Самомассаж
материал

Самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики и коррекции психосоматического статуса в любом возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Самомассаж

Самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики и коррекции психосоматического статуса в любом возрасте. Сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дважды в год показан соответствующий курс.

Самомассаж - массаж, выполняемый собственноручно, на своем теле. Механизм воздействия на организм, все виды и формы, а также приемы самомассажа ограничены доступными для его проведения участками тела. Основное методическое требование при всех видах самомассажа - максимальное расслабление массируемых мышц.

Самомассаж - это упрощенные приемы классического лечебного массажа, проводимые самим пациентом. Самомассаж оказывает многогранное положительное влияние на кровообращение, обмен веществ, костно-мышечную, нервную и сосудистую системы. Важное действие массажа состоит в устранении явлений застоя и выделений накопившихся продуктов обмена, улучшении кровообращения, трофики тканей.

Перед выполнением принять удобную позу, в которой тело максимально расслаблено (сидя на стуле). Суставы конечностей согнуты под нужным углом.

Давление на массированную область рассчитывать так, чтобы не было болезненных ощущений.  

Обучение ребенка самомассажу проводиться в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем – руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Ребёнку нужно описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?»

Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: педагог  демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, педагог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.

Рекомендации по выполнению самомассажа

При освоении приемов самомассажа необходимо строго придерживаться следующих правил:

  1. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов: взрослый массирует тело ребенка сам; взрослый массирует тело ребенка руками самого ребенка, наложив сверху свои руки; ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Самомассаж проводится в такой последовательности: шея, спина, поясница, ягодицы, бедро, коленный сустав, голень, стопа одной, затем, в такой же последовательности, области другой конечности. Затем делают самомассаж груди, а далее - плечевого сустава, дельтовидной мышцы, плеча, локтевого сустава, кисти, пальцев одной руки, и только после этого массируются в такой же последовательности области другой конечности. Заканчивают общий самомассаж областью живота.
  2. Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими, тяжелыми, покрылись мурашками и т. п.
  3. Можно предложить ребенку прослушать несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее приятную и комфортную (как сопровождение для массажа).
  4. Попросить его что-нибудь нарисовать в завершение процедур.
  5. Самомассаж рекомендуется проводить не позже чем за час до еды или не раньше чем через час после приема пищи.
  6. Все движения выполняют по ходу лимфатических путей:
  • все движения массирующей руки совершать по ходу тока лимфы к ближайшим лимфатическим узлам;
  • верхние конечности массировать по направлению к локтевым и подмышечным лимфатическим узлам;
  • нижние конечности массировать по направлению к подколенным и паховым лимфатическим узлам;
  • грудную клетку массировать спереди и в стороны по направлению к подмышечным впадинам;
  • шею массировать книзу по направлению к надключичным лимфатическим узлам;
  • поясничную и крестцовую области массировать по направлению к паховым лимфатическим узлам;
  • сами лимфатические узлы не массировать;
  • стремиться к оптимальному расслаблению мышц массируемых областей тела.
  1. В некоторых случаях самомассаж можно проводить через тонкое хлопчатобумажное или шерстяное бельё.
  2. Руки и тело должны быть чистыми.
  3. Массажные движения не должны вызывать болезненности или неприятных ощущений, не должны оставлять на теле кровоподтеков, нарушать кожный покров, но массаж следует проводить достаточно энергично, должно появляться ощущение тепла, расслабленности и улучшаться настроение.
  4. Общий сеанс самомассажа лучше всего проводить утром после легкого завтрака не более 2-х раз в неделю. Длительность приемов увеличивается постепенно от 5-10 до 15-20 минут и зависит от задач.
  5. Надо выбрать наиболее удобную позу, чтобы все мышцы массируемой области были расслаблены, т.е. принять так называемое среднее физиологическое положение, когда суставы конечностей согнуты под определенным углом.
  6. При самомассаже следует обходить поврежденные участки.
  7. При самомассаже можно применять средства, способствующие лучшему скольжению или обезболиванию, оказывающие рассасывающее действие. Однако лучше выполнять самомассаж просто чистыми, теплыми руками.
  8. После самомассажа полезно 15-30 минут отдохнуть. Более целесообразно применять самомассаж отдельных частей тела, а не общий.

Упражнения и комплекс упражнений для самомассажа

«Мытье головы»

а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка и от ушей к шее.

б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается»

Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая  рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

«Ушки»

Уши растираются ладонями, как будто они замерзли;  разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

«Глазки отдыхают»

Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3 - 5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под
глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Веселые носики»

Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3 - 5 раз. После этого проделать 3 - 5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

«Расслабленное лицо»

Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3 - 5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

«Гибкая шея, свободные плечи»

Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично:

а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой - правое плечо;

б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5 - 10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее. То же - левой рукой, затем обеими руками одновременно.

«Домик»

Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

«Волшебные точки»

Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо - и кровообращения. «Волшебные точки» (по А..А. Уманской),  апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 5 показаны точки, которые следует массировать последовательно. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 в противоположную).

Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:

Точка 1 - связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 - регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3 - контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани.

Точка 4 -  зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же как и точку 5.

Точка 5 -  расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе: улучшение общего кровообращения,
снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам.    
УБРАТЬ!

Точка 6 - массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит.

Точка 7 - улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8 - массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9 -  массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.

Евтушенко Т.В. Массаж и самомассаж – средство восстановления организма после физической нагрузки // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Японская методика пальцевого массажа и самомассажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...

Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

Самомассаж ушной раковины для дошкольников.

Самомассаж ушной раковины - один из наиболее доступных и эффективных видов массажа, которому  легко научить  даже дошкольников....

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...