остаётся надолго в его памяти.

 Несмотря на педагогическую ценность хороших праздников и развлечений в жизни детей, подготовка к ним не может быть самоцелью. Праздник должен стать результатом разнообразных видов детской творческой деятельности. Важно не выучить песни к очередному выступлению, а научить детей петь, не подготовить пляски к мероприятию, а научить ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.

 Форма проведения развлечения разнообразна. Это может быть сказочный спектакль, в котором дети – костюмированные персонажи и ведущие. А может быть и такой праздник, где основную роль берут на себя костюмированные взрослые, дети же принимают самое активное участие. Наконец, возможен и такой вариант, где вышеописанные формы переплетаются. Главное, чтобы праздник всегда оставался праздником, чтобы был интересен от начала до конца.

 Подготовка к любому мероприятию обязательно должна начинаться с продумывания сценария. Интересный и содержательный сценарий сделает праздник незабываемым. План или сценарий готовится заранее, не позднее чем за месяц до проведения мероприятия. При составлении сценария особое внимание обращается на:

 -логическое течение развлечения;

 - удачное чередование мажора и минора;

 -массовые и индивидуальные сцены;

 -уместность юмора, игр, аттракционов.

 Рекомендации к составлению сценария:

 1. Необходимо тщательно продумать оснащение праздника, оформление зала.

 2. Нельзя обойти вниманием подбор музыкальных произведений, музыкальное сопровождение.

 3. Следует серьёзно и вдумчиво отнестись к подбору ведущего.

 4. Никто из детей не должен остаться вне праздника. А чтобы все ребята чувствовали себя комфортно, обязательно нужно учесть возможности данной группы.

 5. Нужно обязательно принимать во внимание музыкальное восприятие ребят, их музыкальную устойчивость.

 6. В сценарии лучше включать не только новый материал, но и уже известный, накопленный в игровых импровизациях музыкальный опыт. Это создаст непринуждённую атмосферу праздника.

 7. Необходимо продумать темп, динамику развлечения. Поэтому не обойтись без воображаемого проигрывания сценария. Такое проигрывание позволит избежать неприятных сюрпризов, всякого рода неожиданностей.

 8. Окончательно сценарий дорабатывается после обсуждения его с воспитателями, работающими с данной возрастной группой, с заместителем заведующей - методистом. Совместное обсуждение с коллегами общей направленности и деталей праздника позволит улучшить качество сценария, обогатить материал новыми идеями.

 9. Когда сценарий написан и откорректирован, начинается этап подготовительной работы. Здесь не обойтись без ежедневной фиксации проделанного, планирования на ближайшее время (на следующий день, будущую неделю).

 10. Чтобы излишне не утомлять детей и не понижать интереса к празднику, не следует практиковать генеральные репетиции и общие прогоны представления. Нужно заметить, что импровизация детьми праздничного материала почти всегда достойна внимания и чаще всего требует доработки сценария. Можно рекомендовать выделить отдельные фрагменты, а затем вовлечь детей в их проигрывание, творческое музыцирование. В это время желательно чаще работать с подгруппами детей и с каждым ребёнком индивидуально, нежели со всей группой одновременно. Такая работа позволит избежать однообразия репетиций.

Методические рекомендации по организации праздников в детском саду.

 1.Если вы выбрали сценарий для проведения праздника, то на педагогическом совете обсудите его с коллегами. Внесите коррективы, учитывая конкретные условия ДОУ, возрастной группы. Важно, чтобы организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребёнок получил удовольствие от участия в нём.

 2.В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив, но особая роль отводиться музыкальному руководителю.

 Педагог -музыкант должен создать условия для постепенной подготовки репертуара, входящего в сценарий праздника, чтобы избежать ненужной спешки и утомительных внеочередных занятий.

 Предлагаемый в сценариях репертуар можно использовать полностью или частично, на усмотрение музыкального руководителя.

 3. Инсценировки, танцы, пьесы для ансамблей и оркестра детских музыкальных инструментов можно разучивать индивидуально или с небольшой подгруппой. Такие занятия с детьми лучше проводить во второй половине дня, продолжительностью 7-10 минут.

 4. Особое внимание стоит уделить выбору ведущего. Кроме хорошего знания последовательности программы, он должен уметь свободно общаться с детьми и гостями праздника, проявлять находчивость и умение адекватно реагировать на непредвиденные ситуации в ходе праздника. В связи с этим роль ведущего отдаётся педагогу, обладающему музыкальностью, артистичностью, умением держаться на сцене, находчивостью, коммуникабельностью.

 5. Хорошо, если вы заранее распределите поручения между сотрудниками детского сада и определите сроки их выполнения. Это поможет лучшей организации работы по оформлению зала, подготовки костюмов для детей и взрослых, сюрпризных моментов ит.д.

 6. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, ведущий и его помощники, свободно владели знанием программы праздника, успех которого во многом зависит от качества взаимодействия всех устроителей детского праздника. Привлечение к программе профессиональных артистов, родителей, школьников возлагает дополнительные обязательства на организаторов по обеспечению их органичного включения в сценарий, не нарушая целостности праздника.

 7. Прямой обязанностью музыкального руководителя должно стать обеспечение полноценного звучания музыкальных произведений, их художественного исполнения. Педагог-музыкант должен с особым вниманием отнестись к музыкальному вступлению в песне и танце, настраивая детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темы, нюансировку и пр.

 8. Программа праздника не должна быть знакома детям в полном объёме. Однако за несколько дней до праздника целесообразно провести одно-два непродолжительных занятия (до 10минут), объединяющих 2-3 подгруппы детей, чтобы помочь им сориентироваться при исполнении общих хороводов, перестроений, почувствовать себя равноправным участником слаженного ансамбля.

 9. Необходимо исключить проведение общих репетиционных занятий, на которых дети многократно повторяют свои роли. Это поможет сохранить свежесть восприятия праздника.

 10. Праздники можно проводить как в утренние часы, так и во второй половине дня, но продолжительность их должна быть от 20 минут до часа, в зависимости от возраста детей.

 11.Хорошо, если после праздника ещё некоторое время в зале остаётся оформление. Атрибуты для игр. Дети с удовольствием могут повторить полюбившиеся им песни, танцы. Хороводы, игры, тем самым ещё раз получит удовольствие от выступления, почувствовать уверенность в своих силах.

 12. После проведения детского праздника взрослым необходимо проанализировать его, выяснить причины негативных моментов и отметить удачные педагогические находки.

Роль родителей в организации утренников

 Утренники в детском саду - праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим чадам могут только родители. Они также могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню, знает ли он все движения танца, который разучивается к празднику.

 Чтобы не нарушить психологический контакт с ребенком, не надо выказывать своего недовольства, что опять предстоит морока с этой подготовкой к утреннику. Ребенок ведь так ждет праздника, он жаждет веселья, похвалы, он хочет показать свои достижения, и утренник хороший повод для демонстрации своих успехов.

 Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в дошкольном учреждении"

Представлен опыт работы музыкального руководителя по организации культурно-досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации, а именно, праздников и развлечений. Предлагаемый материал сод...

Консультация Без праздников не бывает детства! Организация праздников и досуговой деятельности в детском саду

Праздники! Ну, кто же, скажите, пожалуйста, не любит их! Особенно их обожают дети. Так что же такое праздник?   Праздник - это «день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н...

Организация культурно – досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокуль...

Проект«Социальное партнерство детского сада с семьей в организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей 5-7 лет»

Инновационный проект для детей дошкольного возраста в организации праздников и развлечений....

" Дети с ОВЗ и организация для них досуговой деятельности в условиях учреждения».

Досуговая деятельность, развлечение  это  сложная социальная область, которая   через  различные воспитательные, познавательные и эстетические воздействия восстанавливает псих...

"Праздники Православия" Сборник практического материала по организации совместно культурно – досуговой деятельности с родителями и детьми дошкольного возраста.

 В сборник практических материалов включены мероприятия по организации  совместной  культурно – досуговой  деятельности с детьми  и родителей.  Сборник адрес...

Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

На третьем году жизни развитие лимбической системы позволяет устанавливать взаимоотношения и социальные связи. Развитие этой системы обеспечивает готовность ребенка к осознанию себя по отношению к дру...