«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей посредством музыки»
материал

Жарких Ирина Сергеевна

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения. Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения. Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Но, к сожалению, в условиях, происходящих в обществе, заметно уменьшились воспитательные функции в семье , общение с детьми уходит на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс формирования мировоззрения подрастающего поколения. И в связи с этим они могут черпать из источников СМИ разрушающую нравственные ценности информацию.

Развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения это, прежде всего комплексный подход к решению данной задачи и длится в течение всей жизни.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

Одна из важнейших задач художественно- эстетического воспитания и образования – это воспитание души ребенка средствами искусства . Рассмотрим, как влияет музыка на духовно-нравственное становление личности.

Для чего, скажи мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение,

мы без слов могли понять!

Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального искусства в приобщении ребенка к миру гармонии, добра и красоты. Музыка является средством семейного нравственного воспитания, использование которое возможно с самого раннего возраста ребенка, начиная с пренатального периода его развития. В русских семьях издавна существовали песенно-музыкальные традиции, которые дети впитывали с молоком матери. Задача современной семейной педагогики – сделать все возможное для их возрождения.

Одухотворенность музыки заключается в высоком строе мыслей и чувств, в ее открытости, в ее направленности на единение людей. Такая музыка помогает нам бороться со злом и бездуховностью, она согревает душу, очищает наше сознание, облагораживает человека, дает импульсы к восприятию иного мира — не физического — мира духовного, к которому должен стремиться каждый из нас. Это великое духовное наследие, которым располагает сегодня современное человечество.

Музыка обладает способностью «расширить и очистить душу, успокаивать и тревожить ее, призывать к молитве и звать в бой, говорить о гармонии мира, но может также звать и манить человека ко греху. Д.И.Шостакович как-то с горечью отметил, что музыка у нас порою сливается с физиологией. Она может помогать человеку идти к Богу, но может и затягивать в духовную пропасть. Поэтому, по мнению всех без исключения музыкальных педагогов, к музыке и музыкальной среде, в которой растут дети, надо относиться с повышенной осторожностью и большим вниманием.

Низкий уровень общей и духовно-нравственной культуры очень явственно сказывается на рисунке и содержании пения и современной инструментальной музыки. Те оглушительные какофонии, которые слушают сегодня наши дети, «притупляют совесть, разум человека»

Психологическое воздействие оказывают: ритм музыки, разнообразие тональностей, громкость, частоты, дополнительные эффекты.

Исследователи показали, что музыка различных и жанров и стилей действует на человека по-разному.

По мнению психологов, духовная и классическая музыка является идеальной для психики человека. Она оказывает хорошее влияние на его общее состояние, так как понижает тревожность, раздражительность, возможность депрессии, понижает негативные чувства злобы и обиды. Маленькие дети, которые слушают произведения В. А. Моцарта, П.И. Чайковского,С. Прокофьего, Д.Кабалевского, Н. Римского-Корсакова Г. Свиридова, отзывчивы, переживают радости и откликаются на чужую боль. Вот такая классическая музыка— гениальная во всех проявлениях.

Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Будучи обращенной, к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Приобщение ребенка к музыке развивает в нем чувство красоты и гармонии.

Какую музыку будут слушать дети? Во многом их вкусы зависят от родителей. Надо помнить, что и от нас – педагогов много зависит, на каком музыкальном материале формируем мировоззрение детей.

Музыкальный руководитель должен прививать в детях вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами музыки, искусства. Педагог призван формировать у детей нравственные ориентиры, без которых знания и умения могут быть направлены во зло человечеству.

Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого подрастающего человека.

Мы должны сеять в наших детях семена добрые, вечные. Как родители , так и педагоги чтобы вели детей по правильному пути, сами были для них примером. Умели различать истину от лжи, обмана, настоящие ценности от материальных благ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста по средствам музыки.

В данной статье рассказывается о роли музыкального образования, которе способствует  формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Виды музыкальной деятельности формирующие мировозрен...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...