Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
консультация (младшая группа)

Асхабутдинова Гульназ Марсельвна

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добро и зло, целесообразно формировать у дошкольников, как своим примером, так и с помощью восприятия художественной литературы. Потому что именно книга  является главным средством воспитания духовно - нравственных качеств у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добро и зло, целесообразно формировать у дошкольников, как своим примером, так и с помощью восприятия художественной литературы. Потому что именно книга  является главным средством воспитания духовно - нравственных качеств у детей. Содержание художественных произведений раскрывают внутренний мир героев, заставляет детей сопереживать, оказывает влияние на поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, расширяет кругозор ребёнка, помогает формировать нравственные оценки. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Для осуществления поставленной цели и задач в группе создали развивающую предметно-пространственную среду для совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. В книжном уголке, содержание и размещение книг зависят от возраста и роста детей, от конкретных задач приобщения детей к чтению. Периодически в уголке устраиваем книжные выставки, посвященные творчеству отдельных писателей, жанрам или даже одной книге, размещаем портреты писателей, иллюстраторов. Театральный уголок оснащен разными видами театра для обыгрывания сказок, рассказов. Первое знакомство с книгой у малышей начинаем с малых фольклорных форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурные и нравственные традиции. Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям.  Одним из самых простых и важных средств формирования нравственного сознания для дошкольников являются все виды сказок. Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.  Восприятие художественного произведения — это глубокое осмысливание текста и воздействие его на ребенка. Поэтому для чтения подбираем книги с учетом возраста дошкольников, в зависимости от конкретной задачи. Воспитанники лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрацию, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании ребенка. Старшим дошкольникам читаем сказки Пушкина и Андерсена, весёлые стихи Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского, рассказы  Л.Толстого. Авторы высмеивает такие плохие качества характера как грубость, трусость, зазнайство, лень. Педагогическая ценность рассказов специально подчеркнута, для того чтобы маленькие читатели могли думать над происходящим, извлекать «умную мораль». Они приглашают маленького читателя познавать человека, мотивы его поступков, думать над ними.  Но переживания детей по поводу поступка героя, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. Поэтому свою работу выстраиваем так, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения. Создаем ситуации и так организовываем жизнь детей, чтобы у ребенка появлялась потребность в этом. Чтение и рассказывание используем ежедневно в режимных моментах. Для формирования нравственных представлений, суждений, оценок, после прочтения сказки, проводим беседу, во время которой раскрываем характер героев, отмечаем положительные, негативные стороны, даем оценку действиям героев. Используем для этого различные приемы: вопросы, повторное чтение отрывков из текста, рассказ эпизода сказки, драматизацию отрывков. В своей работе используем нравственные беседы о характере и чувствах, методами убеждения, разъяснения, внушения, объясняем воспитанникам, что такое доброта. Доброта — жемчужина души. Немало поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных. Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость и храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие.  Мастерски подходим к анализу произведения, превращаем его в интересный и полезный для воспитанников разговор о литературе, ее воздействии на человека. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять. И в этом его ценность. Со старшими дошкольниками разбираем пословицы и поговорки, в них метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей, высмеиваются недостатки. Для нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у дошкольников используем художественные средства. Например: рисование по сказке. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки, воплощают свои переживания, что развивает навыки, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

 Воспитание гуманных чувств рассматриваем в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Чувства, эмоции ребенка укрепляем, развиваем, показывая настольный, кукольный театр. Одной из форм активного восприятия сказки является драматизация. Посредством драматизации у дошкольников воспитываем смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Мощным средством воспитания нравственных качеств личности является игра. В сюжетно-ролевой игре происходит приобретение тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни. Способствуем развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок: подвижные игры с персонажами сказок («Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка» и др.), настольно — печатные («Собери сказку», «Литературное лото» и др.), словесные игры. («Сказка наизнанку», «Расскажи сказку по картинкам»), викторины по сказкам. Особое место в литературных произведениях, сказках занимают вопросы нравственно — трудового воспитания. Всячески поощряем, подбадриваем воспитанников, обращаем внимание, что трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Используем пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает». Постепенно, систематически, полученные детьми знания из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт, что рождает самостоятельную творческую речевую деятельность, будит фантазию. Особенно вдохновенно действуют воспитанники, когда самостоятельно разыгрывают роли, ребята сами сочиняют свои сказки, принимают участие в концертах, праздниках, развлечениях. Все, то, что дошкольники выполняют самостоятельно, является наилучшим в воспитании нравственных качеств. Именно в детском саду закладываются основы формирования в ребёнке чувства патриотизма. Поэтому с воспитанниками читаем книги о войне, о подвиге героев, разучиваем стихи. Считаем, что плодотворное развитие нравственных качеств личности дошкольников возможно при тесном соблюдении преемственности детского сада и семьи. Чтобы воспитывать у дошкольников читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями, писателями, мы активно сотрудничаем с детской  библиотекой. Формирование гуманных чувств у воспитанников невозможно без взаимодействия с родителями. Ведь родители — первые главные воспитатели! Для создания единства в воспитании духовно нравственной культуры с семьями воспитанников применяем разные формы работы: анкетирование, родительское собрание «Роль книги в нравственном воспитании детей»; консультацию на тему: «Как научить ребенка быть добрым», беседы. В ходе бесед убеждали родителей больше общаться, разговаривать с детьми, читать сказки, разучивать стихи, потешки. Все это обеспечивает положительные результаты для духовно

- нравственного развития личности ребенка. Таким образом, целенаправленное и системное использование форм и методов в формировании духовно - нравственного развития личности дошкольников через художественную литературу помогает  обогатить их жизненный и нравственный опыт, потребности творить доброе и совершенствоваться, способствует  воспитанию любви к своей семье, стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы

Призентация "Духовно- нравственное воспитание детей  посредством чтения художественной литературы"...

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы В. А.Сухомлинского

Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы  В. А.Сухомлинского...

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - оч...

Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

laquo;Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»...

Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы и через восприятие музыки»

На сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ...