Проект «Хлеб - всему голова». для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
проект (подготовительная группа)

Гришкина Жанна Анатольевна

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не в праве:

«Хлеб – всему голова»

В поле, в доме, в державе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_vsemu_golova.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

  Проект «Хлеб - всему голова».

для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Подготовили воспитатели:

Жебина Н.В.

Гришкина Ж.А.

Вид проекта: информационно - исследовательский, творческий                                                

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный сотрудник.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не в праве:

«Хлеб – всему голова»

В поле, в доме, в державе!

Актуальность проекта. Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся  друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и  ныне.  Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб – кормилец остается самой большой ценностью. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом – солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб?   Современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции, познакомиться с историей выращивания хлеба на Руси  способствует реализуемый проект «Хлеб - всему голова!».

Цель:

• формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.  

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о выращивании хлеба;
  • расширить знания у детей о ценности хлеба, о значении хлеба как полезного необходимого продукта для всей жизни человека;
  • донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома, последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба.
  • получение знаний о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас,

Развивающие:

  • развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать суждения;
  • развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к хлебу: 
  • развивать чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
  • вызвать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в его выращивании;  

Ожидаемые результаты:

  • сформировать у детей представления о ценности хлеба;
  •  получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  •  воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
  • воспитывать бережное отношения к хлебу.

1. Подготовительный этап:

разработка тематического плана и предварительное наблюдение.

2. Основной этап:

беседа о том, как растет хлеб, о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций, колосьев ржи и пшеницы; заучивание пословиц; чтение литературных произведений по теме; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

3. Заключительный этап:

Музыкальное развлечение «Осенние посиделки».

Название раздела программы

         Содержание

              Задачи

Речевое развитие

НОД, дидактические игры и упражнения, составление описательных рассказов, рассматривание иллюстраций.

Учить детей словесно передавать впечатления из личного опыта, отвечать на вопросы, Поощрять попытки детей  по собственной инициативе рассказывать о хлебе. Развивать речь как средство общения. Воспитывать интерес  и уважение к труду хлеборобов.

Чтение художественной литературы

Чтение и пересказ  произведений, заучивание стихов, поговорок, пословиц о хлебе.

Познакомить детей с новыми произведениями. Развивать интерес к пересказу впервые прочитанных произведений. Учить выразительно, с интонацией читать наизусть стихи, передавать литературный текст выразительно, связно, последовательно, без помощи наводящих вопросов. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Художественно – эстетическое  творчество (рисование \ лепка)

Рисование рисунков, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Учить замечать изобразительно – выразительные средства; учить передавать в рисунке и в лепке разнообразие хлеба, используя различные средства. Воспитывать эстетический вкус.

Познание. Продуктивная деятельность  

Изготовление аппликаций и поделок.

Учить создавать выразительные образы, по возможности точно передавая форму и пропорции. Развивать умение осваивать рациональные способы деятельности. Воспитывать навыки организации и планирования работы.

Интегрируемые области:

Речевое развитие: 

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация):

 Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

 Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

 Аппликация «Чудесные колоски»

Рисование по прочитанным произведениям

Слушание народных песен о хлебе;

Праздник «Осенние посиделки»

 Познавательное развитие:

Наблюдения и рассматривание альбомов;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр диафильма «От зерна до каравая».

 Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

 Замешивание теста

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастика

Физминутки

Упражнения на развитие координации движений

 Подвижная игра

 

Взаимодействие с родителями

 Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

 Анкетирование.

Реализация проекта «Хлеб – всему голова

Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран материал о «Хлебе»: пословицы, поговорки, загадки, стихи, иллюстрации, фотографии, дидактические игры. В течение трех недель  в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия по теме: «Хлеб – всему голова». Большое внимание уделялось беседам, из которых дети узнали, как хлеб на стол пришел. Был прочитан рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб». Очень помогла в работе репродукция художника И. И. Шишкина «Рожь», по которой проводилась беседа совместно с детьми.

Для того чтобы закрепить знания и заинтересовать детей, проводились дидактическая игра «Из чего мы сделаны?», игра с мячом «Съедобное – не съедобное». Во время образовательной деятельности дети также изготовили хлебобулочные изделия из соленого теста, выполнили коллективную работу «Чудесные колоски».

Большое внимание уделялось самостоятельной деятельности, где дети наглядно рассмотрели образцы зерен и колосков различных зерновых культур, сравнили их. Разыграли сюжет игры «Ждем гостей»; просмотрели иллюстрации, фотографии о хлебе.

Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что дети пополнили знания, о том, как хлеб приходит на стол. Вместе с ребятами группы мы выяснили, где же действительно «растут» булки и проследили весь путь хлеба – от зернышка до каравая. Дети познакомились с выращиванием хлеба в старину. В нашей стране относились к хлебу всегда по - особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: «Думает, что булки на деревьях растут». Дети научились бережно относиться к хлебу, делать выводы, научились устанавливать связи и зависимости в производстве хлеба. Дети умеют конкретизировать и обобщать последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба.

Активное участие в проекте приняли родители, которые помогли оформить выставку хлебобулочных изделий. Вместе с детьми испекли хлебобулочные изделия.

Подытожил проект музыкальное развлечение на тему: «Осенние посиделки».

Таким образом, в результате проект помог получить знания воспитанникам о том, где растет хлеб, кто делает, из чего делают хлеб. Познакомились с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий, какую форму имеют различные изделия. Научились сравнивать зерна и колоски различных зерновых культур.

Работа над проектом расширила познавательную активность, помогла сформировать знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете золотые слова «Хлеб – всему голова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Хлеб – всему голова» Ознакомление детей старшего возраста с трудом взрослых в различных видах деятельности

Цель проекта:• сформировать у детей представление о ценности хлеба;• продолжать знакомить детей с фольклором, посвящённым хлебу;• познакомить и учить детей работать с тестом;• воспитывать уважение к т...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Материал к проекту «Хлеб - всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста

Подборка дидактических игр, физкультминуток, подвижных игр и т.д....

Проект «Хлеб - всему голова» для детей дошкольного возраста, 6-7 лет

Цель проекта: формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол....

Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста....

Педагогические проект "Хлеб-всему голова" для детей старшего дошкольного возраста

Педагогические проект "Хлеб-всему голова" для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Хлеб-всему голова" для детей старшего возраста.

Проект "Хлеб-всему голова" включает план мероприятий, направленных на  его реализацию....