Родительское собрание
материал (старшая группа)

Невердинова Татьяна Анатольевна

Родительское собрание "Развитие речи детей старшей группы в детском саду и дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

                         Родительское собрание в старшей группе по теме:

            «Развитие речи детей старшей группы в детском саду и дома»

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

План проведения.

1. Вступительная часть.

2. Игры «Развиваем речь ребенка».

3. Заключительная часть:

а) памятки для родителей;

б) спортивная форма;

в) оплата за д/сад;

г) изменения в социальных паспортах;

д) пополнение игровых уголков родителями;

е) подготовка к Новому году, подарки;

ж) разное.

4. Показ презентации «Наша группа «Лучики».

 

Ход мероприятия:

  1. Сообщение педагога:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что  пришли на нашу встречу.  Сегодня мы поговорим о развитии речи детей шестого года жизни.

В норме в 5-6 лет речь ребенка должна быть чистая, наполненная всеми частями речи. Дети этого возраста должны активно использовать 3-3,5 тысячи слов, без проблем составлять простые и сложные предложения, уметь поддержать беседу.

А сейчас немного науки. В России разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он стал необходим в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.  На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах.  

Основная цель речевого развития  - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Образцом овладения русским литературным языком для дошкольников должны быть взрослые, окружающие малышей, в первую очередь родители и педагоги.   Если у членов семьи наблюдаются проблемы с правильной постановкой ударений, речевые нарушения или злоупотребление сленговыми и ненормативными словами, ребенок будет их копировать.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

- овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ( главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха;  

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.  

  1. Нашим детям до школы осталось 2 года. Все вы знаете, что поступая в 1-й класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание? Да, на речь ребёнка, как он рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.

К сожалению, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое.  

 Что  должен уметь ребенок к концу старшей группы?

-  чисто говорить;

- рассказать о себе и своей семье в нескольких предложениях;

- составлять рассказ по картинкам;

- передавать сюжет услышанной истории;

- уметь контролировать громкость разговора, при необходимости разговаривать шепотом;

- общаться сам с собой;

- планировать ближайшие действия, проговаривая их вслух;

- выделять первый звук в слове, менять по просьбе слово, убирая из него названный звук;

-  использовать подходящие интонации  для подчеркивания смысла сказанного;

- употреблять абстрактные понятия;

- правильно употреблять времена, склонения, число.

 Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

-  большое внимание уделяем рассказыванию;

 - составлению творческих рассказов;

 - составлению рассказов по картине, по серии картин;

 - пересказам;

 - разучиванию стихов - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом (конкурсы  чтецов, утренники, развлечения и др.) дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

 - учим скороговорки, чистоговорки - это способствует улучшению звукопроизношения;  

-  отгадываем  загадки, они  учат дошкольников делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом спрашиваем  детей: «как догадался?», «почему?»;

-  и ещё  много играем, так как  учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.

 Большое внимание уделяем пальчиковым играм! Почему? Потому что в головном мозге человека  речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

Поэтому уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детейесли развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

  Если Вы обнаружили отставания в развитии речи вашего ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Обратитесь к специалистам.

 Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

А сейчас предлагаем всем поиграть в пальчиковую игру «Здравствуй»:

Здравствуй, Солнце золотое!                    Пальцами правой руки по 
Здравствуй, небо голубое!                         очереди «здороваться» с 
Здравствуй, вольный ветерок!                   пальцами левой руки, 
Здравствуй, маленький дубок!                  похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю -                          кончиками.
Всех я вас приветствую!

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

- Способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность коры головного мозга;

- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

- снимает тревожность;

- пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Рекомендуемые игры с детьми 5-6 лет.

1).   Выкладывание узоров из мелких  предметов.

Уважаемые родители. На столах находятся семена фасоли. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук.

2).   Лепка.

Дома лепите вместе с ребенком.

Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить   интересные игры с пользой для общего развития.

3).  Вырезывание ножницами.

Давайте детям ножницы (с закругленными концами). Учите правильно держать их, нарезать полоски из бумаги, срезать углы у квадратов, прямоугольников.

4).   Рисование.

 Рисование – занятие,  любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру. Сейчас продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если Вы не просто покупаете своим детям раскраски, а выполняете задания вместе с ними, учите правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

5).   Катание предметов между ладонями.

Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

6).   Конструирование.

Предлагайте детям различные виды конструкторов. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий).  У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще - тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче).  В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, планирующая мыслительная деятельность, что являются важными факторами при формировании предпосылок учебной деятельности.

7).   Чтение книг.

Чаще читайте детям. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, речевые обороты. Обсуждайте прочитанную книгу, создавайте рисунки по мотивам прочитанных произведений, проигрывайте эпизоды из сказок. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Все это развивает речь детей, фантазию, умение слушать и сосредоточивать внимание, расширяет словарный запас. Чтение вслух сближает родителей и детей.

8).   Ролевые игры.

Можно играть в профессии, знакомые ребенку и уточнять, кто что делает.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей постоянно следует побуждать к комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя речи.

 

Каждое утро Вы ведете ребенка в детский сад.  У Вас есть немного времени, чтобы побыть  наедине в пути и перед расставанием насладиться обществом друг друга. Не тратьте эти волшебные минуты на молчание – сделайте дорогу в сад веселой и интересной с помощью особенных речевых игр. Так вы не только наладите тесную эмоциональную связь, но и поспособствуете развитию мышления, воображения, наблюдательности и многих других полезных для ребенка навыков! Мы предлагаем Вам речевые игры, в которые можно играть с детьми добираясь в детский сад или домой.

 По дороге в детский сад. Речевые игры.

Что из чего сделано? Дом – из кирпича или дерева, куртка – из ткани, горка – из металла, дорожка – из асфальта. Смотрите куда глаза глядят и задавайте вопросы о том, что увидите.

Я знаю трёх девочек… И назовите их имена. Теперь пусть свои варианты назовет малыш. Играйте, пока у кого-то из вас не закончатся варианты. Вместо имен можно называть овощи, фрукты, животных, растения и что угодно!

Что будет, если Поставить горячее в холодильник? Уйти из дома и не выключить воду? Если все лето не будет дождя? Спросите малыша, и наверняка вы получите оригинальный ответ, а малыш удивит вас своей рассудительностью. Такие вопросы заставят его задуматься о последствиях самых разных поступков и явлений, поспособствуют развитию логического мышления.

Что это такоеИгра в обобщения. Называйте три предмета из какой-то группы, а ребенок должен сказать, как назвать их общим словом. Например – кастрюля, тарелка, ложка – посуда. Кот, собака, мышка – животные. Мама, папа, сестра – родственники и т.д.

Я вижу… И говорите какой-то признак предмета, который в вашем поле зрения. Например – я вижу красный, металлический (грибок в песочнице) или зеленое с листиками (дерево). Можете называть по очереди предметы одного цвета или имеющие другой общий признак.  

 Кто кем раньше был? Собака раньше была щенком, птичка – птенцом, жук – личинкой, каштан – цветком, вода в луже – облачком.

 Сочиняем стишки. Вернее, пока только подыскиваем рифмы. Мама говорит слово, а малыш придумывает рифму, и наоборот. Машина – резина, мячик – калачик, дом – гном, травка  – канавка, солнышко – гнездышко и т.п

Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов).

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

хлеб – в хлебнице;

сахар – в сахарнице;

конфеты – в конфетнице;

мыло – в мыльнице;

перец - в перечнице;

салат – в салатнице;

 суп – в супнице;

соус - в соуснице и т. д.  

Игра «Подружи слова». (образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

«Отгадай предмет по названию его частей». Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)..

«Назови лишнее слово». Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». -  шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

Игра «Один –много». (Образование множественного числа существительных): сорока – сороки, берёза- берёзы, машина –машины, дом - –дома, человек – люди.

3. а)  памятки (раздать родителям):

«Что должны дети знать и уметь к концу старшей группы»;

«По дороге в детский сад. Речевые игры»;

« Художественная литература для детей;

    б) спортивная форма;

    в)  оплата за д/сад;

    г) изменения в соц. паспортах;

    д) пополнение  игровых уголков родителями;

    е) подготовка к Новому году, подарки;

    ж) разное.

4.  Презентация «Наша группа «Лучики».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...