Консультация для педагогов "Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в дошкольном учреждении"
консультация по теме

Представлен опыт работы музыкального руководителя по организации культурно-досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации, а именно, праздников и развлечений. Предлагаемый материал содержит практические советы по проведению праздников и роли всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей и детей). Раскрыты этапы подготовки к праздникам, роль ведущего на празднике, организация предметно-развивающей среды. Представлена методика проведения праздников во всех возрастных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий

в дошкольном учреждении

Автор: Сергуткина Светлана Владимировна, музыкальный руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка детский сад «Ромашка», высшая квалификационная категория.

Аннотация: Представлен опыт работы музыкального руководителя по организации культурно-досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации, а именно, праздников и развлечений. Предлагаемый материал содержит практические советы по проведению праздников и роли всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей и детей). Раскрыты этапы подготовки к праздникам, роль ведущего на празднике, организация предметно-развивающей среды. Представлена методика проведения праздников во всех возрастных группах.

«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,

Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

Фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок...»

В.А.Сухомлинский.

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольной организации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на партнёрское, творческое, игровое сотрудничество,  на право выбора и свободу самовыражения. Искусство педагога заключается в том, чтобы, понимая индивидуальные возможности и потребности ребёнка, создавать условия, в которых бы каждый смог не только проявить свою инициативу, но и впитать новый опыт, освоить новые умения, новую информацию. Здесь важно, чтобы сам педагог захотел работать по-новому, а это значит мыслить по-новому, вдохновиться свежими идеями, которые предлагает нам Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  Музыкальный руководитель создаёт условия, которые способствуют музыкальному, эстетическому, творческому развитию детей. Каждый ребёнок в зависимости от своих индивидуальных особенностей, врождённых задатков, а также условий семейного воспитания достигнет тех или иных результатов.

Особое место в системе эстетического воспитания в  детском  саду занимают праздники – торжественные  события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети.

Виды праздников:

  •  народные и фольклорные: «Святки», «Коляда», «Масленица», «Осенины»;
  •  неофициальный народный «День смеха» празднуется    во  многих европейских  странах;
  •  государственно-гражданские: «Новый год», «День защитника Отечества», «День Победы», «День знаний», «День России», «День города» и другие;
  •  международные: «День матери», «День защиты детей», «Международный женский день», «День семьи», «День пожилого человека»;
  •  православные: «Рождество Христово», «Пасха», «Троица» и другие;
  •  бытовые и семейные: «День рожденья», «Выпуск в детей школу», «Праздник Букваря», традиционные праздники в детском саду или группе;
  •  праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить

радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Город вежливых  

ребят», «Чистота – залог здоровья» «Весёлая клумба» и другие.

Содержание и организация праздников.

Главное воспитательное воздействие праздников заключается   в том, что их основная идея доносится  до детей, при помощи ярких эмоциональных средств. Поэтому необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств. Воспоминания о детских праздниках проходят через всю их жизнь. Они способствуют зарождению любви к Родине и уважению к её прекрасным традициям и обычаям. На празднике дети поют, танцуют, читают стихи, смотрят и слушают выступления своих товарищей и взрослых. Со вкусом подобранное помещение, удачно подобранные песни, инструментальные пьесы, и гимнастические движения, костюмы – всё это воспитывает у детей любовь к искусству,  желание не только смотреть и слушать, но и самим принимать активное участие во всех номерах праздника.

Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть  достижения детей: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.

Поведение и настроение детей на празднике зависит от его чёткой организации, продуманного сценария, формы проведения, своевременной подготовки.

За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем.

Подготовка и проведение праздника – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Можно выделить следующие этапы по организации и проведения праздников:

I этап – предварительное планирование. 

В начале учебного года на педагогическом совете обсуждается план работы на год. Музыкальный руководитель предлагает план праздников и развлечений на учебный год. Данный план утверждается,  устанавливаются сроки  проведения праздников и развлечений.

II этап – работа над сценарием.

На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику за 1,5 – 2 месяца до самого мероприятия.

Выделяют следующие требования к сценарию: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации. Сценарий утренника составляет музыкальный руководитель и утверждается приказом  заведующей. В приказе отмечаются сроки проведения,    ответственные за проведение, назначаются ведущие праздников.   Продумываем оснащение праздника, оформление зала.  

Обсуждение праздника обязательно проводим с коллективом, причем воспитатели  не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и так далее. Просматривая сценарии,  воспитатели соотносят речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Адаптация сценария к детям – это творческая и сложная работа, нацеленная на то, чтобы подготовка представления не была чрезмерно сложной и доставила удовольствие, как детям, так и взрослым. Важно помнить, что сценарий, так или иначе, отражает эстетические взгляды, стиль профессиональной деятельности педагогов.  При составлении сценария необходимо обеспечить:

 - яркое и торжественное начало праздника;

 - развертывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъема;

 - кульминация, в которой вручаются подарки и др.

Подготовку к празднику музыкальный руководитель начинает с разработки сценария, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, тщательного отбора музыкальных произведений и музыкального оформления.

Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако и они должны выступить, пусть с более легким, но интересным для их заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.

Родители, доверяя детскому саду своего ребенка, надеются, что каждый из них получит всестороннее воспитание и развитие.

Все мы знаем, что музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным. Особые требования необходимо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторение отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз, арпеджированных аккордов в его начале и конце и так далее.

Не следует считать, что чрезмерно громкое звучание музыки на празднике создаёт особую торжественность. Музыкальные произведения нужно исполнять в соответствии с их характером, средствами выразительности и указаниями композитора. Громкое звучание издаёт лишний шум, заглушает голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному пению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Содержание любого праздника доводится до сознания  ребёнка в процессе всей подготовительной работы. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен продумать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навыкам, насколько близок детям по форме и содержанию. Не следует перегружать программу праздника большим количеством выступлений, так как это утомляет детей и тем самым снижает их интерес к представлению. Музыкальный руководитель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, это может привести к перегрузке занятий дополнительным музыкальным материалом в ущерб программному материалу. Один и тот же весёлый танец или песню можно использовать и в день осеннего праздника, и в концерте, посвящённому выпуску в школу, и на празднике новогодней ёлки. В праздник не стоит включать более двух - трёх новых произведений. Праздник кульминационный пункт этой работы. В процессе организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию дети разучивают праздничный материал. На других образовательных ситуациях получают какой-либо познавательный материал.

Чтобы к моменту праздника дети не утратили яркости впечатлений, его подготовка не должна начинаться слишком рано.

При составлении  сценария   необходимо разделить его условно на эпизоды, выделить в каждом из них основную задачу, которую должны решать вводимые персонажи вместе с детьми. Каждый герой должен появиться «зачем-то», «для чего-то», а не просто так. Ведущему легче будет сориентироваться в ходе праздника, если он сумеет выстроить точную схему действия, последовательность эпизодов, постепенность достижения главной цели праздника. В таком случае, он легко сможет в случае чего исправить положение, умело подвести героев к нужному исходу. 

В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

Когда сценарий готов воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если он уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами). 

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и так далее) и что будут делать сами дети.

На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.

IV этап – репетиции.

После определения целей и задач начинается непосредственная подготовка к празднику – с распределения речевого материала для детей, с учетом их индивидуальных речевых особенностей. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего    понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Хореографические и вокальные композиции,  сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

Далее  начинается непосредственная работа по разучиванию  песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмов. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов;

- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

- над образом;

- над отдельными эпизодами.

Педагоги совместно оформляют музыкальный зал, изготавливают аксессуары, атрибуты  и костюмы.

V этап – проведение праздника.

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит… и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

Первый в учебном году праздник (обычно это праздник «День знаний») строим на очень простом материале. В праздник включаем как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняем выступлениями детей и педагогам уже остается  только роль ведущего.

В праздничную программу включаем танцы (народные, современные, танцы разных народов мира, классические танцы); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах, эстафеты и так далее.

Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность. При отборе игр для праздника учитываем не только интерес участников, но также и детей – зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими. Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты). Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений. Последовательность песен, игр, танцев, инсценировок продумаем с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

Художественному слову на празднике отводим значительное место.

Обилие стихов, многословие ведущих делает праздник неинтересным, нединамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным детям по содержанию и выразительным по исполнению. Продумываем не только выбор стихов, но и качество их исполнения детьми на утреннике. Задача воспитателей – научить ребят читать стихи эмоционально, без подражания взрослым.

Дети, конечно, любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворять всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы (одни поют частушки, другие в инсценировке участвуют и так далее).

В течение года ответственные, ведущие роли поручаем разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократное выступление одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляет их нервную систему. У детей же не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе, особенно стеснительные и малоинициативные дети. Для каждого ребенка находим, пусть незначительную, маленькую, но роль в сценарии. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, инсценирование,  сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений; 3-4 стихотворения, столько же поговорок и пословиц, 1-2 небольших рассказа, исполнение 1 мелодии на детских музыкальных инструментах или произведений для слушания, 1-2 хоровые песни и 1 в исполнении соло или ансамбля, 1,2 игры, столько же танцев или хороводов. Соотношение видов выступлений может быть изменено. Однако общую сумму их превышать не следует.

Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они усиливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением детей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате.

VI этап – подведение итогов.

Задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап – последействие праздника.

На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

После праздника желательно провести педагогическое совещание, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение  помогает избежать ошибок при подготовке и проведении следующих праздников, повышает эффективность педагогической работы.

Построения и методика проведения праздников в дошкольных организациях определяются особенностями каждого из них и возрастом детей, для которых он проводится.

Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких показываем и обыгрываем красочные атрибуты, игрушки, инсценировки. Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. На празднике для  младшей и средней групп, вводится небольшая торжественная часть, поют песни, играют, в конце проводится сюрпризный момент. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах. Эти дети во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.

Для детей старших групп характерна большая активность в восприятии и исполнительной деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления и так далее. На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя, уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий своих товарищей.

Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-35 минут, для старших 45-50 минут. Если два утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие могут и во вторую половину дня. Удобнее всего с утра организовывать праздники, так как дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

  • говорить не громко (не кричать);
  • ходить спокойно (не бегать);
  • помнить для чего мы находимся в зале;
  • смело показывать свои способности;
  • заботиться друг о друге (не обижать);
  • помогать друг другу (не смеяться);
  • внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
  • не отвлекаться на родителей. 

Роль ведущего на музыкальных праздниках.

Успех проведения праздника  во многом зависит от ведущего. Ведущий должен обладать высокой культурой, быть находчивым, веселым, знающим детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться, хорошо ориентироваться в сценарии. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы. Основная его задача – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: «Вы не видели, как наши малыши пляшут с платочками?») На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Объявляя очередной номер, он должен говорить  выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Ведущий не только сообщает, какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы – утомляют детей. Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и другое). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Он должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения – поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант).

Второй воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

Участие родителей в подготовке к празднику

Утренники в детском саду – праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие.

Зачастую родителям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. Они  могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню, знает ли он все движения танца, который разучивается к празднику.

Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и идут через зал поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на  каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и что абсолютно недопустимо – разговаривать по телефону во время утренника, его надо отключить. Ведь дети готовились к мероприятию и считают себя почти артистами, поэтому надо научиться уважать своих детей. Необходимо постоянно напоминать родителям и об эстетической стороне – желательно чтобы родители не приходили на праздник в сапогах, в головных уборах и снимали с себя верхнюю одежду.

До начала праздника нужно посоветовать родителям, своим детям хорошо продумать головные уборы, не рекомендуется закрывать лица детей масками. Также  они не должны быть громоздкими, а  быть по размеру головы, чтобы ребенок смог наслаждаться праздником и не был обеспокоен тем, что ему нужно постоянно придерживать свой головной убор!

Если ребенок очень скромный и стеснительный, можно посоветовать не делать костюм слишком ярким и вызывающим! Для стеснительного ребенка трудно быть в таком костюме, в центре внимания!

Карнавальный костюм ребенка должен быть удобным, не стесняющими движений детей,  лёгкими, сшитыми со вкусом, по росту. Юбка – у платья девочки должна быть нормальной длины – чтобы другие дети не могли наступать на подол. Он должен отвечать сценарию праздника, в котором принимает участие ребенок.  И, что самое главное, он должен нравиться самому ребенку, а не маме или бабушке.

Важно помнить, что ребенок в костюме не будет сидеть! А будет в нем танцевать, играть, водить хороводы, активно  веселиться!

Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается с помощью  активного участия взрослых. Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители. Включаем родителей в детские игры, хороводы, эстафеты, инсценировки. Как радуются ребята, когда две мамы или папы соревнуются между собой.

Оформление.

Помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат,  зала, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей. Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

К украшению музыкального зала в детском саду предъявляются следующие требования:

- соблюдение безопасности;

- содержанию праздника должно быть художественным и понятным для детей;

- соответствовать теме и содержанию сценария, возрастным возможностям детей;

- развивать художественно-эстетический вкус;

- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

- эстетичность и мобильность.

Для оформления используем:

- плоскостные модели (рисунки, аппликации, оригами т.д.);

- объемные декорации (деревья, гирлянды, домики и т.д.);

- драпировки из тканей разных цветов и фактуры;

- детские работы.

Вечера  развлечений

В процессе музыкального воспитания особое место занимают вечера развлечений. Они являются яркими моментами  в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности, организации дружного коллектива.

Вечера развлечений  способствуют всестороннему развитию ребёнка:

- дошкольники знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;

- вечера развлечений пробуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус детей;

- способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувство доброжелательности, симпатии, доверия другу;

- позволяют каждому ребёнку проявить  свою индивидуальность, проверить свои возможности.

Вечера развлечений  бывают трёх видов.

  1. Организованные для детей взрослыми.
  2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых.
  3. Организованные взрослыми не при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

Вечера развлечений проводятся в самых разных формах

  • Кукольный театр
  • Теневой театр.
  • Театр теней.
  • Настольный театр игрушки (плоскостной и объёмной).
  • Театр пальчиков.
  • Инсценирование на фланелеграфе.
  • Слушание аудиозаписей (классической музыки, сказок, просмотр  видеофильмов).
  • Концерт.
  • Вечера детской самодеятельности.
  • Вечера спортивных игр и развлечений.
  • Празднование дней рождений детей.
  • Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений, театрализованные представления.
  • Вечера игр, забав и аттракционов.
  • Кукольный театр – это «ожившая» кукла на ширме.
  • Теневой театр – в нём играют не объёмные куклы, а куклы – силуэты.
  • Театр теней - это показ сценки, стихотворения, небольшой сказки через отражение тени манипуляцией пальцев рук на стене или белом экране.
  • Настольный театр игрушки (плоскостной и объёмной) - объёмные игрушки или фигурки из картона, фанеры. Необходимо помнить, что для показа нужно брать простые по содержанию и без трудных для игрушек действий и движений.
  • Театр пальчиков (бибабо) – показать его можно из-за простой настольной ширмы или даже стула с высокой спинкой прикрытый скатертью. Главное в этом театре – головки кукол.
  • Инсценирование на фланелеграфе – доска обтянутая фланелью ставится на стол, на фигурки для показа тоже наклеивается фланель, благодаря чему они держатся на доске и легко перемещаются. При помощи фланелеграфа рекомендуется инсценировать любые сказки с неслишком динамичным действием, рассказы о природе – цветах, деревьях, птицах, животных. Представление можно сопровождать соответствующей его содержанию музыкой. В младших – показ проводит педагог, в старших – сами дети.
  • Слушание аудиозаписей (классической музыки, сказок, просмотр  видеофильмов).
  • Концерты – устраиваются силами приглашенных артистов, бывших воспитанников, учеников музыкальных школ, родителей и детей посещающих детский сад. В концерте могут быть представлены различные виды искусств – художественное слово, музыка, танец. Иногда концерты состоят только из музыкальных произведений при знакомстве например с домброй или баяном.
  • Вечера детской самодеятельности – пользуются большей популярностью среди детей, так как целиком строятся на выступлениях их самих. Вечера носят характер домашнего концертного празднования. Они не требуют особой подготовки детей, поскольку включают песни, пляски, стихи, игры, разученные на повседневных занятиях. Дети могут выступать индивидуально, подгруппами по несколько человек, а также, по их желанию, все вместе. Педагоги лишь компонуют последовательность выступлений детей с учётом смены видов музыкальной и литературной деятельности.
  • Вечера спортивных игр и развлечений – могут состоять из любимых детьми несюжетных музыкальных игр; игр аттракционов; спортивных игр с заданиями, развивающими ловкость, смекалку подвижных игр с соревнованиями.
  • Празднование дней рождений детей – проводятся обычно в кругу своей группы, но иногда и в зале. Можно детей, родившихся в одном месяце, из групп, близких по возрасту, собирать один раз в месяц.
  • Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений, театрализованные представления – представляют постепенное усвоение детьми материала. Эти виды развлечений хорошо сочетаются с творческой игрой, в которой ребёнок быстрее овладевает особенностями движений отдельных персонажей, запоминает текст. Дети любят разучивать сказки, песни, рассказы и выступать с театральным представлением перед зрителями. Есть специальные оперы-сказки, написанные для детей.
  • Вечера игр, забав и аттракционов – включаются загадки, весёлые юмористические стихи, частушки, потешки и скороговорки, несложные аттракционы.

Для вечеров развлечений привлекается в основном материал регулярных занятий по музыке, речевому развитию, изобразительной деятельности, разучиваемый на индивидуальных занятиях.

Музыкальные вечера развлечений, то есть полностью состоящие из музыки, проводятся раз в месяц в каждой возрастной группе,  чтобы не выработать у детей представление, что без музыкального «фона» и отдохнуть нельзя.

Выбор инструментальной и вокальной музыки, включение её в тот или иной вид развлечения определяется его содержанием. Главное – всегда помнить о художественности музыкального материала, его качественном исполнении и доступности для детского восприятия.

Вечера развлечений проводятся 1 раз в 7 -10 дней. Продолжительность их может быть разной: от 5 -7 до 30-45 минут, в зависимости от возраста детей, содержания материала. Очень важно, чтобы в течение года проводились вечера развлечений самых разных видов и на них все дети побывали в роли актёров, и в роли зрителей.

Что является главным в нашей работе? Главное – это ребёнок, его личность, его достоинство, его здоровье. Для педагога важно иметь тонкое чувство меры: чрезмерное количество выступлений и длительная подготовка к ним приводит к обратному результату.

А наша общая цель – опыт совместной радостной, удивительной, творческой деятельности, опыт понимания и принятия, преодоления трудностей, опыт эмоционального переживания и взаимодействия.

И еще… По окончании праздника недопустимо делать вид, что ничего не произошло. Ведь зачастую администрация и коллеги, присутствующие на празднике, молча встают и расходятся по своим рабочим местам. Но ведь каждый педагог знает, сколько усилий стоит проведение открытого занятия, с присутствием родителей, и каждый ждет оценки своего труда. А праздник – разве не открытое занятие, только более масштабное, на котором присутствуют родители, коллеги-педагоги, администрация детского сада?

Любому, и ведущему, и музыкальному руководителю, и актерам приятно услышать слова признательности и благодарности за работу, тем более, если она выполнена успешно. Ну, а если были ошибки, тоже ничего страшного, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, главное, чтобы они были учтены и не повторялись впредь.

И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....

Культурно – досуговые праздничные традиции в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

В разработке описаны традиционные праздники и развлечения, проводимые в дошкольном учреждении на основе интеграции образовательных областей, взаимодействии педагогов, детей и их родителей....

Номинация: СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Название: «Морское путешествие к Школьному острову». Автор - составитель: Якубокская Е. А.

Автор - составитель: Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категории.Описание: Сценарий  Выпускного вечера, предназначен  для детей  старшего дошколь...

Культурно-досуговое комплексное мероприятие с использованием АМО "В гостях у Данилы-мастера" (ознакомление с окружающим и лепка)

Мероприятие проводилось в подготовительной к школе группе.Конспект НОД соответствует программным требованиям для данного возраста. Составлен по технологии модерации с использованием АМО.При отборе сод...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о важности правильно организованного досуга, и о последствиях которые могут быть если упустить данную деятельность. Раскрываются принципы досуговой деятельности....