Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".
материал

Екатерина Ивановна Труфанова

 Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения, систематизировать методы приемы формирования речевого этикета.

 

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми. Соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно не только выразить уважение к людям, но и проявить различные чувства (радость, недовольство, обиду), высказать желание, отстоять своё мнение, никого при этом не обидев.

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни.

С дошкольниками проводятся индивидуальные и групповые беседы. Круг обсуждаемых вопросов весьма разнообразен: что значит соблюдать этикет? Кто из детей группы его соблюдает и не соблюдает? Кто из ребят уважает других людей и почему об этом ребенке можно так сказать? Как в словах и поступках проявляется любовь к близким людям и друзьям?

Следует обращать внимание на то, как дети обращаются друг к другу (по именам, фамилиям или используют прозвища), как приветствуют друг друга и старших при встрече. Поощрение хороших поступков детей добрым словом, не только усиливает их уверенность в правильности выполнения правила, но и является примером соблюдения речевого этикета. Таким образом у детей воспитывается потребность в словах, способствующих установлению хороших отношений между людьми.

Участие родителей в обучении детей правилам речевого этикета базируется на широких возможностях, поскольку все общение родителя с ребенком основано на соблюдении речевого этикета.

В родительском коллективе целесообразно обсудить вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значении для формирования у ребенка убеждения в необходимости доброжелательных отношений, для развития умения устанавливать их с помощью вежливых слов, выяснить, говорят ли в семье слова приветствия, желают ли друг другу спокойной ночи, сопровождают ли просьбу словом «пожалуйста», благодарят ли за помощь и услугу. Как часто члены семьи обращаются друг к другу по именам, применяют ли прозвища и как, произносят ли комплименты, соблюдают ли тактичность высказывания критического замечания?

Читаем вместе с детьми: А. Барто. «Имя и фамилия», «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; В. Голяховский. «Одно слово»; М. Дружинина. «Кто знает волшебное слово»; А. Кондратьев. «Добрый день!»; В. Кривошеев. «Доброе утро»; С. Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости»; С. Михалков. «Сашина каша» (о четкости произношения слов); В. Осеева. «Волшебное слово»; Г. Остер. «Будем знакомы» (из книги «Как хорошо дарить подарки»); И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый…»; И. Токмакова. «Маша знала слов немало…»; Н. Юсупова. «Кто кого любит»; А. Шибаев. «Дядя Саша огорчен…»; А. Яшин. «Я люблю, когда при встрече…».

Игры, в которых дети запоминают правила речевого этикета:

«Наши имена»

Во время этой игры дети рассаживаются на стульях в кружок. Каждый ребенок должен хлопнуть три раза (сначала правой, потом левой рукой по коленке, в ладоши). Затем он поворачивает голову к сидящему рядом, улыбается ему и громко, четко называет свое имя. Воспитатель играет вместе с детьми и отмечает, кто произнес свое имя четко, с гордостью, кто тихо, словно стесняется его, кто красиво продекламировал, кто при произношении имени по-доброму улыбнулся и т.д.

Игра, проводимая в новой группе, помогает педагогу и его воспитанникам быстрее запомнить имена; кроме того, эта игра способствует развитию внимания, координации движений. Произнося свое имя четко и ясно, ребенок учится правильно выполнять одно из важнейших правил знакомства.

«Цветок любви»

Игра заключается в следующем: дети должны вырастить «цветок любви», расцветающий от комплиментов. Взрослый говорит рядом сидящему ребенку комплимент и дает ему в руки бутон нераспустившегося цветка, тот передает его следующему со своим комплиментом. Взрослый положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошие качества, произносить комплимент с улыбкой и глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры детям показывают «цветок любви», распустившийся из бутона.

«Вежливый ручеек»

Это известная детская игра: дети стоят по двое, друг за другом, держась за руки, поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь пары, выбирает себе партнера. Новая пара становится в конце ручейка. Тот, кто остался один, становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего в руках «золотой ключик», который он дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любое доброе слово.

Дети в этой игре проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогают тому, кто забыл слово. Игра способствует осознанию детьми того, что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявления любви.

Речевой этикет для малышей 

Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь. Вот простейшая формула речевого этикета:

Думай, кому говоришь.

Что говоришь.

Где говоришь.

Зачем говоришь.

Какие из этого будут последствия?

С позиции решения данной формулы необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.

Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".

Владеть речевым этикетом - значит:

- знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией;

- осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

- обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

- соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то правило, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса - развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.

К ним относятся:

1. четкая дикция и правильное произнесение слова; 
2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости; 
3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям; 
4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубые слова); 
5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений; 
6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы; 
7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;

8. умение доказательно обосновывать свои утверждения.

 

Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать, как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.

По определению Н.И. Формановской, «речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

В соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования РК содержание образовательных областей «Социум» и «Коммуникация» направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры.

В связи с этим, проблема воспитания речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, является чрезвычайно актуальной. Обучение основным правилам речевого этикета будет успешным, если оно будет проходить в игровой форме. Игра – одна из важных моментов жизни ребенка, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. В играх ребенку предоставляется возможность осваивать окружающий его предметный мир и отношения взрослых; экспериментировать и пользоваться предметами в соответствии со своим воображением; доступно и интересно формировать у себя представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации и подумать над своими манерами поведения. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, сотрудничество, дружба, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

   При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания.

   Практика показала, что большинство старших дошкольников не могут или не правильно составляют публичные выступления, т.е. монологи. И развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.

  Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар- дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

  В этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению. Возникает вопрос, что же понимается под эффективным общением? Оно предполагает следование нормам литературного языка и «умение так строить тексты различной функциональной направленности, чтобы они максимально решали поставленные перед ними задачи обучения» (Цицерон М.Т.)

  Риторические задачи основываются на описании всех значимых компонентов речевой ситуации:

  Наша задача- помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Система обучения  риторики предполагает организацию активной речевой деятельности детей.                                                                                                                                                    Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности), воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости

  К сожалению, дети слышат слишком много лишнего, того, что им, и слышать не стоило бы. Как результат - использование детьми на занятиях таких выражений, что слова-паразиты, это самое безобидное. На этом фоне задача педагога становится не просто сложной, а почти неподъемной. И продолжать этот процесс приходится до самого выпускного. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения "

«Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения»  Цели семинара :раскрыть понятие определения «деловой этикет»: его функции и основн...

Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками  и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию ...

Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др...

«Столовый этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников»

Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения. Учить этому следует с самых ...

Семинар—практикум для воспитателей «Развитие тактильного восприятия в повседневной жизни и играх»

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих...

Семинар -практикум "Работа с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника.

Семинар-практикум для педагогов: Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника....