РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
статья (средняя группа)

Аджян Наталия Евгеньевна

Важность театрализованной деятельности с детьми младшего возраста в образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственного и художественно-эстетического аспектов прежде всего. Воспитать человека! Воспитать Петербуржца!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Важность театрализованной деятельности с детьми младшего возраста в образовательном учреждении трудно  переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственного  и художественно-эстетического аспектов прежде всего. Воспитать человека! Воспитать Петербуржца!

Одним из  видов художественно - эстетического воспитания  детей является игровая деятельность. Игра – ведущий вид  деятельности ребенка дошкольника. Среди многочисленных игр у детей большим успехом пользуются  игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, стихотворения детских писателей. Поэтому с раннего   возраста  мы включаем театрализованную деятельность  во все режимные моменты.

Сказка в первую очередь должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться, вырасти настоящим Петербуржцем и т.д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие разносторонней личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, непринужденным, научиться не стесняясь проявлять свои эмоции.

Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.

Знакомство детей с различными видами театра можно начинать с раннего возраста. Педагогами замечено, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило нам в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому мы решили показывать маленькие спектакли-представления, приглашая желающих детей в них участвовать.

 Педагогические  возможности театрализованной деятельности не ограничены.  Участвуя в данной деятельности, дети раннего возраста знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняя соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном, понятном изъяснении.

Привычку к выразительной публичной речи можно развить в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие выступления помогают преодолевать страх, стеснительность, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, способствует развитию эмоциональной  сферы ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события, развивает творческие способности детей.

Теперь хочется конкретизировать:

Основные задачи организации театрально - игровой деятельности в группе раннего возраста:

  • побуждать интерес к театрально-игровой деятельности;
  • поощрять участие детей в этом виде деятельности;
  • обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале;
  • формировать умение и передавать мимикой , жестом, движения,
  • основные эмоции.

Построение среды для совместной театрально-игровой деятельности.    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  • особенности их эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные особенности.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  •  просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:

  • разнообразие и содержательность тем, соответствующая данному возрасту;
  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
  • формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
  • взаимодействие детей со взрослыми.

Используем театрализацию   в разных видах деятельности педагогического процесса:

Например,  в режимных моментах:  

  • кукла Лиса-Чистюля показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, последовательно выполнять  действия при  одевании и раздевании;
  • во время кормления   показывает, как правильно держать ложку,  аккуратно кушать;
  • в спальной комнате малышей ждет  мягкая игрушка  Кот Баюн

Используем персонажи-игрушки в адаптационный период (кукла Маша). Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. Кроме этого они  вызывают у детей положительные эмоции, позитивные впечатления о детском саде.

На  занятиях используем персонажи - игрушки как сюрпризные моменты. 

Например, на физкультуре используем  сказочных персонажей, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).

При совместной деятельности по художественному творчеству Клоун-Карандаш  приносит краски и пластилин. 

Работа по совместной театрально-игровой деятельности  ведется  нами  в тесной взаимосвязи  с музыкальным руководителем. Музыкальная деятельность у детей раннего возраста  проходит так же в игровой форме. Малыши любят сами ходить в гости и, чтобы к ним приходили гости, поэтому на занятиях используем знакомые  художественные образы (кукла, собачка, лошадка, петушок, медведь). С этими персонажами мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами. Это  развивает художественный и эстетический вкус, расширяет музыкальные впечатления, способствует проявлению  активности.

Совместная театрально-игровая деятельность находит непосредственное отражение и в культурно - досуговой  деятельности.  Например, в праздниках и развлечениях. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в  их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания.  Исполнителями персонажей являются воспитатели и музыкальный руководитель.

В   работе  с детьми раннего возраста  театрализованные   игры используем, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет утомляться, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет отторжение.

Для успешного проведения театрализованных игр создаем    доверительную атмосферу и импровизируем,  используем  главный методический прием - многократное повторение.  Участвуя в театрализованной  игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. В результате этого добиваемся     достижения  необходимого художественно-эстетического эффекта на личность ребенка.  

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно.   Наша задача   создать  условия для  её проявления   и  развития.

Поэтому в группе  наше внимание направлено на обогащение предметно-развивающей среды.

 В уголке по  музыкально- театрализованной деятельности    мы разместили различные виды театров: 

  • Фланелеграф
  • Пальчиковый театр. Ребёнок надевает куклу на пальцы, и сам действует  за персонажа,  при  этом развивается мелкая моторика, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи,  воображение, ребенок  учится передавать настроение и характер персонажа.
  • Театр бибабо. Во время представления дети имеют возможность  напрямую общаться с персонажами, участвуют непосредственно в действии спектакля. Малыши с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, они смеются и грустят вместе с персонажами, расстраиваются из-за неудач сказочных героев и радуются успехам.    После  просмотренного  кукольного спектакля  даём возможность детям продолжить общение   с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели спектакль.  
  • Настольный театр является любимым театром   детей раннего возраста  . Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами,   повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем! Дед бил, бил, не разбил! .Тянут, потянут..).

Делая вывод, можно сказать, что процесс совместной театрально - игровой деятельности воспитателя, это эмоциональное влияние на развитие театрально - игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем со сказки!

Список используемой литературы:

  1. По материалам сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/19/sovmestnaya-teatralno-igrovaya-deyatelnost-s-detmi
  2. ФГОС
  3. По материалам сайта: http://planetadetstva.net/
  4. Мария Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»
  5. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»

Виды театра (основные). Из опыта работы в логопедической группе....

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

Статья РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Развитие ребенка раннего возраста с помощью театрализованной деятельности в пространстве ДОУ...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...