Методические рекомендации
консультация (старшая группа)

Жанна Николаевна Шуплецова

 "Исследовательская деятельность, как одно из условий развития творческой личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shupletsovoy_zh.n._i_atadzhanovoy_m.m._g._uhta.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида»

г. Ухты РК

Исследовательская деятельность,

как одно из условий развития

творческой личности»

Выполнили:

воспитатели: Шуплецова Ж.Н.

Атаджанова М.М.

г. Ухта, 2019

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите вам представить свой опыт в работе «Исследовательская деятельность, как одно из условий развития творческой личности».

Почему нами было выбрано это направление? Потому, что как гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

 «Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам»

Ральф У.Эмерерсон

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познать. А мы взрослые должны поддержать его в начинаниях, чтобы не потух  интерес к исследованиям, экспериментам, чтобы ребенок понял, что делает открытия, как ученый. И вовсе неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный  потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс школы. При этом исследовательская деятельность детей выступает, как современная образовательная технология позволяющая развивать творчески развитую активную личность, готовой жить в постоянно меняющем мире. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Исследовательская деятельность способствует формированию универсальных учебных действий, тем самым обеспечивает готовность ребенка к школе.

Проанализировав показатели, мы пришли к выводу о необходимости создания таких условий, которые бы в наибольшей степени удовлетворяли присущую детям любознательность, где мог бы себя почувствовать первооткрывателями, исследователями, что способствовало бы формированию исследовательской деятельности. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В качестве основного вида исследовательской деятельности детей мы выделяем деятельность экспериментирования. Она является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Два основных вида поисковой деятельности дошкольников:

— первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

-второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

Экспериментальная деятельность позволяет в дошкольном возрасте формировать любознательность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельность, быть общительными творческими личностями. Эти умения являются предпосылками к формированию компонентов универсальных учебных действий. Это послужило основанием для выбора цели нашей работы

Цель: Формирование механизмов исследовательской деятельности дошкольников, посредством экспериментирования

Для достижения данной цели запланировала несколько задач:

1.Формировать умения делать выводы, открытия.

2.Создать условия для развития исследовательской активности дошкольников

3.Развивать систему занятий детским экспериментированием. Развивать мыслительные способности детей.

Содержание познавательно – исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, разбросано по многочисленным программам, методическим разработкам. Я познакомилась с множеством методической литературой и выбрала наиболее интересную и содержательную, решающую те задачи при реализации педагогической идеи.

Главным средством обучения являются опыты, эксперименты, так же мы обращаемся за помощью к Интернет- ресурсам

Нами были определены направления и основное содержание исследовательской деятельности, чтобы вовлечь ребенка в мир наблюдений, дать первый опыт экспериментирования, научить улавливать причинно – следственные связи и закономерности. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезным. Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
  • неживая природа (свойства воздуха, почвы, превращение воды разные состояния, свойства магнита, света);
  • человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;

Одним из направлений было выбрано детское экспериментирование. В своей деятельности с детьми мы активно используем, — опыты. Их проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Для реализации всего объема работы необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В группе организован подвижный уголок экспериментирования для того чтобы ребенок после проведения опытов мог самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если:», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

В детском саду созданы зоны экспериментирования, которые включают в себя: «Песок и воду», «Магниты», «Бумагу», «Свет», «Стекло и пластмассу», «Резину», «Камни», «Ракушки» и т.д.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
В процессе работы был разработан алгоритм организации детского экспериментирования:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы

На начальном этапе работы по развитию  исследовательской деятельности, проблема определялась, следующим образом: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушивались различные варианты ответов, и предлагалось их проверить. Выводы обязательно корректировались. В дальнейшем, детям предоставлялась свобода выбора проблем, способа их решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя, создаются игровые ситуации волшебство и превращения и т. д.

Итак, можно сделать вывод занятия экспериментальной деятельностью формирует у детей способность к следующим действиям: целеполагание — ребенок самостоятельно видит проблему, активно высказывает предположения, строит гипотезы; планирование – ребенок самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. Реализация – ребёнок помнит о цели работы на протяжении всей деятельности; в диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Рефлексия – формулирует, в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи; делает выводы.

Все эти показатели являются механизмами развития исследовательской активности дошкольников и одновременно являются составляющими компонентов универсальных учебных действий.

Таким образом, мы можем заявлять о том, что занимаясь, с дошкольниками экспериментальной деятельностью мы не только формируем механизмы исследовательской активности, но и тем самым создаем условия для успешного развития творческой личности дошкольника.

Можно сделать вывод, что выработанная система работы с детьми по организации детского экспериментирования дала положительные результаты, а значит, является эффективной.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Список литературы:

1.Егорова Т. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы// журнал Детский сад от А до Я. – 2004.- №2 – с. 90

2.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Учебное пособие.- Педагогическое общество России, 2003.

3.Савенков А.И Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...