Приложение
материал (старшая группа)

Пашинина Инна Анатольевна

сюжетно ролевая игра как средство...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1 «Подготовка и организация сюжетно- ролевых игр»

Оглавление

Корпорация "Сотовая  связь"        3

«Пункт общественного питания» (пиццерия, ресторан, столовая и др.)        5

«Агентство недвижимости», «Туристическая фирма»        8

«Дизайнерская студия» (оформление интерьера)        11

«ГИБДД»        13

«Банк»        15

«Салон красоты»        18

«Супермаркет»        21


Корпорация "Сотовая  связь"

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли в соответствии с игровым замыслом. Способствовать отражению в игре элементов социальной действительности, побуждать находить выход из возникшей конфликтной ситуации, воспитывать культуру общения. Обратить внимание не то, что люди, работающие в профессии  " человек – человек" должны быть справедливыми, отзывчивыми, вежливыми.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  • экскурсия в магазин по продаже телефонов;
  • беседа о профессиях: "менеджер по продажам", «оператор сотовой связи»;
  • изготовления  игрового оборудования к игре совместно с детьми: телефоны, деньги и др.
  • рассказывание из собственного опыта детей и педагога;

- продавец – покупатель;

- оператор сотовой связи – клиент;

- мастер по ремонту телефонов – клиент;

- менеджер по продажам – продавец;

- директор – претендент на место;

- администратор – менеджер по продажам.

  • поломка телефона в установленный гарантийный срок;
  • отсутствие необходимой модели;
  • не поступление денег на счет;
  • снятие денег со счета;
  • недовольство качеством проведенного ремонта телефона.

Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

  1. сотовые телефоны;
  2. аксессуары, чехлы к телефонам;
  3. упаковки;
  4. компьютеры;
  5. бланки счетов;
  6. чеки;
  7. пакеты с символикой телефонной сети;
  8. бейджики для сотрудников;
  9. рекламные проспекты, журналы;
  10. предметы – заместители;
  11. символы – маркеры игрового пространства (ремонтная, оператор, продажа, директор)

Способы выхода из конфликтной ситуации:

  • поломка телефона в установленный гарантийный срок :

- извиниться, предложить отправить телефон на экспертизу;

  • отсутствие необходимой модели

- предложить привезти под заказ;

- рассказать о преимуществах другой модели;

  • не поступление денег на счет; снятие денег со счета

- посмотреть поступления по компьютеру, объяснить причину задержки платежа;

  • недовольство качеством проведенного ремонта телефона.

- извиниться, предложить исправить недостатки;

- извиниться, предложить компенсировать ущерб.

Примерные сюжетные линии:

- прием на работу

- рабочий день салона сотовой связи

- обращение к оператору сотовой связи (по телефону)


«Пункт общественного питания» (пиццерия, ресторан, столовая и др.)

Цель: формировать умение детей распределять роли в соответствии с замыслом; развивать сюжет в нескольких направлениях; развивать связную речь; поддерживать интерес детей к событиям общественной жизни; воспитывать навыки культуры общения; закрепить правила сервировки стола; учить находить выход из конфликтных ситуаций; в случае необходимости корректно отстаивать свою позицию; обратить внимание на то, что люди, работающие с людьми должны быть вежливыми, отзывчивыми, справедливыми; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  •  рассматривание альбома «Профессии»;
  • беседа с опорой на личный опыт детей;
  • изготовление в совместной продуктивной деятельности атрибутов к игре: продукты питания, бланки – папки меню и т.д.;
  • ручной труд по освоению умений складывания разным способами салфетки ;
  • знакомство с профессиями – официант
  • обсудить правила сервировки стола
  • обсудить правила поведения в общественных местах
  • беседа: «Правила этикета во время приема пищи»

 - официант – посетитель

- официант – повар

- официант – официант

- посетитель – посетитель

- посетитель – администратор

- повар – администратор

- посетитель - аниматор

  • недовольство посетителя обслуживанием, изготовлением пищи;
  • недовольство администратора работой официанта;
  • работник не вышел на работу;
  • недовольство посетителя отсутствием

желаемой пищи

Способы выхода из конфликтной ситуации:

  • Недовольство посетителя обслуживанием:

- извиниться;

- извиниться и указать причину возникновения данной ситуации;

- предложить обратиться к администратору;

- предложить книгу жалоб.

  • Недовольство посетителя приготовлением пищи:

- извиниться, предложить поменять блюдо;

- пригласить администратора;

- предложить жалобную книгу.

  • Недовольство администрации работой сотрудника:

- пригласить в кабинет на беседу;

- закрепить наставника с целью обмена опытом;

- выразить причины недовольства и предложить уволиться;

- сотрудник приносит извинения и просит дать возможность поработать и исправить замечания.

  • Отсутствие сотрудника на рабочем месте:

- сотрудник звонит и предупреждает об отсутствии на рабочем месте, указав причину;

- администратор находит замену сотруднику;

- пригласить в кабинет для беседы, выяснить причины отсутствия и предупредить о последствиях;

- уволить.

  • Недовольство посетителя отсутствием выбранной пищи:

- извиниться и предложить выбрать другое блюдо;

- извиниться и предложить подождать, пока готовят блюдо;

- пригласить администратора.

Примерные сюжетные линии:

- рабочий день пункта общественного питания;

- день рождения в кафе;

Связь с другими сюжетно – ролевыми играми: «Семья», «Обед в организации».

Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

- предметы оперирования для официанта (поднос, меню, посуда, салфетки, скатерти, счетная машинка, компьютер, бланки счетов и т.д.);

- элементы одежды официанта (фартук);

- маркеры игрового пространства «зал для посетителей»;

- элементы одежды повара (фартук, колпак);

- маркеры игрового пространства «кухня»;

- предметы – оперирования для повара (посуда, продукты).


«Агентство недвижимости», «Туристическая фирма»

Цели: формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им; расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем; закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых; учить находить выход из конфликтных ситуаций; в случае необходимости корректно отстаивать свою позицию; обратить внимание на то, что люди, работающие с людьми должны быть вежливыми, отзывчивыми, справедливыми; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  •  рассматривание фотографий домов;
  • беседа с опорой на личный опыт детей;
  • беседа о профессии "менеджер по продажам";
  • экскурсия в Агентство недвижимости;
  • изготовление атрибутов к игре: рекламные проспекты, рисование схем домов, изготовление каталога с недвижимостью и др.

 - директор агентства -агент

- директор агентства – работник рекламной службы

- агент – клиент

- директор агентства – клиент

-работник рекламной службы - клиент

  • клиент недоволен работой агентства:

 - не нравится рекламный проспект;

- затягивают с оформлением документов;

- не оформляют сделку;

- не доволен местонахождением или планировкой недвижимости.

  • Директор агентства недоволен работой сотрудников

Способы выхода из конфликтных ситуаций:

  • Клиент  недоволен рекламным проспектом:

- извиниться и предложить другие варианты рекламы;

- вместе с клиентом  создать рекламный проспект.

  • Клиент  недоволен задержкой в оформлении  документов:

- извиниться и объяснить причины, по которым не смогли в срок оформить документы;

- извиниться, пообещать клиенту оформить документы в ближайшее время.

  • Клиент  недоволен местонахождением или планировкой недвижимости:

- выехать на место и убедить клиента в плюсах местонахождения недвижимости;

- вместе с клиентом обговорить еще раз устраивающее его место, предложить имеющиеся варианты недвижимости;

- извиниться, указав на отсутствие других вариантов;

- извиниться, предложить продолжить работу по поиску нужного варианта.

  • Клиент недоволен работой сотрудников (обращение к директору)

- выяснить причины недовольства, пообещать клиенту устранить недоработки в ближайшее время;

- извиниться, указать причины возникновения спорной ситуации, пообещать устранить их и удовлетворить заказ клиента.

Примерные сюжетные линии:

  1. Человек устраивается на работу
  2. Рабочий день агентства (выход на работу, обслуживание клиентов, обеденный перерыв, уход с работы).

Взаимосвязь с другими сюжетными играми: «Семья», «Банк», «Пункт общественного питания».

Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

- маркеры игрового пространства «Зал агентства»

- предметы – оперирования (орг. техника, фотографии, альбомы объектов недвижимости, рекламные проспекты и т.д.)

- элементы формы сотрудников;

- маркеры игрового пространства «кабинет директора»



«Дизайнерская студия» (оформление интерьера)

Цель: Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания, учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, знакомить с работниками дизайнерской студии.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  •  Изготовление альбома  с образцами тканей, обоев, краски;
  • Рассматривание  альбома с фотографиями интерьеров;
  • Беседа о профессии дизайнер;
  • Изготовление макетов интерьеров.

 - дизайнер – заказчик

- арт-директор – дизайнер

- арт-директор – заказчик

-администратор-заказчик

  • заказчик недоволен работой дизайнера:

 - не устраивает дизайн-проект интерьера;

- затягивается  срок сдачи дизайн-проекта;

- не соблюдает этикет общения;

  • арт-директор студии недоволен работой сотрудников.

Способы выхода из конфликтной ситуации:

  • Заказчик недоволен работой дизайнера:

- извиниться и предложить другие варианты дизайн-проекта;

- вместе с клиентом создать  дизайн-проект;

- извиниться и объяснить причину задержки;

- извиниться.

  • Арт-директор студии недоволен работой сотрудников:

- вызвать на беседу, объяснить причины недовольства.

Примерные сюжетные линии:

- Рабочий день дизайнерской студии;

- Выезд на место

Связь с другими ролевыми играми: «Семья», «Ремонт организации».


Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

- маркеры игрового пространства «Дизайнерская студия»;

- маркеры игрового пространства «Цех по производству элементов дизайна»;

- предметы оперирования дизайнера (каталоги обоев, красок, тканей и т.д.; компьютер, бумага, карандаши и т.д.; макеты комнат; каталог выполненных работ)

- предметы оперирования для работников цеха ( цв. бумага, картон, ткани, клей, фломастеры и т.д.);

- предметы оперирования для администратора (чеки, бланки заказа, компьютер и т.д.)


«ГИБДД»

Цель: развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать  в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников ГИБДД, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход»; учить находить выход из конфликтных ситуаций; обратить внимание на то, что люди, работающие с людьми должны быть вежливыми, отзывчивыми, справедливыми; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  • Беседа о профессии инспектора ГИБДД;
  • Просмотр презентации о работе сотрудников  ГИБДД;
  • Повторить правила дорожного движения;
  • Изготовление с детьми атрибутов к игре.
  • Беседа с детьми о служебной этике сотрудника ГИБДД (приветствие, ведение разговора)

 - инспектор-пешеход

- инспектор-водитель

  • пешеход нарушает ПДД;
  • водитель нарушает ПДД;
  • неправильно припаркованный автомобиль;
  • водитель, пешеход не согласны с инспектором;
  • нарушаются правила перевозки пассажиров – нет детского кресла, не пристегнуты ремни и др.

Способы выхода из конфликтной ситуации:

  • Пешеход нарушает ПДД:

- указывает на нарушение, выписывает штраф, проводит профилактическую беседу;

  • Водитель нарушает ПДД:

- указывает на  нарушение, выписывает штраф, либо забирает права;

  • Водитель, пешеход не согласны с инспектором:

- инспектор объясняет, какие правила движения были нарушены,  приводит доказательства (знаки, радар и др.)

  • Неправильно припаркованный автомобиль:

- закрепить квитанцию со штрафом к машине;

- вызвать эвакуатор и забрать машину.

  • Нарушаются правила перевозки пассажиров – нет детского кресла, не пристегнуты ремни и др.

- указать на нарушение, провести профилактическую беседу, выписать штраф.

Примерные сюжетные линии:

- дежурство сотрудников ГИБДД на дороге;

- выезд на место происшествия;

-

Связь с другими ролевыми играми: «Семья», «Дорога в детский сад, магазин и т.д.»

Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

- элементы формы сотрудника ГИБДД ;

- Маркеры игрового пространства «Улица»: дома, дорожные знаки, светофор;

- предметы оперирования для сотрудника ГИБДД (жезл, свисток, бланки для штрафа, спец. машина и т.д.);

- предметы оперирования для водителя (руль, машина, ремень безопасности, водительские права и т.д.)


«Банк»

Цель: учить выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества; отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета; обратить внимание на то, что люди, работающие с людьми должны быть вежливыми, отзывчивыми, справедливыми; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  • Экскурсия в банк
  • Беседа о профессии бухгалтер, кассир
  • Изготовление атрибутов к игре совместно с детьми: пластиковые карты, деньги и т.д.
  • Пополнение развивающей среды: банкомат, компьютер, машинка для ввода пароля к пластиковой карте,

- кассир-клиент

- бухгалтер – клиент

- кассир-бухгалтер

- консультант – клиент

- директор – сотрудник

  • не работает компьютер;
  • пластиковая карточка застряла в банкомате;
  • сотрудники не соблюдают правила речевого этикета;
  • отсутствие сотрудника на рабочем месте;

Способы выхода из конфликтных ситуаций:

  • не работает компьютер

- выйти к людям,  принести извинения, объяснит причину (поломка, отсутствие электричества). В случае поломки обратиться к директору и помочь разместить людей к другим кассирам.

  • пластиковая карточка застряла в банкомате

- позвонить по телефону, указанному на банкомате;

- пройти в банк, предъявить паспорт и забрать карту.

  • сотрудники не соблюдают правила речевого этикета;

- извиниться;

- извиниться, предложить обратиться к директору.

  • отсутствие сотрудника на рабочем месте

-сотрудник звонит и предупреждает об отсутствии на рабочем месте, указав причину;

- администратор находит замену сотруднику;

- пригласить в кабинет для беседы, выяснить причины отсутствия и предупредить о последствиях;

- уволить.

Примерные сюжетные линии:

- клиент приходит в банк

- оформление кредита (первоначальный прием, выдача кредита);

- осуществление платежей, штрафов, налогов и т.д.;

- оформление и выдача пластиковых карт, сберегательных книжек

 

Связь с другими сюжетно – ролевыми играми: «Семья», «Супермаркет».

Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

- маркеры игрового пространства «Банк»(окошки кассиров-консультантов, касса, кабинет директора);

- элементы формы сотрудников банка;

- предметы оперирования (пластиковая карта, банкомат, сберкнижка, буклеты, машинка для выдачи пластиковых карт,  компьютер, бланки, деньги и т.д.);


        


«Салон красоты»

Цель: познакомить с профессиями парикмахер,  визажист; воспитывать культуру общения, учить детей самостоятельно распределять роли в соответствии с игровым замыслом; формировать навыки речевого этикета; развивать связную речь.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  •  беседа о профессиях: визажист, мастер маникюра;
  • Рассматривание журналов мод,  причесок
  • Изготовление игрового оборудования
  • Экскурсия в парикмахерскую
  • Каталог с прическами, дизайном ногтей.

- парикмахер – клиент

- визажист-клиент

- клиент-мастер маникюра

- клиент-клиент

- администратор-клиент

- администратор-сотрудники

  • клиент не удовлетворен работой

мастера;

  • клиент не доволен качеством и культурой обслуживания;
  • не вовремя приняли(предварительная запись);

Способы выхода из конфликтных ситуаций:

  • клиент не удовлетворен работой мастера:

- извиниться, уступить  клиенту в цене либо предложить бесплатно повторный прием;

- предложить другого мастера;

- предложить исправить недостатки;

- вернуть деньги за оплаченную услугу;

- предложить книгу жалоб;

  • клиент не доволен качеством и культурой обслуживания:

- извиниться, предложить обратиться к администратору;

  • не вовремя приняли(предварительная запись);

- извиниться, объяснить причины, предложить чашку чая, посмотреть журналы;

- предложить другого мастера.

Примерные сюжетные линии:

- прием на работу в салон красоты;

- рабочий день салона красоты.

Связь с другими сюжетно – ролевыми играми: «Семья».

Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

- маркеры игрового пространства «салона красоты»(зеркала, трюмо, ванная , столик для мастера маникюра, визажиста, администратора, « вывеска открыто-закрыто»);

- элементы формы сотрудников салона красоты;

- предметы оперирования: набор парикмахера, набор мастера маникюра и визажиста;

- каталог причесок,  с оттенками красок, с дизайном ногтей, журналы, бэджи для сотрудников.



«Супермаркет»

Цель: научить детей согласовывать игровой замысел с замыслом сверстников. Побуждать детей  широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Сбор информации

Ролевой диалог

Возможные конфликтные ситуации

  • Экскурсия в супермаркет;
  • Рассматривание атрибутов продавца;
  • Беседа об отделах магазина;
  • Д/и «Магазин»
  • Изготовление атрибутов к игре: чеки, деньги, кассовые аппараты и т.д.

- продавец- покупатель

- продавец-продавец

- продавец-кассир

- кассир-покупатель

- покупатель-администратор

покупатель-покупатель

- товаровед – администратор.

  • Покупатель  не доволен качеством и культурой обслуживания:

- некачественный товар

- плохая упаковка

- цена не совпадает с ценником

- просрочен срок годности

Способы выхода из конфликтных ситуаций:

  • Покупатель  не доволен качеством и культурой обслуживания:

- предложить книгу жалоб;

- извиниться и правильно выдать сдачу;

  •  некачественный товар

- извиниться и предложить другой товар;

  • плохая упаковка

- извиниться и заменить упаковку

  • цена не совпадает с ценником

-пригласить администратора, проверить по документам, исправить ценник

  • просрочен срок годности

- извиниться, предложить товар с  нормальным сроком годности

Примерные сюжетные линии:

- рабочий день супермаркета (покупка - продажа товара; переучет в магазине (подчитывается товар, заказывается для пополнения)

Связь с другими сюжетно – ролевыми играми: «Семья».

Примерное оборудование предметно – развивающей среды:

- элементы одежды продавца (униформа);

- предметы оперирования для продавца (весы, касса, чеки);

- маркеры игрового пространства (витрины, товар, посуда, муляжи овощей и фруктов и др.);

- предметы оперирования для покупателя (деньги, корзины для покупок);

- предметы - заместители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант

Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии:  http://docme.ru/Oa9 ...

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

Приложения к годовому плану

В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....

приложение № 3

Зрительная гимнастика  обязательна на занятиях с применением ИКТ....

Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"

Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...

Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"

В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок  проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...