«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
статья (старшая группа)

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка.  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения  художественной литературы»

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка.  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Книга  является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает  незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя.   Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Исходя из всего этого,  поставила перед собой  следующую цель.

Цель : Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.

Задачи:

  • Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Этапы  работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2020г.

Ожидаемые результаты  

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

План работы с детьми: 

Сентябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Октябрь.

1. Консультации для родителей: тема «Сказка для ребёнка»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Игры – забавы

Декабрь.

1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»

2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Январь.

1. Консультации для родителей: тема 1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Февраль.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

2.Конкурсрисунков«Вот и сказочке конец»(фантазируют придумывают свою концовку сказки»

Март.

 1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.

 2.Выставка «Портрет моей мамочки»

 3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель.

1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»

2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

Май.

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Используемая литература:

1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

 2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.

 3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010

4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы.

      Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. С...

Экологическое воспитание детей посредством художественной литературы.

Чтение художественной литературы с детьми, рассматривание иллюстраций знаметых  художников-иллюстраторв  воспитывает не менее, чем пребывание на природе.  Потешки, бытовые сказки, волше...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей посредством музыки»

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения. Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения пед...

Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»

Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Развитие духовно – нравственных качеств у детей посредством приобщения к сказке».

Цель: повышение компетентности родителей в организации знакомства с сказкой детей старшего дошкольного возраста в семье.Задачи:1.Познакомить родителей с опытом работы по ознакомлению детей с художеств...