"Страна добрых отношений" практика работы с детьми и родителями
материал

Абукова Ирина Геннадьевна

Описание практики "Страна добрых отношений". Рассказывается о работе в ДОУ с детьми и родителями. Описаны формы, средства взаимодействия с родителями воспитанников. Сделаны выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad_9_lesovichok_taseevo_opisanie.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Практика включения родителей в образовательный процесс

«Страна добрых отношений»

 Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

              Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко  не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в пункте 2.4 говорится, что в  программе необходимо: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей, а в пункте 2.11 отмечается, что реализация  программы  осуществляется через взаимодействие с родителями. 

           Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

          Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями  воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Из всего вышесказанного возникают противоречия:

  • между ориентацией государства на вовлечение родителей в образовательный процесс и отсутствием механизма сотрудничества ДОУ с семьей;
  •  между потребностью ДОУ в реальном заказе со стороны родителей и отсутствием у родителей умений прогнозировать развитие своего ребенка и формулировать на этой основе заказ дошкольному учреждению;
  • между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии на развитие ребенка в ДОУ и дома и отсутствием эффективной модели активного сотрудничества педагогов и родителей в планировании и организации образовательного процесса

Педагогический коллектив нашего детского сада предположил:

  • Если выстроить эффективную практику взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы,  координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень включения родителей в образовательный процесс и деятельность дошкольного учреждения.

Цель: Включение родителей ДОУ в образовательный процесс

Задачи:

  • Изучить степень включенности родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • Определить содержание, формы и методы включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ;
  • Проверить эффективность педагогических условий включения родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Мы свою работу выстраиваем на принципах

Принципы:

  • открытость дошкольного учреждения;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  •  уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равная ответственность родителей и педагогов;
  • взаимопомощь;
  •  доверительное отношение;
  •  систематичность;
  •  плавность.

Система включения родителей в образовательный процесс ДОУ:

1 этап Анкетирование родителей ( удовлетворенность качеством построения образовательного процесса в ДОУ)

2 этап Анализ полученных данных анкет

3 этап Построение образ.процесса в группах с учетом запроса родителей (направления работы, интересующие темы, проблемные моменты, темы праздников, совместных мероприятий и др.)

Ежегодно в августе в образовательной организации запускается анкетирование родителей каждой возрастной группы. В анкете родители выбирают направление работы ДОУ на учебный год. Пишут интересующие темы родительских собраний, консультаций, конкурсов для детей и родителей. Определяют темы портфолио, выставок. Также какие бы хотели чтобы прошли совместные мероприятия в ДОУ, каждой возрастной группе.

Все анкеты анализируются, выбирается из большинства направление работы детского сада на учебный год (1, 2). Ставятся задачи работы с детьми, родителями, педагогами ОУ. Каждая возрастная группа анализирует анкеты родителей и составляет план работы группы на учебный год, учитывая пожелания, запросы своих родителей.

Формы и технологии для реализации практики:

  1. Практика работы с детьми и родителями в группах раннего возраста «Мои первые шаги»

Реализация практики осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Дети посещают группу с родителями в  первые дни прихода в детский сад. В группе есть ребенок ОВЗ, он  посещает группу с мамой.

Благодаря этому дети и родители знакомятся с педагогами, группой и режимом ОУ. Чувствуют себя спокойнее и увереннее. Педагоги могут ближе познакомиться с детьми и родителями. 

2 этап: Все мы знаем, что педагоги в группах раннего возраста не проводят или проводят, но очень редко, совместные мероприятия с родителями. Причина кроется в том, что дети раннего возраста на таких мероприятиях плачут, увидев родителей, их потом невозможно организовать. В результате ДОУ остается закрытой системой для родителей детей раннего возраста.

Мы на данном этапе решили, что необходимо наоборот чаще проводить совместные мероприятия с детьми и родителями, чтобы детский сад стал открытым для семьи (удобное время для посещения мероприятий большинством родителей). На этом этапе ведущую роль выполняют педагоги (организуют мероприятия и проводят его с детьми и родителями). Родители участвуют в мероприятиях со своими детьми.

Это дает возможность педагогам показать родителям формы, приемы, средства организации совместной деятельности с детьми. Родители включаются в образовательный процесс группы. Дети учатся взаимодействовать сазу со всеми участниками образовательных отношений. Семья ребенка ОВЗ принимает участие в совместных мероприятиях.

Сложность данного этапа: на первых мероприятиях дети плачут, родители не знают как себя вести с детьми, не могут их успокоить, дети плохо включаются в организованную деятельность. После нескольких мероприятий данная проблема исчезает.

3 этап: Родители принимают непосредственное участие в мероприятиях группы. Родители понимают значимость и важность участия в них. На данном этапе используем в работе с родителями технологию «Семейный праздник» Кудрявцевой Елены Александровны. Родители принимают участие в разработке и подготовке к праздникам, развлечениям, театральным постановкам – играют роли, готовят костюмы, атрибуты, организуют и проводят игры с детьми. На данные мероприятия приглашаются все члены семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, братья и др.) В группе организуются чаепития (данную технологию используют педагоги ДОУ всех возрастных групп).

В ОУ были организованы и проведены с непосредственным участием родителей мероприятия: «Арбузник», «День именинника», «Капустные посиделки», «Путешествие по сказкам», «Машенька – Маша», «Колобок», «Осенние чудеса», «Путешествие в страну Ма», «Святки Колядки», «Масленица», «Новогодний утренник», «Как Марья Ивана в армию собирала» и многие другие.

Ежегодно в ОУ совместно с родителями проводиться «Осенний кросс». Цель данного мероприятия – пропаганда здорового образа жизни.

  1. Участие родителей в реализации проектов.

Использование в работе технологии «Проектная деятельность в ДОУ» (А.И. Савенков)

Реализованы проекты:

 «Капитошки учатся играть» (с участием инструктора) (развитие двигательных умений). «Рисуем и творим» (нетрадиционное рисование, лепка, аппликация) для развития моторики. «Учимся играя» (сенсорное развитие) 2 направления работы – дети и родители. Родители принимают участие в обогащении и развитии среды в группе. Опыт работы по взаимодействию с родителями в развитии среды группы был представлен в 2018 году на Канской педагогической конференции на выставке дидактических пособий (сертификат).

«Мы живем в прекрасном крае!» (является формируемой частью программы ДОУ) опыт представлен на V педагогической конференции г.Канска (опубликован в сборнике по результатам конференции); на фестивале педагогических практик «Под знаком качества» г.Бородино 2016г.(сертификат).

«Конструируем с ТИКО», «Хлеб всему голова», «Где – то там за кулисами», «Скоро, скоро Новый год», «Новогодняя игрушка», «Познаем играя», «Цветная неделя», «Театр рядом с нами», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Здравствуй, зимушка – зима!», «Весна идет!», «Игровой стретчинг в детском саду», «Универсиада в детском саду», «Гибкие сказки», «Наш помощник – язычок», «Путешествие в страну народных инструментов», «9 Мая» и др.

В реализации проектов родители участвуют в оформлении образовательной среды, совместных мероприятиях, в рамках реализации проектов.

  1. Технология «Портфолио дошкольника».

Работа по данной технологии начинается с раннего возраста. Совместно с родителями составляется план работы на учебный год. Работа по технологии равнозначная педагоги – родители. Позволяет педагогам больше узнать о семье ребенка, интересах ребенка. Родители узнают о развитии ребенка, его интересах, друзьях, мечтах и др.

Темы портфолио: «Моя комната», «Мой домашний питомец», «Зимние игры и забавы», «Мои подарки на Новый год», «Мой папа», «Мой дедушка», «Мои успехи в этом году», «Мои друзья», «Я сам!», «Мой новогодний костюм», «Мои страхи», «Моя улица», «Мамы, папы на работе», «Моя мама лучше всех» и др.

  1. День дублера

Такая форма работы позволяет родителям погрузиться в воспитательно – образовательную среду, с иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала ДОУ. Попробовать проявить себя в роли педагогов – это формирует уважение и понимание сложности работы сотрудников ДОУ. Такая форма работы способствует партнерскому взаимоотношению с семьями воспитанников.

  1. Совместный поход с родителями

Организация досуга детей в выходной день вне территории ДОУ одна из значимых и интересных форм взаимодействия с родителями. Родители выбирают наиболее подходящее место для проведения похода. Организую доставку детей, педагогов. Помогают в организации мероприятий с детьми – прохождение полосы препятствий, поиск клада, сбор природного материала, пикник на свежем воздухе, уборка за собой территории. Данное мероприятие сближает детей, родителей, педагогов. Пропаганда активного семейного отдыха.

  1. Участие с детьми и педагогами в конкурсах ДОУ, муниципальных, всероссийских.

Родители хотят  демонстрировать свои и детские достижения, видеть результат работы. В ДОУ ежегодно организуются разнообразные конкурсы: «Символ 2019 года», «Все краски осени» (участие родителей воспитанников выше 78%), «Лучший макет по направлению «познавательное развитие» (опыт работы по оформлению макетов представлен педагогам района на РМО), «Лучший центр по реализации формируемой части программы ДОУ» (победители Всероссийских конкурсов по патриотическому воспитанию в ДОУ), «Лучшая организация родительского собрания» (опыт представлен на район), «Лучшее дидактическое пособие для реализации формируемой части программы ДОУ» (опыт работы представлен педагогам Восточной зоны на методическом дне). Родители совместно с педагогами оформляют и создают развивающую среду в группах. Принимают участие в оформлении центров, пособий, игр, альбомов.

Ежегодно в детском саду проводится детский творческий конкурс «Искорки», родители готовят творческие номера детей, сами принимают в них непосредственное участие с детьми. Если им нужна помощь привлекаются специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, хореограф, воспитатели).

Ежегодно дети принимают участие в муниципальных конкурсах «Мое Отечество», «ДоМиСолька» и др. Родители участвуют с детьми и педагогами в номинации «Взрослые и дети», помогают в изготовлении декораций и костюмов. Дети детского сада ежегодно занимают призовые места на конкурсах.

  1. Экскурсии

Казалось бы, экскурсия традиционная форма работы с детьми, но нет, в нашем детском саду педагоги привлекаю к этому родителей своих воспитанников. Родители работают в разных отраслях, и конечно, же интересней, когда приходят дети на экскурсию в пожарную часть, школу, музыкальную школу, магазин, а там вас встречает мама, папа, бабушка  воспитанника группы. Родители готовятся, стараются, чтобы дети узнали о профессиях как можно больше.

Такая форма взаимодействия с родителями не только способствует вовлечению родителей в образовательный процесс по реализации формируемой части Программы ДОУ, но и способствует сближению детей и родителей. Понимание значимости и важности каждой профессии.

  1. Оформление газеты группы совместно с родителями

Один раз в квартал в группе оформляется газета, в которой присутствуют рубрики «Педагогическая страница», «А вы знаете, что…», «Говорят дети», «Калейдоскоп событий». Опыт работы представлен на РМО для коллег района.

  1. Технология «Дневник личных достижений семьи»

В детском саду данную технологию используют в каждой возрастной группе. Родители с педагогами каждой группы определили, каким будет этот дневник открытым или закрытым. Участие семьи во всех наиболее значимые мероприятия группы, ДОУ отмечается в дневнике определенным знаком (смайл, звездочка). В конце учебного года в каждой возрастной группе по результатам дневника выбирается «Семья года» и на итоговом родительском собрании награждается дипломом. Данная технология стимулирует семьи к активности, вовлекает их в участие в жизни группы, ДОУ.

Вывод:

Использование данных технологий для реализации практики «Страна добрых отношений» дает:

  • Анализ адаптационных листов, анкет  показал 100% легкая адаптация всех  участников образовательных отношений групп раннего возраста к условиям ДОУ;
  • Родители непосредственно принимают участие в разработке и подготовке к мероприятиям группы.
  • Родители понимают значимость и важность организуемых мероприятий для развития детей.
  • Родители участвуют в оформлении образовательной среды группы, являются непосредственными участниками образовательных отношений.
  • Родители могут видеть достижения своего ребенка, его возможности на определенном этапе, трудности.
  • Педагоги больше узнают о детях и их семьях, могут оценить достижения каждого ребенка на определенном этапе развития.
  • Наблюдается динамика позитивной социализации семьи и ребенка ОВЗ.
  • Педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом интересов и запросов родителей;
  • Родители получают возможность непосредственно участвовать в жизни группы, получать ответы на интересующие их вопросы;
  • Родители занимают активную позицию к процессу развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

"Практическое применение модуля "Электричество" детской цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Материал о практическом применении в работе с дошкольниками детской цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                   В федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рас...