Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте.
статья (младшая группа)

А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovayadeyatelnostvmladshemdoshkolnomvozraste.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, культуры общения.

А.М. Горький говорил: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [1]. 

Актуальность данной темы заключается в том, что в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, игра способствует развитию творческого воображения ребят, формированию культуры их взаимоотношений.

Взрослый – педагог, родитель-посредник между детьми и культурой — должен и способен поддержать самоопределение ребёнка в игре, как и в других видах деятельности.

Цель: раскрыть особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и дать определение понятию «игра»;
  2. Рассмотреть возрастные особенности младшего дошкольного возраста;
  3. Овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками;
  4. Активизировать игровую деятельность.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающей среды впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении [2].

Изучение психолого-педагогической литературы [3,4,5] о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Развитие ребёнка в игре происходит за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные).

Чтобы добиться решения игровой задачи, педагогу необходимо целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, сознательно руководствуется требованиями и указаниями взрослых, проявляет инициативу и самостоятельность.

Но, дети в этом возрасте еще не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется чувство доверия к людям.

В младшем дошкольном возрасте определяющей и доминирующей деятельностью ребенка является игра. Наиболее существенные приобретения организма детей связаны с развитием двигательной функции посредством игровой деятельности. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения.

С одной стороны, их знания становятся более четкими: они быстро ориентируются в сенсорных характеристиках предметного мира, достаточно легко объединяют предметы не только по внешнему виду, но и по назначению. С другой стороны, в этом возрасте детей привлекают и «загадочные» явления. Растет интерес к сказкам, стихам. При знакомстве с художественными произведениями они различают ритм, рифму, прозаические и поэтические тексты. Узнают известные им музыкальные произведения (например, песни, пьесы), называют их, различают по настроению (веселые, спокойные, грустные).

Одна из основных тенденций развития игры – формулирование её целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя. Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием.

Большое значение для развития игровой деятельности имеют предметы-атрибуты, которые помогают взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчают ролевое поведение.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Ребенок начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

Библиографический список

  1. Азаров Ю. П. Игра и труд. — М.: Знание, 1973.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Питер,2009.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966.
  4. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.
  5.  Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Презентация "Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста"...

педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...