Обучающий семинар – практикум для родителей: «Игры и упражнения в повседневной жизни ребенка: для развития моторики и речи»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Пасмарнова Елена Геннадьевна

Как мыщцам нужна зарядка, так мозгу необходима тренировка!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

Обучающий семинар – практикум для родителей:

«Игры и упражнения в повседневной жизни ребенка: для развития моторики и речи»

Составила учитель – логопед:

Сафонова Елена Геннадьевна

г. Богучар

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи – период дошкольного возрастаОсобенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как задержка речевого развития.

Задержка темпов речевого развития может быть, как функционального, так и органического характера.

К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста – логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста.

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес серьезные заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к логопеду. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.

Часто мы слышим поговорку«Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игрыразвивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Игры могут быть приближены к сезонным изменениям в природе. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:

• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий: «Мебель»«Посуда»«Одежда»«Овощи»«Фрукты»«Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произносить развернутую фразу, нужно владеть плавным и достаточно продолжительным выдохом через рот. При физиологическом дыхании вдох и выдох равны и чередуются непрерывно. Основа речевого дыхания – это плавный и длительный выдох. При формировании речевого дыхания необходимо подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается через нос, а щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.

«Кто дольше» - с помощью плавного длительного выдоха подуйте вместе с ребенком на лежащий на столе ватный шарик. То же самое может сделать малыш, сдув ватку со своей ладошки. Аналогичные игры проводите с разными предметами: вырезанными из бумаги снежинками. Разноцветными листочками, цветочками, бабочками

Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» - ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА-иа-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т. д. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.

 

Рекомендованная литература для занятий дома.

  • Для младшего возраста:

Логопедические тетради. «Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада», СПб, «Детство - Пресс», 2007

Батяева С. В., Севостьянова Е. В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких»

  • Для среднего возраста:

«Ожившие буквы. Учимся грамоте». Серия «Умные книжки»

Е. В. Колесникова «От слова к звуку. Рабочая тетрадь». – М.: «Ювента»

  • Для старшего возраста:

С. В. Пятак «Узнаю звуки и буквы», Москва, 2008г.

«Изучаем алфавит». Точка за точкой.

Володина В. С. «Альбом по развитию речи»

Это далеко не полный список литературы, на который стоит обратить внимание. Интересуйтесь новинками в этом направлении и занимайтесь с детками как можно чаще!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающий семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения в повседневной жизни ребенка: для развития моторики и речи» С оставила учитель – логопед: Сафонова Елена Геннадьевна

Слайд 3

Игры на развитие дыхания: глубокий вдох и продолжительный выдох

Слайд 9

Игры на развитие понимания речи. Выполнение словесных инструкций.

Слайд 10

«Говорящие книжки»

Слайд 11

Покажи, назови, сделай правильно!

Слайд 12

Игры для развития мелкой моторики

Слайд 16

Слова, которые должны слышать дети каждый день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"

Семинар - практикум для родителей детей средней группы, в котором предлагаются различные упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, чистоговорки....

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи".

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи"...

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

19 ноября  2019 года воспитатель  средней группы № 3 Коньшина Н.Р. провела для родителей семинар – практикум «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» с целью...

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»...