«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
статья (старшая группа)

В настоящее время доказано, что логическое мышление есть наиболее поздний продукт в истории развития мышления и что это  переходная ступенька от наглядного мышления к мышлению абстрактному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Подготовила: Воспитатель Слинчук Е. И.

Смоленск 2017

Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время доказано, что логическое мышление есть наиболее поздний продукт в истории развития мышления и что это  переходная ступенька от наглядного мышления к мышлению абстрактному.

Логическое мышление начинает развиваться уже в дошкольном возрасте. В период перехода  от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция в роли возрастного новообразования становится условной. Вследствие чего наступает отрыв от конкретной действительности, некое членение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний (умственный план), план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, такова какой она является, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. Исходя из этого, данный вид мышления называют логическим.

Развитие логического мышления проходит две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется уже самостоятельно.

Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется как при действительном, так и  при образном решении задач на всех уровнях развития.

Н. Н. Поддъяков специально изучал у детей дошкольного возраста ход формирования внутреннего плана действий, которые характерны для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:

 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже обладает способностью с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процесс решения задачи ребенком уже включается речь, но в форме называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно - действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование объектами в образном плане. Способы выполнения действий осознанны и могут быть обозначены словесно, направленны на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Появляется элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже имеющего направление на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Ребенок решает задачу по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. Основой служит память и опыт, который накоплен в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно - действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Для употребления слова, как самостоятельного средства мышления, которое позволяет решать умственные задачи без использования образов, ребенком должны быть усвоены выработанные человеком понятия, иначе говоря, знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, к все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность.

Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте выступает то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит в действии. Его мышление опирается на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми.

Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов его развития.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности.

Дидактическая игра - это специально создаваемая и приспособляемая для целей обучения игра.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, соответствующие особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а система дидактических игр для МБДОУ впервые была создана Ф. Фребелем.

Дидактическая игра позволяет наиболее широко приобщать детей к повседневной жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра в практике воспитания детей набирает свои обороты. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

Требования к дидактическим играм:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие задачи, решение которой требует умственного усилия преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

В практике дошкольного воспитания очень важно развивающее воздействие дидактических игр на развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у детей происходит накопление чувственного опыта.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях, которые составляют содержание игры.

Игры на развитие логического мышления:

Игра «Волшебники».

Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая... (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

- Это круг больше красного? (Да.)

- Он больше синего? (Да.)

- Больше желтого? (Нет.)

- Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

- Что бывает низким (высоким)?

- Что бывает красным (белым, желтым)?

- Что бывает длинным (коротким)?

Так же, активно используются игры с кубиками Никитина.

Список литературы:

  1.  Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-4
  2. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2000 - 304 с.
  3. Е. Бортникова. Чудо - обучайка: Математика, моторика, логика - Екатеринбург. Литур, 2009. - 48 с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь/ Под. общ. ред. Б. М. Бим - Бэд - М.: Академия, 2002. - 306 с.
  5. Л. А. Венгер, В. С. Мухина. Психология: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ // - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
  6.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам математических- дидактических игр»( 2020)

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников- особая область познания, в ...

Деловая игра для воспитателей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »

Я поделилась с коллегами опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....