Консультация для воспитателей «Оригами — полезное занятие, интересная игра»
консультация

Дудушкина Екатерина Сергеевна

Влияние занятий оригами на всестороннее развитие ребёнка или зачем детей обучать оригами в детском саду.

В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо и правильно развитая речь - залог успешной учёбы в школе. Сегодня уже не требует доказательств тесная связь речевого развития и развития мелкой моторики пальцев рук: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Оригами — полезное занятие, интересная игра»

Воспитатель Дудушкина Екатерина Сергеевна

Влияние занятий оригами на всестороннее развитие ребёнка или зачем детей обучать оригами в детском саду.

В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо и правильно развитая речь - залог успешной учёбы в школе. Сегодня уже не требует доказательств тесная связь речевого развития и развития мелкой моторики пальцев рук: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Неоспорим факт пользы тренировки тонких движений пальцев рук для стимуляции общего развития ребёнка, развития речи. Разработка тонких и точных движений необходима ребёнку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, синтезировать.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит художественному и ручному труду и, в частности, конструированию из бумаги- «оригами». Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами родилось в Японии много веков назад.

Слово «оригами» в переводе с японского языка означает «сложенная бумага»

С помощью оригами из обычного листа бумаги складываются тысячи разных фигурок.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок,»- утверждал В. А. Сухомлинский.

Но развитие умственных способностей — не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок воспитатель может решить многие другие задачи обучающего и воспитательного характера. Дошкольников привлекает возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы ими в играх, театральных инсценировках, оформлении группы и дошкольного учреждения. Знания, умения, навыки, полученные на занятиях оригами, дают возможность детям самим изготовить оригинальные подарки маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнкам, братишкам и другим членам семьи, своим друзьям, воспитателям, взрослым. Также дети могут создавать и придумывать своих героев для сюжетно - ролевых игр, настольных игр, участвовать в изготовлении коллективных работ, которые сближают детей общим делом и помогают установить добрые отношения с детьми.

Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников.

Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру; кораблик плывёт в ручейке; самолётик, змей взлетают ввысь; самодельные кошельки, коробочки, стаканчики используются в играх; шапочки, сложенные из газетной бумаги защищают в летний зной от палящих лучей солнца и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Целью занятий оригами в дошкольном возрасте является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в школе.

При организации и проведении занятий для детей подготовительной

группы я ставлю основную цель: заинтересовать и увлечь детей занятиями оригами; научить разнообразным способам самостоятельного складывания из бумаги различных форм, фигурок, моделей.

Так же в ходе проведения при помощи оригами планирую осуществить следующие задачи:

– развивать способность работать руками, точность движений пальцев, улучшать кинестетическое восприятие информации;

– развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учить читать чертёж;

– учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;

– стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной;

– учить концентрации внимания;

– развивать уверенность в собственных силах;

– развивать коммуникативные и творческие способности, исследовательские навыки;

– знакомить на практике с основными геометрическими понятиями.

- подготовить руку к письму.

Складывая фигурки из бумаги, ребёнок поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь ребёнка от повседневных мыслей, т. е. направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей. Конструируя из бумаги, дети создают модели, признаки которых отображаются в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги). Несмотря на то, что поделки часто лишь отдельно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части. Таким образом, при изготовлении оригами активно развивается воображение, фантазия, абстрактное мышление.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на 

дошкольников показывают, что это занятие:

-развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и

левой руки;

-повышает активность правого и левого полушарий мозга;

-развивает интеллектуальные способности;

-активизирует творческое мышление;

-развивает пространственное воображение;

-улучшает глазомер;

-снижает тревожность;

-стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Оригами — искусство складывания из бумаги»

Материал подготовлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...

Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития и воспитания"

В детском саду оригами получило широкое распространение как конструирование из бумаги....

Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»

Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Оригами – полезное занятие, интересная игра».

Уважаемые воспитатели!Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчес...

Консультация для воспитателей "Оригами – как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте"

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить &la...

Играем вместе! Полезные и интересные игры дома.

Буклет "Играем вместе! Полезные и интересные игры дома"...