Общая характеристика дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Бугаева Ольга Борисовна

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов

чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. К 6-летнему возрасту у ребенка развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obshchaya_harakteristika_doshkolnogo_vozrasta.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Бугаева О.Б.

Общая характеристика дошкольного возраста

Детский сад №34 Красносельского р-на, г. Санкт-Петербург

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов

чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. К 6-летнему возрасту у ребенка развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается, когда детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики.

В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание.

     По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6-7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.

Некоторые формы произвольного запоминания можно отметить в возрасте

4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом

этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и во-

время воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

     Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные

изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.

1. Возрастные особенности психического развития детей. / под ред.

И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: Академия, 2005. 278 с.

2. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя началь-

ных классов. М.: Просвещение, 1986. 143 с.

3. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991.

207 с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен перечень программ для детей дошкольного возраста....

общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринно...

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка....

Статья: "Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста"

О характеристике  детей старшего дошкольного возраста...

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Общая характеристика мыслительной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте

Материал посвящен проблемам развития мыслительной деятельности деей дошкольного возраста. Изложены материалы по ознакомлению с исследованиями данной проблемы Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, Д.В.Элько...