Главные вкладки

    Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников
    консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

    Липина Юлия Николаевна

    Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками  и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно не только выразить уважение к людям, но и проявить различные чувства (радость, недовольство, обиду), высказать желание, отстоять свое мнение, никого при этом не обидев. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon речевой этикет для дошкольников46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевой этикет на занятиях

    и в повседневной жизни дошкольников

    Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно не только выразить уважение к людям, но и проявить различные чувства (радость, недовольство, обиду), высказать желание, отстоять сове мнение, никого при этом не обидев.

    Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Например, утром дети приветствуют воспитателя, вечером прощаются, в течение дня употребляют необходимые в доброжелательном общении слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день, в детском саду и за его пределами. Вот почему так важна совместная работа воспитателя, родителей и других людей, близких ребенку. То, что он узнал в детском саду, постоянно используется, закрепляется, становится его потребностью.

    С дошкольниками проводятся индивидуальные и групповые беседы. Круг обсуждаемых вопросов весьма разнообразен: что значит соблюдать этикет? Кто из детей группы его соблюдает и не соблюдает? Кто из ребят уважает других людей и почему об этом ребенке можно так сказать? Как в словах и поступках проявляется любовь к близким людям и друзьям? Можно также обсудить вопрос взаимоотношений детей с воспитателем: в чем проявляется их уважение друг к другу.

    Педагогу следует обращать внимание на то, как дети обращаются друг к другу (по именам, фамилиям или используют прозвища), как приветствуют друг друга и старших при встрече.  Поощрение хороших поступков детей добрым словом не только усиливает их уверенность в правильности выполнения правила, но и является примером соблюдения воспитателем речевого этикета. Таким образом у детей воспитывается потребность в словах, способствующих установлению хороших отношений между людьми.

    От воспитателя требуется постоянное внимание к манере общения детей друг с другом и со взрослыми. Давая позитивным поступкам и словам дошкольников доброжелательную оценку, педагог формирует в каждом ребенке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливой речи.

    Работа с родителями.   Участие родителей в обучении детей правилам речевого этикета базируется на широких возможностях, поскольку все общение родителя с ребенком основано на соблюдении речевого этикета.

    Желательно, чтобы родители рассказали ребенку о том, что означает его имя и почему его так назвали, как звучит полное имя мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, имя самого ребенка. важно, чтобы ребенок гордился своим именем и помнил: оно дано ему самыми близкими людьми. Развивая способности дошкольника к творчеству, родители вместе с ребенком могут придумать сказку о том, как однажды мальчик или девочка забыли свое имя и что с ними из-за этого произошло.

    Необходимо поговорить с родителями о важности умения детей устанавливать добрые отношения с товарищами, расширять круг своих знакомств. Можно порекомендовать родителям использовать жизненные ситуации или создавать таковые для обучения ребенка тому или иному правилу речевого этикета. Например: ребенок привел в дом своего друга и познакомил его с родителями (как он это сделал?); гуляя с родителями, мальчик повстречался с девочкой из своей группы (что он скажет при встрече?); оказавшись с ребенком в гостях, можно предоставить ему возможность самому познакомиться с детьми хозяев дома.

    В родительском коллективе целесообразно обсудить вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значении для формирования у ребенка убеждения в необходимости доброжелательных отношений, для развития умения устанавливать их с помощью вежливых слов, выяснить, говорят ли в семье слова приветствия, желают ли друг другу спокойной ночи, сопровождают  ли просьбу словом «пожалуйста», благодарят ли за помощь и услугу. Как часто члены семьи обращаются друг  к другу по именам, применяют ли прозвища и как, произносят ли комплименты, соблюдают ли тактичность высказывания критического замечания?

    Круг детского чтения: А. Барто. «Имя и фамилия», «Шла вчера я по Садовой…», «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; В. Голяховский. «Одно слово»; М. Дружинина. «Кто знает  волшебное слово»; А. Кондратьев. «Добрый день!»; В. Кривошеев. «Доброе утро»;  С. Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости»; С. Михалков. «Сашина каша» (о четкости произношения слов); В. Осеева. «Волшебное слово»; Г. Остер. «Будем знакомы» (из книги «Как хорошо дарить подарки»); И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый…»; И. Токмакова. «Маша знала слов немало…»; Н. Юсупова. «Кто кого любит»; А. Шибаев. «Дядя Саша огорчен…»; А. Яшин. «Я люблю, когда при встрече…».

    Игры, в которых дети запоминают

    правила речевого этикета

    «Наши имена»

     Во время этой игры дети рассаживаются на стульях в кружок. Каждый ребенок должен хлопнуть три раза (сначала правой, потом левой рукой по коленке, в ладоши). Затем он поворачивает голову к сидящему рядом, улыбается ему и громко, четко называет свое имя. Воспитатель играет вместе с детьми и отмечает, кто произнес свое имя четко, с гордостью, кто тихо, словно стесняется его, кто красиво продекламировал, кто при произношении имени по-доброму улыбнулся и т.д.

    Игра, проводимая в новой группе, помогает педагогу и его воспитанникам быстрее запомнить имена; кроме того, эта игра способствует развитию внимания, координации движений. Произнося свое имя четко и ясно, ребенок учится правильно выполнять одно из важнейших правил знакомства.

    «Вежливый ребенок»

    Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг  мягкой игрушки, например котенка, и приговаривают:

    Все хорошие ребята

    Знают добрые слова.

    Приходите к нам, котята,

    Рады видеть вас всегда.

    Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.

    Чтобы быть готовым к игре с детьми, воспитателю надо составить список возможных приветственных слов и словосочетаний, например: «как я рада тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «я бесконечно счастлив, видя тебя», «как хорошо, что мы встретились» и др.

    «Цветок любви»  

    Игра заключается в следующем: дети должны вырастить «цветок любви», расцветающий от комплиментов. Воспитатель говорит рядом сидящему ребенку комплимент и дает ему в руки бутон нераспустившегося цветка, сделанный руками воспитателя, тот передает его следующему со своим комплиментом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошие качества, произносить комплимент с улыбкой и глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры она показывает детям «цветок любви», распустившийся из бутона.

    «Вежливый ручеек»

    Это известная детская игра: дети стоят по двое, друг за другом, держась за руки, поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь пары, выбирает себе партнера. Новая пара становится в конце ручейка. Тот, кто остался один, становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего в руках «золотой ключик», который он дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любое доброе слово.

    Дети в этой игре проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогают тому, кто забыл слово. Игра способствует осознанию детьми того, что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявления любви.

    Этикет телефонного разговора на занятиях

    и в повседневной жизни дошкольников

    Знание этикета телефонного разговора способствует развитию у дошкольника дистантного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Ребенок должен осознавать, что телефон является необходимым средством краткого общения, благодаря которому можно узнать о здоровье близких и друзей, договориться о времени и месте встречи. Правила пользования телефоном, обязательное соблюдение при этом вежливости и доброжелательности помогают человеку правильно строить свои отношения с людьми.

    Освоение правил телефонного разговора начинается на специальных занятиях и продолжается в реальной действительности. В любую детскую игру можно ввести ситуацию телефонного разговора: позвонить в поликлинику и вызвать на дом доктора; узнать в кинотеатре, когда будет детский киносеанс; маме позвонить домой и узнать у дочки, чем она занимается, и т.п. Если возникнет реальная ситуация, когда воспитателю нужно будет позвонить родителям воспитанника, а трубку возьмет он сам, то педагог не только узнает или передаст нужную информацию, но еще и закрепит с помощью этого телефонного разговора полученные ребенком на занятии знания.

    Чтение, обсуждение и инсценировка сказки К. Чуковского «Телефон» помогут более  прочному запоминанию правил телефонного разговора, а также расширят детские представления о возможностях общения.

    Работа с родителями. Дома прежде всего самим взрослым необходимо соблюдать этикет телефонного разговора, помня о том, что ребенок, становясь невольным свидетелем этого разговора, усваивает их стиль общения по телефону. Именно в семье имеются большие возможности для практического применения дошкольником телефона в качестве коммуникабельного средства. Желательно развивать возможности ребенка общения по телефону с друзьями и родными людьми. Для этого родители используют различные ситуации. Например, они могут позвонить домой с работы и поинтересоваться у ребенка, чем он занят, или предложить ребенку самому позвонить бабушке и узнать, как она себя чувствует.

    Игры, в которых дети запоминают

    правила этикета телефонного разговора

    «У меня зазвонил телефон…»

    Раздается телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы и стулья, поставленные на ходу, аккуратно поднять трубку и сказать в нее слово «Алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно: его звонка ждали, ему рады. Два участника игры затем сменяются другими и т.д. Жюри, состоящее из двух-трех детей, определяет, кто выполнил условия игры лучше всех. В игре отрабатывается ловкость и быстрота реакций, а также умение четко отвечать на телефонные звонки.

    «Разные ситуации»

    Игра заключается в обыгрывании ситуаций, каждая из которых предлагается конкретному ребенку; вторым участником разговора является воспитатель или другой ребенок:

    по телефону пригласить подругу погулять;

    позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой;

    ответить на телефонный звонок воспитателя;

    ответить по телефону маминому сотруднику (предлагаемые ситуации: мамы нет дома; мама моет голову в ванной комнате; мама спит0;

    ответить по телефону человеку, который неправильно набрал номер;

    ты звонишь другу, к телефону подошла его мама (предлагаемые ситуации: друг дома; друга нет дома).

    «Испорченный телефон»

    Дети передают друг другу шепотом одно и то же слово, чтобы никто не слышал, кроме рядом сидящего игрока. Переспрашивать нельзя: говоришь следующему то, что услышал. По мере передачи слово может измениться. В конце игры сравниваем первое и последнее слово. В том случае, если первое слово сильно изменилось, делаем вывод: по телефону важно говорить четко и ясно, чтобы собеседник нас понял.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни

    В данном материале  расскрывается процесс воспитания детей в разные режимные моменты .Дошкольники  учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому существу, учатся определить, чего ...

    Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

    Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...

    Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

    Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др...

    «Столовый этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников»

    Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения. Учить этому следует с самых ...

    Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".

    Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этически...

    Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни

    Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит  в какую-либо деятельность....